Средневековый Псков. Часть 2
Итогом Смуты стало катастрофическое запустение Псковской земли и рост цен на хлеб. Летописец констатировал, что «хлеб во Пскове дорог был, по 30 алтын четвертина, а четвертина мала была, мало болыпи осмака; а корова по 5 рублев и болыпи». «Хлебную немерную дороговль» в течение семи лет (1612—1619 гг.) констатировали в своей челобитной и посадские люди. В новгородских землях в конце XVI в. шестипудовая четверть ржи стоила 60 московских денег (10 алтын)60. Если учесть, что в летописном сообщении имеется в виду четырехпудовая четверть, то приходится признать, что по сравнению с концом XVI в. хлебные цены выросли в 4,5 раза. Уже в 1619 г. псковские воеводы получили из Новгородской четверти наказ, в котором им предписывалось провести «дозор» посада: переписать дворы гостей и тяглых посадских людей, «росписав по выпросу старост и выборных людей, сколько с чего хто по мирскому окладу во всякие наши подати и в мирские розметы платит, и сколько по их письму и сыску будет во Пскове гостей и торговых лутчих, и середних, и меньших посадских людей…»61.
Дозор 1619-1620 гг., однако, не дал репрезентативных результатов, и в 1626—1628 гг. в Пскове и уездах Псковской земли было проведено валовое описание, результаты которого вызвали недовольство посадских людей Пскова. 14 ноября 1628 г. духовенство, служилые и посадские люди просили в челобитной царя «положить в сошное письмо город Псков и засады и пригороды против иных своих государьских порубежных разоренных городов», мотивируя свое челобитье запустением города и земли. Впоследствии в Большой челобитной 1650 г. псковичи утверждали, что сошное обложение посада по письму Вельяминова семикратно превышало налогообложение тяглого населения псковских засад и пригородов62. У правительства, однако, не было другого выхода, как пытаться реанимировать деятельность
государственного аппарата за счет увеличения налоговых поступлений с городов.
Одним из способов пополнить казну были откупа. Нормальный способ сбора пошлин с той или иной доходной статьи (кабаков, извоза, бань) состоял в том, что посадская община выбирала голов и целовальников, которые «на вере» собирали пошлины в казну. Разоренные в большинстве своем посадские миры были не в состоянии ни сами собрать требуемые суммы, ни выдвинуть из своих рядов гостей, которые могли бы компенсировать недобор пошлины. Как пишет А.В. Демкин, «в этих условиях правительство часто прибегало к отдаче на откуп различных доходных статей, стараясь привлечь откупщиков, гарантировавших поступление в казну определенной суммы сборов». Так, в 1626— 1629 гг. на откуп в Пскове были переданы кабаки, изготовление и продажа кваса, дегтя, извоз, бани. Особенно привлекательными для откупщиков были кабаки, которые взял на откуп крестьянин И.Н. Романова Хмелевский. Гость Н. Хозин поставил новые кабаки по побережью Псковско-Чудского озера вплоть до истоков Нарвы63.
Торговля алкоголем была одной из доходнейших статей государственного бюджета, и производство и сбыт спиртных напитков были объектами законодательства и в Западной Европе, и в России. В XVI в. правом на корчму наделялись наместники, и корчемные доходы составляли весомую часть их кормов. С ликвидацией наместничьего управления в 1580-х годах кабаками управляли «верные» целовальники или откупщики. Посадские люди Пскова, как и других русских городов, на основании жалованной грамоты царя Федора имели право «…питье держати про себя в году две недели, Святую да Масленую, да три дни о Троицыне дни, безъявоч-но и беспошлинно». Судя по царской грамоте от 7 апреля 1623 г., после Смуты, когда во время пожара грамота Федора погибла, воеводы не разрешали посадским людям варить пиво и вино даже в прежде разрешенные дни, заставляя их «покупати питье на наших кабакех». В 1623 г. прежняя привилегия обходиться собственным «питьем» в праздничные дни, а также на родины, крестины и свадьбы была
подтверждена64. Однако сам контекст появления этого документа красноречиво свидетельствует о тяжелом положении государства, посягавшем даже на святое право человека варить собственное пиво по праздникам.
Первая треть XVII в. была периодом становления воеводской власти в Псковской земле. В этот период на воеводстве в Пскове побывало более 30 человек65. Воевода непосредственно, «головой» отвечал за обороноспособность города и хранение документации. При передаче города от одного воеводы к другому составлялся «росписной список», где детально фиксировалось состояние оборонительных сооружений, гарнизон и его вооружение, наличие документации в съезжей избе. «Из рук в руки» передавались «печать государства Псковского» и ключи от городских ворот. Особое значение придавалось исправности документации, находившейся в приказной избе: «…великого государя грамоты о всяких государевых и челобитчиковых делах, и прежних бояр и воевод росписные и наказные списки, и писцовые и приходные денежные и поместные и отдельные и годовые сметные книги, и разборные десятни, и списки дворян и детей боярских… и стрельцов… и всяких чинов служилых и посацких людей, и всякие государские и челобитчеЦкие и губные вершеные дела, и приводные записи…»66. В этом перечне представлены все виды документации, сопровождавшей службу воевод: например, «челобитчиковы и губные вершеные дела» составляли в Ходе судебного разбирательства воеводы, списки служилых людей также составлялись под надзором вбеводы с целью военного учета.
Взаимоотношения воевод и посадской общины неправомерно рассматривать только в контексте эксплуатации и закрепощения населения. В наказах воеводам категорически запрещалось заставлять Людей «хлеба на себя пахать и молотить, и сена косить, и лошадем корму не имати, и Вина курити, и дров сечь, и всяково изделья делати не велети, и с посаду и с уезду кормов и питья, и за корм и за питье денег не имати ж, и тесноты никоторые псковским людем не делати, чтоб на них в обидах и ни в каких насильствах челобитчиков государю не было»67. Эти предписания отнюдь не были декларациями, о чем свидетельствуют данные
сыска, проводившегося в Пскове в декабре 1630 — марте 1631 г., с целью выяснения злоупотреблений воевод Д.П. Пожарского и Д.Г. Гагарина. «Кормление» воеводы Пожарского характеризовалось нарушением закона и произволом, но трактовка методов его управления как типичных для России XVII в. является неправомерным обобщением*8.
Как правило, посадские люди доверяли воеводам, а деятельный и толковый администратор на должности воеводы в Пскове не был редкостью. Псковичи предпочитали воеводский суд московской «волоките»; об этом свидетельствуют их усилия добиться отмены зазывных грамот в 1633 г. С середины XVI в. зазывные грамоты использовались для вызова истцов по гражданским делам и обвиняемых в уголовных преступлениях на суд в московские приказы. Для небогатого посадского человека вызов на суд в Москву был чреват разорением, поэтому Псков получил жалованную грамоту, по которой «велено их, посадцких людей в ысцовых искех меньши ста рублев судить во Пскове, а больши ста Рублев велено присылать к суду к Москве».
Следствием такого пожалования стало произвольное увеличение суммы исков со стороны истцов до 150—160 рублей, что гарантировало им суд в Москве. По челобитью всегородных земских старост и посадских людей 14 июля 1633 г. Псков получил царскую грамоту с предписанием воеводам судить посадских людей по гражданским делам только в Пскове, «чтоб им, псковичем, посадцким людем, в том лишних убытков и продажи не было»69. Стремление посадских людей к отмене зазывных грамот ярко характеризует не только их доверительное отношение к воеводскому суду, но и менталитет человека эпохи средневековья, для которого было свойственно пренебрежение едиными для всех законами. Правовое пространство в России XVI—XVII вв. изобиловало многочисленными исключениями из правил и лакунами.
Власть воевод контролировали всегородные старосты и сотские. В обыскных речах 1617 г. впервые упомянуты двое всегородных старост (П. Максимов и М. Федоров), их избирали на год из числа далеко не самых богатых посадских людей. Имена всегородных старост 1617—1633 гг. (М. Петров,
К. Васильев солодовник, Г. Демидов, И. Нестеров, Б. Тимофеев, О. Беланин, О. Тарасьев, Р. Тимофеев, П. Михайлов, Т. Васильев) не принадлежат к фамилиям известных гостей. Сын гостя Н. Резалова Иван в обыске 1631 г. фигурирует как обычный «сусед» Великоулицкой сотни, в то время как сотским в этой административной единице был некий «Максим портной мастер»70. Тем не менее и сотни, и всегородная изба были погружены в повседневную жизнь посадского мира. Эффективность выборных органов самоуправления в Пскове хорошо видна и в событиях Смуты начала XVII в.
Посадский мир и городской бунт
Городское население: посадские и служилые люди. -Историографические стереотипы и современные методы исследования политических событий. — «Норовят все вместе в Немцы». — «Боровской завод и во граде мятеж». — «Праведная надежа, благочестивый государь». — Ход событий в марте — июне 1650 г. — Усмирение «смуты».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34