Стихия
Документы написаны главе новгородской администрации, высшему должностному лицу вечевой республики. Датировка грамоты позволила В.Л. Янину предположить, что она могла быть направлена посаднику Степану Твердиславичу или кому-то из его ближайших преемников. Любопытно, что первый из приведенных документов был найден в 1985 году, а второй — только четыре года спустя. В. Л. Янин считает, что упоминание в одном из текстов Полоцка приводит к выводу о том, что донесения были направлены с юго-западных рубежей Новгородской земли. Ясеняне — жители Ясенского погоста, известного по новгородским писцовым книгам. Центр погоста находился на месте современной
деревни Ясно в Порховском районе. Городчане — жители или, скорее, представители военной администрации ближайшего к Ясенскому погосту Кошкина городка на реке Узе. По писцовым книгам конца XV века Кошкин городок был центром уезда в составе двух погостов — уже упомянутого Ясенского и Жедрицкого. Деревню Жедрицы легко отыскать на современной карте Дедовичского района.
Места, откуда поступили донесения, всегда были зоной повышенной опасности при конфликтах с Литвой. Это заставило князя Александра Ярославича (будущего героя Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г.) с новгородцами уже в 1239 г. поставить «городци» (укрепления) на Шелони. В списке русских городов конца XIV века («А се имена всем градом рускым, далним и ближним») на Шелони названы пять городков: Порховская каменная крепость, Опока, Высокое, Вышегород, Кошкин городок. В. Л. Янин предполагает, что Кошкину городку соответствует деревня Жедрицы. Кошкин городок назван среди 13 новгородских укрепленных поселений, данных новгородцами в кормление князю Юрию Святославичу в 1404 году. Упомянут он в сообщении новгородских и псковских летописей о набеге немцев (1408 г.) и в духовной грамоте (завещании) великого князя Ивана III (1504 г.).
И. КОЛОСОВА
Злотканое покрывало и гребень под рукой
В 1998 году впервые состоялись широкомасштабные археологические раскопки на территории поздней части Среднего города Пскова. Участок, на который пришли археологи, располагался примерно в сотне метров к северу от трассы укреплений Среднего города и метрах в двухстах к востоку от предполагаемой трассы Трупеховой улицы — на месте дома 106 по Октябрьскому проспекту.
Большая площадь сплошных раскопок в густонаселенном районе города (а она составила более 800 кв.м) давала возможность исследовать целиком или частично городские усадьбы, выявить их планировку, связь с известными по письменным источникам улицами.
Результаты раскопок превзошли все ожидания.
После исследования напластований XVII-XVIII вв., имеющих, как правило, плохую сохранность органики, начали открываться остатки деревянных сооружений XIV-XVI веков. На исследованном участке было открыто несколько городских усадеб.
Особенно хорошо читались следы жизни на них, относящиеся к XIV-XV векам. В северо-восточной части раскопа были открыты подвальные ямы жилых и
хозяйственных построек. На дне одной из них так и осталась стоять деревянная кадушка, заваленная землей и обугленными досками сгоревшего дома. Подвальное помещение другой сохранилось настолько хорошо, что удалось выяснить особенности строительных приемов, применявшихся мастерами при ее сооружении. На дне этой постройки лежал деревянный ковш и копыл — деталь саней. Здесь в XIV-XV веках жили мастера-косторезы. Множество отходов их ремесла было найдено при исследовании этой усадьбы.
Севернее располагалась усадьба мастера-кожевника. Впервые среди многочисленных деталей кожаной обуви, ножен, ремней была обнаружена заготовка кожаной перчатки. Здесь же была найдена и деревянная обувная колодка.
Итак, в XIV-XVI веках в этой части Среднего города Пскова располагался городской квартал, населенный ремесленниками.
Однако история этого района древнего Пскова началась не в XIV веке, а значительно раньше. Под остатками построек XIV века были открыты напластования, где органика сохранилась значительно хуже. На фоне песчаных геологических отложений отдельными более темными пятнами выселялись следы частокольных канавок, остатков жилых построек. Это — свидетельства первоначального освоения данного участка, живая застройка ХП-ХШ веков. Возможно, что уже в XII веке на эту, довольно отдаленную от Крома территорию, распространялся городской посад.
Но самое неожиданное открытие оказалось впереди. При зачистке стенок котлована дома 106 были обнаружены человеческие кости. В разрезе хорошо читались стенки могильной ямы. Так было открыто первое погребение могильника рубежа X-XI веков. На дне могильной ямы головой на запад был похоронен человек (очевидно — женщина), покрытый большим златотканым покрывалом. Следы покрывала читались по тонким золотым нитям, составлявшим узор ткани. Под правой рукой у бедра лежал костяной гребень. Именно находка гребня помогла дать довольно точную датировку погребению. Такие гребни были широко распространены на рубеже X-XI веков в странах балтийского региона. На расстоянии 8 метров от первого было открыто второе погребение, тоже с гребнем. Могильник располагался на песчаном холме, полого спускавшемся к югу.
Археологические исследования показали, что в древности здесь был сильно пересеченный рельеф местности. Очевидно, холм или песчаная гряда господствовали над более низкими и топкими местами. Возможно, здесь существовали и водоемы. Могильник имел традиционное местоположение. Точных аналогий открытым погребениям нет. Они относятся к тому сложному для Древней Руси времени, когда в погребальной обрядности проявлялись как языческие, так и христианские традиции.
Т. ЗАКУРИНА
Там, на неведомых дорожках
В мае 1998 года на окраине
деревни Бог даново (Островский район)
членами молодежного историко-культурного общества «Вервь» Олегом
Степановым, Анатолием Курком был
найден камень с выбитым на нем следом
человеческой ступни. Найденный
памятник является культовым камнем. Культовые камни — это крупные
валуны, объекты поклонения в
языческие времена. На них часто
выбиты какие-нибудь изображения:
след ступни, крест, чаша и т.д.
Встречаются и камни без каких-либо
изображений, которые тоже
пользуются почитанием. Культовым
камням приписывалась целительная
сила. У камней устраивались молебны.
В качестве жертвоприношений на камни клали хлеб, ягоды, деньги, воск, лен, овечью шерсть и т.д. Следы на камнях, по мнению ученых А. А. Александрова, М. В. Шорина, приписывают языческому богу Велесу.
Почитание культовых камней не исчезло с принятием христианства. Изображение следов на камнях связываются с культом Богородицы, Христа, Параскевы Пятницы, княгини Ольги, с некоторыми местными святыми. Рядом с такими камнями ставили поклонные кресты или часовни. Те камни, почитание которых прекратилось в христианскую эпоху, попали в категорию «нечистых». Очень многие камни утратили свое значение. С обнаруженным камнем в Островском районе уже не связано никаких легенд.
След, выбитый на камне близ д. Богданове, небольшой глубины, длина его 18 см, ширина 8-9 см. Рядом со следом выбит четырехугольник. Возможно, он выполнял функцию углубления для поклонного креста.
В Локнянском районе у деревни Зелехово студентами ПГПИ А. Курком и В. Константиновым найден еще один культовый камень. На нем есть два изображения: след стопы и формы перевернутой чаши. Этому камню тоже поклонялись в языческие времена.
А. КУРК
На древнем порубежье
Псковская земля таит еще много неизвестного и неразгаданного. Это подтвердила научно-исследовательская экспедиция «Поиск», организованная и проведенная молодежным историко-культурным обществом «Вервь».
Главной целью экспедиции было проведение осмотра горы Лобно и ее окрестностей. Давно существуют предположения, что на Лобно находилась новгородская крепость Ржева — административный центр Пусторжевской земли.
27 июля 1998 года участники экспедиции побывали на Лобно. Из деревни Власково на гору ведет узкая извилистая тропинка, по краям заросшая крапивой и кустарником. Подъем на гору занимает минут десять.
На горе Лобно сохранились руины церкви Успения Богородицы и небольшое сельское кладбище. Когда-то здесь была деревня.
При осмотре площадки стала попадаться средневековая керамика XI-XIII и XV веков, что хронологически совпадает со временем существования города Ржевы. Здесь проходила граница между Псковской и Новгородской землями. Возможно, крепость РжеНа и охраняла новгородские владения от псковичей. В 1406 г. Псковская и Ржевская земли подверглись набегу литовцев. А в 1436 году вся Ржевская земля опять была опустошена, но на этот раз новгородцами за отказ платить дань.
Если обнаруженное городище на горе Лобно является Ржевой. то, соответственно, все сообщения летописей можно соотнести с этим местом. Но утверждать это до проведения целевых археологических изысканий преждевременно.
На обратном пути был осмотрен холм, замеченный во время восхождения на Лобно. По мнению научного сотрудника Псковского музея-заповедника А. А. Александрова, это городище раннего железного века.
Инструкция по ремонту и обслуживанию легковых машин Хундай Акцент 1