Поиск по сайту

Стихия

Все сметено могучим ураганом
Псковского уезда, от погоста, именуемого Погостищами, по направлению к востоку до погоста Рюхи, ночью на 14 августа пронеслась при сильном порывистом ветре громоносная туча с проливным дождем и градом обыкновенной величины и на пространстве 30 верст в длину и десяти в ширину, в течение двух часов водою залило все поля. Рожь, посеянную к будущему году, замыло, лен, бывший в мочилах, подняло и занесло в отдаленные места.
По улицам в деревнях несло тяжелые вещи, как-то: кованые колеса, камни и т.п. С нескольких строений сорваны крыши, опрокинуты скирды с хлебом, повреждены огородные овощи, яровой хлеб в полях избит, в пахотных местах земля в многих местах изрыта. На речках Дубине, Смердяче, Лунине и в ручьях вода вышла из берегов, унесла мосты, от чего прекращалось даже сообщение, так что для проезда должно было устраивать паромы.
«Псковские губернские ведомости», 1846 г.
Неурожай в Талабске
Рыбы почти не видно нигде, разве за малым исключением. Рыбаки при хорошем лове вытащили меры две, а больше уж и совсем ничего, уж как они не ухитряются и какие меры не принимают, все напрасно. И вот почти всю зиму бились несчастные и, наконец, многие повесили свои запасы.
Положение весьма скверненое, ремесла другого не знают, кроме лова, за что приняться — сами не знают. Лед в озере может еще простоять целый месяц, а у них и теперь хлеба нет. Что взято в земстве поприели, остается одно — хоть с торбой идти. Но куда же идти? У кого просить? У талабчан настоящий голод, нет никакого исхода.
И вот недавно одним из благотворителей к бедному люду Петром Карловичем Гембицем, вероятно по дошедшим до него слухам о голоде талабчан, прислано несколько четвертей ржи для раздачи бедным талабчанам. Этот случай доброты П.К. Фон-Гембица в такую тяжелую годину для Талабска, заставил бедняков чуть ли не со слезами благодарить лицо, заботящееся о их благосостоянии и принимающее особое участие.
Д. ГРИВСКИЙ,
учитель 2-го Талибского училища
«Вестник Псковского губернского земства», 1881 г.
По материалам Государственного архива
Псковской области (ТАЛО)
Ледовая напасть
31 марта на острове Талабск, где находится Александровский посад, случилось следующее внезапное происшествие. Пополуночи в 3 часа во время сильного ветра лед на большом Псковском озере начал колебаться на всем своем пространстве, нисколько не ломаясь. Потом вся эта масса льда, приподнявшись у берега, вдруг полезла, так сказать, в гору всею своею плоскостью. И силою напора снесло все встретившиеся на пути строения, всего числом до 10, в том числе 3 жилые избы. Перенесло их на пространство нескольких саженей выше к середине острова и уперло отчасти разрушенными, отчасти цельными, к другим жилым избам, в отдалении находящимся. Тут лед остановился и лежит до сих пор.
Кроме строений, лед разрушил довольное число ладей и челн и много рыболовных припасов. Жители Александровского посада, потерпевшие большой убыток, который еще не приведен в известность, заняты теперь очисткою нанесенных груд льда и разборкою разрушенных строений и других предметов. К счастию, не погибло при сем ни одного человека.
«Прибавление к Псковским губернским ведомостям», 1843 г.
Н. КОЛОМЫЦЕВА
Не бойтесь солнечного затмения
Вокруг каждого солнечного затмения в обществе всегда нагнетались страсти, даже если это было просвещенное общество. 85 лет назад, в 1914 году, Вестник Псковского Губернского Земства по поводу солнечного затмении писал: «Ввиду предстоящего 20 августа затмения Солнца и возможности сопоставления его народными массами с текущими событиями Псковский губернатор предлагает земским начальникам, чинам полиции и волостным правлениям губернии оповестить сельское население о предстоящем затмении с указанием, что явление
это естественное, давно предсказанное учеными людьми и никакого отношения к переживаемому времени не имеет, так что связывать его с войной или какими-либо другими бедствиями совершенно неосновательно».
Л. ФРОЛОВА
Ураган над Псковом
В1920 году была снесена до основания кровля над притвором церкви Козьмы и Дамиана с Гремячей горы. Купол собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря снесен ураганом до основания. Силами Петроградского отделения Главмузея в Пскове после урагана исправлены крыши Поганкиных палат и произведена побелка стен. Исправлена после урагана крыша здания Старой Консистории, а само здание очищено от занимаемой ею чайной и отдано под центральное хранилище.
Покрыты после урагана сорванные кровли и глава Рождественского собора Снетогорского монастыря, кровля звонницы Воскресенской со Стадища церкви и кровля церкви Козьмы и Дамиана с Гремячей горы. Также вновь перекрыта обветшавшая церковь Николы Каменноградского. Новой кровлей защищена Солодежня.
Из фонда ГАЛО А.ЕФИМОВ
Раздел ХШ. ДАВНЫМ — ДАВНО
Коупиль еси робоу плъскове…»
Наш край в памятниках новгородской берестяной письменности
26 июля 1951 г. на археологических раскопках в Новгороде в слое рубежа XIV-XV вв. впервые была найдена берестяная грамота — письмо на специально подготовленном листе березовой коры. С тех пор каждый год раскопок приносит все новые находки. В1997 г. общее количество новгородских берестяных грамот достигло 808. В текстах, найденных в Новгороде, нередки упоминания населенных пунктов современной Псковской области, прежде всего — ее восточных районов, входивших в состав Новгородской земли. Всего таких берестяных документов XI-XV вв. к настоящему времени удалось выявить 15. Псковских берестяных грамот обнаружено все же мало, всего восемь, и только 3 из них — большие, достаточно информированные тексты. Поэтому так важно привлечь для изучения истории
нашего края новгородские находки.
***
Ниже приводятся тексты найденных в Новгороде ранних берестяных грамот (XI-XII вв.), в которых содержатся сведения о городах и сельских поселениях современной Псковской области. Тексты грамоты даются в переводах А. А. Зализняка.
1. Грамота № 526. Вторая треть XI в. «За Бонном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т.е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежхом Прожневичем погривны, за Сиромом без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животном 2 гривны обломками (серебра).
На Селигере за Хмуном и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19
[кун]».
Грамота представляет собой долговой список. Этот документ связан со сбором государственных податей. Сборщик податей одновременно выступал и как ростовщик, записывая проценты на тех, кому он предоставлял отсрочку по выплате налогов, внося за них свои деньги. Гривна, куна, ногата -древнерусские денежные единицы. Погощане — жители погоста, административно-податного округа в составе Новгородской земли. Географический комментарий к грамоте 526, как и к другим берестяным документам, предложен академиком В. Л. Яниным, профессором МГУ, руководителем Новгородской археологической экспедиции. Названные в грамоте должники проживали в Русе (современный город Старая Русса), на оз. Селигер, на р. Луге. Интересно упоминание здесь живших на р. Шелони Добромысла и Животки. Заслуживает нашего внимания также упоминание Дубровны. Правда, В. Л. Янин отмечает, что неясно, о какой Дубровне — шелонской или валдайской здесь идет речь. Возможно, что это первое упоминание известного по летописи с 30-х гг. XII в. поселения (ныне в Порховском районе). Среди должников — некий Нежко Прожневич. Первоначально В. Л. Янин предположил, что этот человек жил в дер. Прожнево на р.Луге (эта деревня известна по новгородским писцовым книгам XV-XVI вв.). Позднее исследователь писал о том, что Нежко, как и названный перед ним Сиром (или Сирома), жили на верхней Шелони. Здесь в Пажервицом погосте, располагавшемся на территории современного Дедовичского района, по писцовым книгам известна дер. Прожнево (ныне несуществующая). Итак, судя по этой грамоте, в XI в. в Новгород поступали подати с поселений на Шелони, Луге, Селигере.
2. FpauomaNs 109. КонецХ!- середина 10-х гг. XII в. «Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, а теперь меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. Но за меня поручилась дружина. А ты теперь пошли к тому мужу грамоту: есть ли у него рабыня? (или: у него ли рабыня?). А я хочу, коня (или: коней) купив и посадив (на коня) княжеского мужа, (идти) на очные ставки. А ты, если (еще) не взял тех денег, не бери у него ничего».
Перед нами сложная ситуация. Адресат грамоты Микула купил в Пскове рабыню, которая оказалась краденой. Ее законной владелицей была княгиня, по предположению В. Л. Янина, — Христина, жена новгородского князя 1Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. Она опознала свою рабыню и приказала схватить Жизномира, каким-то образом причастного к этому делу. За его невиновность поручилась дружина. Теперь же автор грамоты захотел оправдаться, найдя настоящего похитителя рабыни, продавшего ее. Он решил

Купить холодильные шкафы.

Страницы: 1 2 3 4

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Памятники правого и левого берега.
  • Северо-восточный регион
  • Петр Алексеевич Головин. Документы архива псковского воеводы
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Интересное