Поиск по сайту

Стихия

купить коня для следователя, «княжеского мужа», и начать розыск. Такая процедура предусмотрена сводом законов Древней Руси — • Русской Правдой».
Грамота№ 675- 40-е — начало 60-х гг. Х11в.«(0т… кМиляте). Брат Милята! В Киеве Бог был свидетель между нами: из твоих фофудий девять выговорил я себе. Таким образом, в Луках гривен шесть …. Пришел (или: придя) в Суздаль, раздав в долг…».
Фофудья — сорт драгоценной ткани, которую привозили из Византии; дважды она упоминается в «Повести временных лет». Грамота сохранилась фрагментарно, но очевидно, что в ней идет речь о торговой операции большого размаха, охватившей Киев, Новгород, Суздаль и Луки. Берестяной документ подтверждает предположение о значении Лук (современных Великих Лук) как центра торговли уже в середине XII в. Интересна она и тем, что содержит древнейшее упоминание этого города. В летописи он впервые назван под 1166/67 г. в связи с конфликтом новгородцев с великим князем Ростиславом Мстиславичем и заключением между ними мирного договора.
Грамота № 640. Середина 50-х — середина 90-х гг. ХП в. <с..А полгривны (задолженности) считайте (у такого-то)…. (А у таких-то) которян (жителей Которского погоста), две ногаты поногатного (род подати). А из дьяков — у Худыча (возьмите) три резаны, а себе куну. А из добрычевичей (жителей деревни Добрычево или потомков Добрыча) — у Романича куну, а себе куну (у такого-то) куну, а себе куну».
Грамота представляет собой фрагмент распоряжения сборщикам податей. Резана — мелкая денежная единица. Которский погост известен по новгородским писцовым книгам XV-XVI вв. Его центром была ныне существующая в 7 км от пос. Плюсса дер.Которск на речке Городоньке, правом притоке р. Плюссы. Близ дер. Которск находится комплекс археологических памятников конца I — начала II тыс. н.э., исследованный петербургскими археологами. Он включает городище, селище, группу сопок, несколько курганных групп. Названных в грамоте добрычевичей В. Л. Янин считает жителями известных по новгородским писцовым книгам деревень с одинаковым названием Добрышкино в Быстреевском погосте Шелонской пятины (вероятно, на р.Шелони, у восточной границы современного Порховского района). Но возможно и другое предположение. В нижнем течении Плюссы, в Гдовском районе, и ныне существует дер. Добручи. Возможно, в грамоте идет речь о сборе податей с поселений в бассейне р. Плюссы.
Дублине — наши далекие предки
Грамота № 540. XV в. «Господину… [бьют челом] твои крестьяне дубляне. Здесь за нас [вероятно, Иван, Степан и пр.: какое-то имя с
окончанием -ане] твой договорился в Порхове с воеводами о [поставке] трех коробей овса и тем самым нам довел [размер поставок] до … (вероятно, десяти коробей)…».
В грамоте № 540 еще одно упоминание Порхова, вероятно, несколько более позднее, чем в грамоте № 275/266. Дубляне — жители деревни или местности возле Порхова с названием, производным от корня дуб-. Комментируя грамоту, В. Л. Янин отметил среди топонимов округи Порхова деревни Дуброва (на р.Полонке) нДубско mm Дубровка близ Михайловского погоста на р.Узе. Дубае (Дубска) упоминается в Псковской второй летописи конца XV в. в связи с набегом немцев на псковские и новгородские земли в 1408 г. Впрочем, как считает В. Л. Янин, в Дублянах можно видеть и жителей целого административного округа -Дубровенского погоста.
Интересно, что в момент написания грамот в Порхове был не один воевода, а несколько — не менее двух. Это могло быть обусловлено военным временем. Так, два воеводы в Порхове известны по летописям во время осады этого новгородского пригорода литовским князем Витовтом в 1428 г. Грамота представляет собой жалобу крестьян проживавшему в Новгороде «господину» (землевладельцу) на увеличение поставок овса для размещенной в Порхове или его округе конницы.
«Доконцаль в Порхове воеводамъ…»
Большая часть новгородских берестяных текстов с упоминанием населенных пунктов в пределах современной Псковской области относится к Порхову и его округе. Бассейн Шелони и земли, расположенные севернее, входили в конце XV — XVI вв. в состав одной из новгородских пятин — административно-территориальных единиц, образовавшихся после присоединения Великого Новгорода к Москве (1478 г.). Источники свидетельствуют, что уже в X-XI вв. подати с этих земель поступали в Новгород. Граница между псковскими и новгородскими владениями в период существования самостоятельных вечевых республик проходила по водоразделу Черехи, притока Великой, и Узы, впадавшей в Шелонь.
Тексты грамот, как и в первой публикации, приводятся в переводах доктора филологических наук, действительного члена Российской академии наук Андрея Анатольевича Зализняка.
5. Грамота № 550. Середина 60 — 90-х гг. XII в. «Поклон от Петра Овраму. Матею ты сказал, [что именно] столько я должен собирать денег (т.е. дани). Больше же ты мне денег не поручай. А вежники утверждают, что они отдали Сбыславу четыре гривны; а поселищных денег 15 гривен. А Готил со мною будет, дороганичи же пошли в город».
В грамоте, как и в некоторых других берестяных документах XI-XII вв., идет речь о сборе государственных налогов. Поселищные деньги — вероятно, подати с поселений (сел, селищ). Интересно упоминание в этом тексте дороганичей -жителей деревни Дорогани. Академик В. Л. Янин, комментируя документ, предположил, что эта деревня может быть отождествлена с известной по новгородским писцовым книгам конца XVI в. деревней Дрогини (или Драгани) в Карачунском погосте Шелонской пятины. Она существует и в наши дни в Порховском районе, недалеко от Волышова. В Новгородской земле в XVI в. были и другие деревни со схожими названиями. На чем же основана уверенность в том, что в данном случае имеется в виду именно порховская деревня? Дело в том, что на той же усадьбе в слоях середины XTV в. найдена берестяная грамота № 568, в которой идет речь о населенных пунктах в этом же регионе. Можно отметить в бассейне верхней Шелони также деревню Дороганец близ пос. Дедовичи. Не существовала ли она уже во второй половине XII в.? Загадочное слою вежники, как предположил В. Л. Янин, может означать жителей деревни Вежье (Везье, Вязье). Деревня с таким названием существует и в настоящее время на левом берегу Шелони в Дедовичском районе. Впрочем, А. А. Зализняк отмечает, что слово вежники встречается также в берестяной грамоте № 664; оно могло означать ¦¦живущие в вежах (т.е. шатрах, чумах)» и обозначает представителей народностей, обитавших в Новгородской земле или по ее окраинам — лопарей и карел. Но, впрочем, они в бассейне Шелони неизвестны.
«У Домана в Микулине коробьи соли»
Грамота № 568.40-70 гг. XIV в. «У… ька на Острове коробъя соли, у Дамана в Микулине … коробьи соли, у Болды в Славницах коробьи соли, у… на Кшетах полторы коробьи соли, у старосты на Кшетах с
дружиной полторы коровьи соли, у Олисея на Кшетах полторы коровьи соли, у Кузьмы Рядяпшш полкоробьи соли, у Родивана с …м (сыном? зятем? братом?) коробья соли, у князя в селе Болоте полторы коровьи, у …кыта на Сопшах с зятем коробья соли, у Ивана…». Втексте приводится перечень крестьян с указанием мест их жительства и размеры податей с них в коробьях соли. Новгородская коробья — мера сыпучих тел в XIV-XV в., равная примерно 14 пудам.
Названия сел и деревень, встречающиеся в этом документе, В. Л. Янин трактует следующим образом. Кшеты — это современная деревня Кпюты в нижнем течении реки Белки, правого притока Шелони. В писцовой книге Шелонской пятины название этой деревни передано как Шкота. Рядом с Кшотами есть сейчас деревня Славница. Деревня Остров по писцовой книге конца XV в. также находилась в нижнем течении р. Белки, на современной карте ее в этом районе нет. Деревня Сошли (Сошла) сохранилась до нашего времени близ Волышова. Между Славницами и Островом на р. Белке в XIV в. могла находиться, по предположению В. Л. Янина, деревня Микулино. «Болсино село- может быть отождествлено с современной деревней Болчино на правом берегу Шелони, в Дедовичском районе.
Интересно, что крестьяне платили налоги солью, которая в этих местах не добывалась. Во время поездки по упомянутым в грамоте № 568 местам московские археологи П. М. Алешковскнй и С. 3- Чернов выяснили, что соль в эти места вплоть до началаХХ в. завозилась из района современного города Острова. Таким образом, названные в грамоте крестьяне — это «копачи», занимавшиеся добычей соли в местах, удаленных от их родных деревень, и плативпше солью государственные подати.
«От городчан к посаднику Великому…»
Грамоты № 704 и 636 Вторая половина XIII века. «От городчан к посаднику великому. Вот ясеняне бежали…». «Пришел выкупленный пленник из Полоцка, сообщает, [что собралось] большое войско. Выдайте же пшеницы для гарнизона».

Страницы: 1 2 3 4

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Памятники правого и левого берега.
  • Северо-восточный регион
  • Петр Алексеевич Головин. Документы архива псковского воеводы
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Интересное