Поиск по сайту

Страничка Псковской образованности

Псков, как пограничная область до-петровской руси, выгодно отличается своей высокой культурой от других областейпамятники зодчества и живописи дают яркое представление о широком кругозоре древнего псковича, его высоком и своеобразном эстетическом вкусе и уменьи разо браться в таких вопросах, как отвлеченная и философия. Московский разгром 1510 года значительно снижает общий культурный уро-Bejib^ вместо стригольников-гуманистов, ученых богословов Ефросиыйя Толв-ского и Иова Столпа, появляются юродивые. Но живопись, зодчество и летопись сохраняют свои творческие начала за весь XVI век, даже более—псковское зодчество и зодчие в условиях более богатой средствами обстановки московского государства достигают зенита своего развития. С могучим развитием московского торгового капитала в XVII веке Псков, как пограничный торговый центр, вступает вноьую  блестящую развития. Вереница каменных купеческих гнезд, расположенных двумя полукругами вокруг Нового Торга, дает представление о торговом расцвет^ Пскова. Документы того времени говорят о колоссальных цифрах оборота заграничной торговли, собственном монетном дворе, приезжающих иностранцах, закупке деликатесе для царского стола.  Ювелирное искусство того времени достигает своего зенита.,
В XVII веке во Псков проникает и западно-европейская образованность. В Петропавловской церкви б. Сироткина м-ря до сего времени сохранилось деревянное надгробие архиепископа Арсений, правившего Псковской епархией с 1665—1682 г., с надписями на греческом, латинском, польском, немецком и славянском языках. Знание латинского, польского и немецкого языка для допетровской Руси является, конечно, крупным культурным достижением. Вслед за Арсением епар’хией управляет Маркелл (1682—91), петровский кандидат на патриарший престол, «из ученых иностранцев», как характеризуют его современные сведения. При нем, очевидно, начала создаваться небезызвестная библиотека архиерейского дома, т. к. на нескольких иностранных латинских книгах XVII века, хранящихся ныне в госуд. областном музее, имеются надписи, что они приобретены при митрополите Маркелле.
Библиотека Псковского архиерейского дома, кроме своей общенаучной ценности и/своеобразной истории, для пскововеда еще имеет то значение, что дает возможность проследить те пути, по которым европейская книга проникала во Псков в конце XVII и в начале ХУ1Ц в. в. Проследить все многочисленные экслибрисы,собстреннические, дарственные и фамильные надписи, а также этикетки книгопродавцев на 2 тысячах слишком книг, попавших в музей, значит выявить эти пути. Уже проделанная в этом направлении работа дает интересные результаты; книга, родившаяся в Германии, Франции, Италии и Нидерландах попадает сперва в Краков или Митаву, оттуда разными путями доходит до Полоцка и оттуда уже попадает во Псков. Такой путь между прочим проделала многотомная «Магдебурская церковная история»—из фамильной библиотеки саксонского пастора XVII века во Псков. Позже путь выпрямляется несколько—передача идет через Ригу, но услугами петербургских книготорговцев Псков начинает пользоваться только в конце XVIII в.
После присоединения Приба^фжи Псков ,быстро отпускается, его заграничная торговля сводится к нулкуно, благодаря близости петербургского порта и императорского двора, .он яаг совсем глохнет. Во Псков назначаются архиереями крупные личности, ^дажные при дворе, как-то Феофан Прокопович, Рафаил Заб.оровский, ВарлаамЛЛепеницкий, Симон Тодорский, Гедеон Кринов-ский и Иннокентий Нечаев. \Все они для своего времени являются крупными учеными, в особенности Симр^ Тодорский, европейская знаменитость.
Историк Пскова А. Князев в своих сочинениях сохранил фрагменты своеобразной судьбы архиерейской библиотеки. Известно, что   ,со    средины    XVHI
века она хранилась в соборной колокольне , заведывал ею соборный настоятель и пользоваться ею могло и семинаристы Если последнее правильно, то это одна из первых публичных библиотек в России (Ст А Князева, очерк истории Псковской Семинарии, Москва, 1866 год), В начале XIX века она была передана Псковской Духовной Семинарии, в 1815 году в нее была влита библиотека Иннокентия Нечаева, умершего в Твери, а в 1817 г — библиотека Симона Тодорского
Дальнейшая судьба этого ценного книгохранилища такова В ведении Семинарии, оно, очевидно, пользовалось не большой популярностью* т к многие ценнейшие издания XVI, XVII в в в -роскошных современных переплетах великолепно сохранились бы, если бы их не поедал червь В 1919 году семинарская библиотека была превращена в кавалерийскую конюшню и часть книжных сокровищ пропала под навозом Уцелевшая часть была передана в Обл. Гос   Музей, где описано и выявлено около 3000 книг **)
Страничка псковской образованности будет не полная, если не укажем на Мирожскии м-рь, как на один из очагов местной культуры XVIII века При
ликвидации этого древнего места культа взя го было оттуда немного более сотни рукописей и печатных книг Рукописи по большей части—схоластические курсы тогдашних академии, Киевской, Московской, Калишской, Краковской, Новгородской, Казанской и Псковской семинарий, дающие ясные и подробные представле-
*) Расположение этого здания спорно, т к нынешняя колокольня построена гораздо позже хозяине в 1830 году как передает И Грабарь (имеется на более стариннь х рисунках) На плане 1740 года колокольня показана на том же месте  где и ныне
<) Среди книг и рукописей находятся такие ценности как греческая рукопись IX—Хв, 4 арабе» -I» рукописи, переписка Симона Тодорского, издания Эльзевиров и из собственнои библиотеки Петра I, Екатерины II и многих крупных ученых XVIi1 Е=ка с собствсенноручными пометками
ния о составе наук и способах преподавания в тогдашних средних и высших учебных заведениях, а отчасти даже и житье-бытье учащих и учащихся Почти все они имеют надписи неизвестного нам иеромонаха Павла, книги которого попадаются и в семинарской библиотеке По всем вероятиям этот был с ень всесторонне образованный человек, знающий около 7 языков, интересующийся и светской литературой (его подпись имеется и на Прекрасных изданиях классиков специально изданных для дофина), есть предположение, что это некто Ку-нинский, ученик Лихудов потом друг Георгия Канисского Но особого внимания исследователя в наследстве Мирожского м-ря заслуживают
1)   Собственноручная рукопись братьев Лихудов от 1706 года, писанная в Новгороде   (во время заточения) на греческом языке, на 489 листах в четверть, весьма хорошей сохранности —Подлинность рукописи признана И А Бычковым и проф   А   И   Малеиным
2)   Печатный синаксарь на греческом языке 1656 года Максима  Маргуния Кифирского, чрезвычайно редкий, второй экземпляр которого, по словам проф А   Бриллиантова, имеется лишь в римской   библиотеке
Первая школа по Духовному Регламенту 1721 года была открыта во Пскове Рафаилом Заборовским в 1725—1727 гг, но лишь в 1746 году при Симоне Тодорском она получила окончательное устройство (Ст А Князев, очерк и т д ) Весьма интересны методы преподавания и состав наук тогдашних учебных заведений Курс словесности «пиитики» преподавался на самом вычурном латинском языке и самым схоластическим образом Весь учебный материал, отожествляемый с Парнасом, делился на две «вершины», на каждой вершине было по несколько «садов», в них по несколько «кустов», «вегвей», «лепестков» Как высокий образец стихотворчества приводятся бездарные и иногда и безграмотные вирши разных неизв виршеплетов Правда, иногда выступают и классические стихи Горация, но чрезвычайно редко Только в самом конце XVIII века в школе начинают цитировать русские сги\и Кантемира и Ломоносова Очень интересны курсы философии, куда входит и «натуральная фичософия», т е физика В рукописных курсах этой науки фигурируют рисунки физических приборов, солнечной системы (при чем копсрниковская система не совсем принимается^ земли и луны и т д В курсах богословия ведется усердна полемика с древними еретиками, но во второй половине XVIII века полемизируют д?ле с деистами   и Вольтером
А. Янсон

В выпуске 10-м «Трудов Псковского Археологического Общества», в работе Н. Ф. Окулича-Казарина «Материалы для археологической карты Псковской губ.», приведены, между прочим, и данные о курганах, могильниках и надписях, находящихся в районе гор. Сольцы, Порховского уезда.
Летом 1924 года я имел возможность проверить часть этих данных: именно о тех памятниках, которые приноровлены в работе Н. Ф. к следующим пунктам: Валка (городок Малый), стр. 212, Замостье (стр. 215), Любитово ‘стр. 219), Молочково (стр. 219), Отрада (стр. 219), Струги (стр. 222), Шкня-тино  (стр. 223).

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Из истории псковских говоров
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Псковская таможенная книга 1749г.
  • Петр Алексеевич Головин. Документы архива псковского воеводы
  • Интересное