Средневековый Псков. Часть 2
Ключевая проблема исследования структуры посадского населения — это вопрос о статусе посадских бобылей, дворы которых в 1678 г. составляли 2/з от общего числа всех посадских дворов. За тридцать лет до этого по переписи 1646 г. в Пскове числилось всего 19 дворов посадских бобылей, что составляло 2% населения. Известно, что сельские бобыли были наиболее разоренной и неплатежеспособной частью крестьянства и пользовались льготами при уплате податей — платили облегченный бобыльский оброк. А.Л. Шапиро подчеркивал, что и в городах бобыли числились людьми самыми бедными. Если понимать под посадским бобылем разоренного и неплатежеспособного горожанина, то получится, что большая часть населения Пскова не несла полного тягла.
Рост численности посадских бобылей по переписи 1678 г. — это не только псковское явление. Численность городского бобыльства во второй половине XVII в. росла также в Рязани, Ростове, Торопце, Переяславле Залесском, Устюге Великом, и такое изменение структуры посадского населения было общероссийской тенденцией. Видимо, посадские бобыли Пскова, за исключением беднейших «просящих старцев», несли посадское тягло. Известно, что некоторые посадские бобыли, как, например, братья Харлампиевы в 1688 г., вели большую торговлю за рубежом’6. Поэтому статус бобыля в переписной книге Пскова 1678 г., видимо, отражал лишь обычное для русского города имущественное расслоение посадского населения на людей «лучших», «середних» и «молодших».
Во дворах посадских людей жили и зависимые от них люди. Согласно Уложению 1649 г., посадские люди могли
держать в своих дворах людей по «жилецким записям», которые оформлялись на срок 5 лет. На практике, однако, зависимость часто становилась вечной, чему можно найти документальные подтверждения и в переписных книгах. Так, в Никольской сотне во дворе котельника переписчики записали его «ученика Трофимка, взят в учение котельной работы георгиевской крестьянской сын с Печок в нынешнем во 186 году, а жить ему Трофиму у него Афимка вечно». Во дворе огородника из Жирковской сотни жил холоп: «куплен человек польской породы»17. Степень расслоения порой была очень высокой, о Чем сЁидетельствует распространение нищенства в Пскове. В переписной книге неоднократно отмечались «просящие старцы», проживавшие как в своих, так и в чужих дворах. «Старцами» обозначались отнюдь не престарелые люди, а именно нищие. Так, в бобыльском дворе из Жирковской сотни, помимо бобылей-подсоседни-ков, жила еще вдова солдата красногородского поселения с детьми: «дети У нее просящие старцы Кондрашко 13 лет, Бориско 7 лет»18.
Пройдет еще лет 30, и Петр I будет жесткими полицейскими мерами преследовать нищих, отправляя их на галеры и заводы. А в 1678 г. в Пскове еще существует официально зарегистрированное нищенство: бедняки имели право на общественную благотворительность. Им дозволялось просить милостыню у церквей после службы или на рынках. Несмотря на строгую сословную иерархию, средневековое общество покоилось на истинно христианских ценностях, когда, как писал Ф. Бродель, «нищий, постучавший у дверей богача, был божьим посланцем, чей облик мог принять Христос»19.
Историографические стереотипы и современные методы исследования политических событий
Восстание в Пскове принадлежит к числу таких событий отечественной истории, в объяснении которых и поныне преобладают стереотипы марксистской методологии. Фундаментальное исследование истории восстания было выпол-
нено М.Н. Тихомировым еще в 1935 г., и время властно наложило отпечаток на книгу ученого20. Для своего времени М.Н. Тихомиров создал уникальную работу, основанную, главным образом, на архивных источниках, а изложенные в ней выводы — результат серьезного исследования. Фундаментальный характер труда Тихомирова, а также локальный характер изученной проблемы стали причиной того, что десятилетия спустя его исследование остается единственной попыткой осмыслить драматичные события 1650 г.
Между тем за истекшие годы исследовательская ситуация в отечественной исторической науке кардинально изменилась. XVII столетие представляется уже не просто «бун-ташным веком», но сложнейшей переходной эпохой, Соединившей в себе черты средневековья и нового времени. В исследовании социально-экономических отношений этого периода первостепенное значение имеют работы Л. В. Мило-ва, в которых впервые в отечественной науке поставлена проблема особенностей развития предпринимательства в России и преобладания в ее экономике «неадекватных форм капитала»21. Выводы Л.В. Милова настоятельно диктуют необходимость вернуться к теме городских восстаний середины XVII в. Очевидно, что вряд ли нужно искать в социально-экономической жизни России этого времени новые явления, свойственные капиталистической экономике. Вопреки тому, что писал Тихомиров, В.И. Шунков показал, что псковские сотни ни в коей мере не несли в себе черт цехового строя, а были обычными административно-территориальными единицами22. Очевидно, протест псковских горожан был лишь опосредованно связан с проблемами городской экономики и не может быть истолкован как проявление борьбы «предбуржуазных отношений» с феодальными.
В трудах Н.Н. Покровского переосмыслению подверглись и сами восстания середины XVII в., которые, по мнению исследователя, «дают в самых разных городах государства сходную картину стихийного взрыва народного недовольства, направленного против руководителей приказного и воеводского управления и их сторонников из числа
городской верхушки»23. Здесь необходимо описать политическую ситуацию, сложившуюся на рубеже 1640—1650-х годов в Русском государстве. К началу 1650 г. правительство выполнило основные требования посадских и служилых людей Москвы и других городов, выдвигавшиеся в ходе восстаний 1648 г. Было осуществлено прикрепление крестьян к земле, посадские люди получили монопольное право торговли в городах, и одновременно начался сыск закладчиков и беглых. Таким образом, правовое положение и дворянства, и посажан существенно улучшилось. Восстание в Пскове в 1650 г. не было предопределено, и поэтому правомерным представляется сконцентрировать внимание не на причинах восстания; они чаще всего моделировались историками, исходившими из предвзятых представлений о неизбежности классовых конфликтов. Конфликты, в том числе и с явно выраженным социальным оттенком, имели место и до, и после восстания. Важнее исследовать сам ход событий, которые в конечном итоге сделали восстание необратимым, выявить те пружины, которые привели в действие взрывной механизм бунта.
Как пишет Ж. Дюби, «изучение политической сферы в настоящее время — это не исследование простых сцеплений причин и следствий, как во времена позитивизма, а стремление рассмотреть всю совокупность многочисленных факторов, приводящих к событию и обусловливающих расстановку сил»24. В русской исторической науке еще в 1970-х годах появились исследования, авторы которых фактически сформировали альтернативную методику изучения событий, имевших массовый характер. Это работы А.А. Зимина, А.Г. Тартаковского и других историков. А.Г. Тартаковский подчеркивает глубокое своеобразие «периодов, состоящих из цепи событий, в которых принимало участие множество лиц и которые непосредственно отражались в сознании больших человеческих коллективов». Восстание 1650 г. и было таким относительно недолгим периодом в истории города, вместившим в себя множество событий, отразившихся в разнообразных источниках.
В изучении событий, или, иначе, конъюнктуры, осново-
полагающую роль играют информационные системы: способы передачи и хранения информации, а также быстрота и качество ее обработки, осмысления. А.Г. Тартаковский считает, что «в источниковедческом плане познание информационных закономерностей имеет первостепенное значение, ибо от этого зависит понимание глубинных процессов образования соответствующих комплексов источников, равно как и уяснение их существенных свойств и потенций». Ж. Дюби подчеркивает значение информации, к которой открывает доступ изучение события, поскольку «высказывания современников по поводу события приподнимают завесу над обычно скрытыми структурами… внутри которых разразился и на которых сказался кризис»25. Как пишет Б.А. Успенский, «в семиотической перспективе исторический процесс может быть представлен как процесс коммуникации, при котором постоянно поступающая новая информация обусловливает ту или иную ответную реакцию со стороны общественного адресата (социума)»26. Собственно, задача настоящего исследования и состоит в выяснении того, как воспринималась информация в Пскове и какие выводы делали из ее осмысления горожане.
«Норовят все вместе в Немцы»
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34