Средневековый Псков. Часть 2
Отношения крестьян с помещиками невозможно рассматривать вне контекста их военной службы. Рядовой боец поместного ополчения, помещик, получавший от правительства населенную землю, чувствовал себя хозяином на ней. Землевладельцы игнорировали законы о свободном переходе крестьян, принуждая их оставаться в поместье. В 1555 г. черные крестьяне Пусторжевского уезда жаловались в челобитных на имя царя: «Дети боярские ржевские и псковские и лутцкие и из иных присудов вывозят за собя во хрестьяне жити наших хрестьян из ржевских ис черных деревень не по сроку по вся дни беспошлинно. А как деи изо ржевских из наших ис черных деревень приедут к ним отказщики с отказом в срок хрестьян из-за них отказывати в наши в черные во ржевские деревни, которые крестьяне похотят идти жити в те наши в черные деревни, и те деи дети боярские тех отказщиков биют и в железа куют, а хрестьян деи из-за себя не выпущают, да поймав деи их мучат, и грабят, и в железа куют, и пожилое деи на них емлют не по Судебнику, рублев по пяти», и по десяти, и отказати деи хрертьянина из-за тех детей боярских немочно»26. Ситуация в Ржеве Пустой, конечно, отнюдь не свидетельствует о фактическом закрепощении крестьян. Черносошные крестьяне )Ржевы добились признания их прав «отказывать» крестьян из-за помещиков, и в царской грамоте было предписано нео^ступать от норм Судебника» Но реальные отношения в поместье далеко не всегда определялись законом,
К КОШКУ XVI в. черносошные земли в Псковском крае исчезли, перейдя во владение-помещиков и монастырей, и все крестьяне стали жить «за господином». После Смуты начала XVII в. в деревне особенно остро ощущался недостаток рабочих рук, и между помещиками часто возникали
острые конфликты из-за дворовых и крестьян. Так, в 1630 г. вышедший из-за рубежа «детина» Степашка Григорьев был приведен в Великих Луках к крестному целованию, «а по государеву указу дана ему воля». Степан недолго наслаждался свободой: вскоре он попал в компанию дворовых людей помещика Я. Щербинина, которые по приказу своего помещика повезли его «к записке во Псков». Запись в крепостные книги сделала бы вольного человека крестьянином или холопом Щербинина. Но по пути в Псков Степана «на дороге выбил» другой помещик, Семен Кокошкин, во двор к которому и был временно («до указу») отдан «спорный детина»27.
Распространенным, хотя и противозаконным способом закрепощения было спаивание вольных людей. Дворовый человек Гришка из пусторжевского поместья Семена Лихарева так объяснил переписчикам в 1646 г. свое холопство: «…в допросе сказал: старинный его крестьянской сын, да запоя де его Гришку пьянова, да и женил на дворовой своей девке, да женя и посадил на той деревне жить на пашню». Основанием для отдачи человека помещику часто служил невыплаченный долг; в этом случае должник «до искупа» — полной выплаты долга — работал на кредитора. Именно за долг попал в бобыли к великолукскому помещику Ивану Веригину Лазарко Осипов, «а отдан он Лазарко ему Ивану в прошлом во 154 году за кобальной долг, пока оплатитца». «Застаревшие» за помещиком крестьяне оказывались в его полном распоряжении; он мог переводить их в другие деревни, в том числе в другом уезде. Так, псковский помещик Посник Неелов перевел две крестьянских семьи «от разорения польских людей» из своего пусторжевского поместья в деревню Каменской губы Псковского уезда. В 1662 г. крестьяне были вновь переведены «в старые деревни в Пустую Ржеву»28.
Однако значительная часть крестьян сохраняла личную свободу, и землевладельцам приходилось выполнять условия крестьянского поряда, т.е. привлечения в состав населения вотчины «новых приходцев». Условия поряда получили отражение в порядных и ссудных записях, дошедших до
нашего времени за период с середины XVI до начала XVIII в. В настоящее время на порядную запись установился взгляд как на крепостной акт, функция которого сводилась к первоначальному оформлению крепостной зависимости на еще не закрепощенные или временно освободившиеся от крепостной зависимости элементы общества.
Однако такую функцию порядная запись приобрела по мере развития крепостничества во второй половине XVII в., и содержание порядных этой функцией не исчерпывалось. На первом этапе развития крепостничества порядная запись по преимуществу представляла собой договор, который, определяя отношения между землевладельцем и новопоряд-чиком, не может быть точно определен в терминах новоевропейского права. Как писал Б.Д. Греков, «это договор средневекового феодального права о вступлении вольного человека в сеньориальную зависимость»29.
Основные условия договора крестьянского поряда следующие: 1) срок, на который поряжается крестьянин и условия выхода по истечении срока; 2) подмога, или ссуда, предоставляемая землевладельцем; 3) трудовые обязательства по-рядчика; 4) податные обязательства порядчика; 5) льготы, предоставляемые землевладельцем; 6) обязательство не нарушать общественный порядок в вотчине; 7) санкции за невыполнение обязательств и нарушение порядка. В тексте Уложения 1649 г. не встречается термин «порядная запись». Уложению известны лишь ссудная и жилецкая записи, которые предписывалось брать на вольных людей и регистрировать в правительственных учреждениях — Поместном приказе в Москве и в приказных избах Казани, Новгорода и Пскова (гл. XI, ст. 20).
Между тем в записных книгах крепостных актов Псковской съезжей избы порядные записи фиксировались с 1626 по 1696 г., а в Новгородской приказной избе — с 1637 г. до конца XVII в. Таким образом, Уложение 1649 г. не ввело, а лишь узаконило давно существовавшую практику оформления частноправовых актов в государственных учреждениях и не оказало сколь-нибудь существенного влияния на формуляр крестьянских записей. С одной стороны, еще до
Уложения (с 1619 г.) в порядных записях появились формулы о невыходе крестьянина из вотчины; с другой стороны, и после 1649 г. в порядных встречаются формулы о выходе крестьянина от землевладельца.
Исследование записных книг крепостных актов Псковской приказной избы за 1671—1683 гг. показывает, что из 385 изученных актов преобладают порядные записи с крестьянами (114 актов), а следом за ними по численности идут отпускные из холопства (101 акт). Конечно, и порядные, и отпускные свидетельствуют о мобильности населения вотчин, и эта тенденция до начала 1680-х годов наличествовала на территории Псковской земли, равно как и на других окраинах России. Но следует иметь в виду, что в записных книгах были зафиксированы сделки на крестьян, которые составляли менее 1% населения Псковской земли. Большинство земледельцев здесь, как и ранее, не покидали своих сел.
Широкое распространение в Псковской земле получили срочные порядные, предполагавшие освобождение крестьян после смерти землевладельца. 9 июля 1673 г. выходец из Динабургского уезда порядился жить в поместье Т. Реутова в Вышгородском уезде. В его порядной записи наряду с обычными условиями поряда имелся пункт об освобождении крестьянина после смерти помещика: «А живучи мне Ивану з женою и з детьми своими им на той пустоши пашня пахать, и суки розсекать, и поля городить, и деревенные хоромы устроить, и пятинной хлеб отвозить по вся годы ему Терентею во Псков, и к выделу и к умолоту позывать, и пятинной хлеб обряжать и молотить впору, и никуде с той его помесной пустоши не збежать, и за иные ни за которые вотчины нам во крестьянство ни в бобыльство не задаватца и не поряжатца, и жить мне Ивану з женою и з детми своими за ним Терентьем во крестьянстве по ево терентьеву смерть, и после ево терентьевой смерти я Иван, и жена и дети мои от того крестьянства свободны, а его терентьевой жены и детем и роду и племяни ево, и кому ево терентьево поместье ни достанитца, никому до меня Ивана и до жены и до детей моих в том во крестьянстве дела нет, и не обневоливать…»
Иногда в порядных оговаривался отпуск на волю одного
из членов семьи. Так поступил поряжавшийся в 1675 г. к пусторжевскому помещику Б. Бородину выходец из Полоцкого повета: «А впредь ся порядная запись на меня Семена з женою и з детьми во крестьянстве ему Богдану вечно крепка, а дочь моя Семенова Овдотьица девка отпустить ему Богдану на все четыре стороны…»30.
когда должны выплатить отпускные по закону
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34