Средневековый Псков. Часть 2
Правительство всегда настороженно относилось к стрельцам, и, прекрасно осознавая свою силу, стрельцы были готовы отстаивать свои права. Особенно ярко это проявилось во время восстания в Москве 15—17 мая 1682 г., когда стрельцы, умело управляемые Милославскими, фактически осуществили дворцовый переворот, посадив на трон сразу двух царей — братьев Ивана и Петра и приведя к власти царевну Софью. Отголоски московского восстания разнеслись по всей стране. Так, в мае 1682 г. в Псково-Печерском монастыре появился странный монах, объявивший, что на самом деле он стрелец московского полка Пушечникова. Стрелец Сенька пришел в Псков, «чтоб наговорить во Пскове стрельцов и казаков, чтоб побить дворян всех, а на Москве побить бояр всех на Семен день. А как де бояр всех побьют, и чернь обладает, и после де того побьют царицу Наталью Кирилловну и царя Петра Алексеевича»59.
Восстание на Семен день (1 сентября) организовать не
удалось; начальник Стрелецкого приказа князь Хованский был казнен в августе 1682 г. и с мятежными стрельцами быстро расправились. Поскольку слухи в народе, и в частности среди дворян, распространялись стремительно, уже осенью осмелевшие дворяне стали всячески угрожать стрельцам. 19 октября 1682 г. во время сыска во владениях Елиза-ровского монастыря помещик Ногин, залепив пощечину стрельцу Пашке Фирсову, заявил ему, что «прислана великих государей грамота во Псков, велено вашу братью, псковских стрельцов, рубить во Пскове в пень». Дворянина Ногина пытали и наказали кнутом за попытку внести смуту в отношения с «надворной пехотой», как после восстания 1682 г. именовали стрельцов.
Стрельцы в ответ проявляли не меньшую дерзость. В их среде тоже не всегда было единство. Во-первых, среди стрельцов распространялось старообрядчество, и многие из них были настроены весьма критически к «никонианской» церкви. Так, 10 апреля 1683 г. стрелец Сидор Антипов «бранясь пьянским обычаем» с причтом церкви Воскресенья со Стадища, заявил им, что если «учнут по городу у церквей в колаколы хто звонить не в указные часы, и мы де тех людей бить и сечьучнем». Разумеется, ни о каком атеизме стрельцов в данном случае говорить не приходится, но их антиклерикальный настрой очевиден.
Усиливались противоречия и между рядовыми стрельцами и их командирами — десятниками и пятидесятниками. Стрелецкое начальство, пользуясь своим привилегированным положением, попросту наживалось за счет рядовых стрельцов. Стрельцы, конечно, не отваживались на открытый протест, как в 1682 г., но дерзость их переходила всяческие границы- 15 апреля 1683 г. сотник Устин Рудаков и пятидесятник Сидор Насонов стояли на карауле у Петровских ворот (на пересечении современных улиц К. Маркса и Свердлова). В это время мимо их караула шел пьяный стрелец их же приказа Бвтифей Игнатьев, который «бранил ево, пятидесятника, и называл ворами пятидесятников и говорил непристойные слова, что де вы пятидесятники будете напе-
ред на копьях…»60. Конечно, и оскорбивший священников Сидор Антипов, и угрожавший своим офицерам Евтифей Игнатьев были биты кнутом. Недовольство псковских стрельцов во второй половине XVII в. так и не приняло организованные формы.
«Заслужили своею кровью»
Несмотря на закрепощение, многие крестьяне уходили от помещиков и на свой страх и риск становились стрельцами. Нужда в бойцах во время войны 1654-1667 гг. заставляла правительство смотреть сквозь пальцы на беглых. Псковские стрельцы принимали участие во многих боевых операциях русско-польской войны. Так, в 1654 г. 500 псковских стрельцов во главе с Ермолаем Ломановым принимали участие в успешном походе на Лужу (современная Лудза в Латвии), проходившем с 24 сентября по 20 ноября. Летом 1660 г. псковские стрельцы в составе армии Хованского воевали в Белоруссии и понесли тяжелые потери в неудачном сражении под Ляховичами 18 июня, где в плен попал командовавший русской пехотой князь Щербатый.
На свои заслуги и заслуги своих предков ссылались стрельцы при возникновении разного рода конфликтных ситуаций, подобных той, что приключилась со стрельцом Андреем Залосенским. В 1691 г. псковский помещик Семен Гаврилович Харламов позвал стрельца к себе на двор и напоил допьяна. Стрелец в челобитной писал: «…напоя, привел в Приказную полату, и велел говорить, будто я, Андрюшка, его Семенов крестьянский сын…»61. Незадачливого стрельца отдали помещику в крестьянство с женою и с детьми. Лишь через два года Андрею удалось подать челобитную, в которой он писал, что даже отец его не жил в крестьянстве за Харламовым и не давал ему на себя крепостей.
Неся в Пскове стрелецкую службу, его отец, пройдя с боям"й Белоруссию и Прибалтику, погиб в июне 1660 г. под Ляховичами. Сам Андрей начал служить во время второго похода на Чигирин в 1679 г., затем участвовал в одном из
крымских походов. Исход дела был благоприятным для стрельца: его вернули из крепостной неволи согласно царскому указу от 8 февраля 1683 г. Указ гласил: «…из московских стрелецких полков и иных городов полков стрельцов поме-щиковых и вотчинниковых беглых людей и крестьян по суду и по сыску и по крепостям отдавать не велено, потому что служили нам, государям, многие годы, а иные ранены, и то они заслужили своею кровью…»62.
В популярной литературе со времен издания романа А.Н. Толстого «Петр Первый» получило распространение мнение о том, что стрелецкие полки не обладали необходимыми боевыми навыками и были расформированы после восстания 1698 г. Это ничем не подкрепленное суждение до сих пор доминирует даже в научно-популярных исследованиях. Между тем все последние годы своего существования псковские стрелецкие полки провели в боях на театре военных действий. Оба псковских полка под командованием Юрия Вестова и Даниила Загоскина участвовали в осаде и штурме Дерпта и Нарвы в 1704 г. Более того, поскольку в солдатские полки добровольцы шли неохотно, правительство организовало новые наборы в стрельцы в 1701—1703 гг. В Пскове в 1703 г. были набраны новые стрелецкие полки Башмакова и Руха, которые после взятия Дерпта в 1704 г. переформировали в солдатские полки дерптского гарнизона63.
Изменилась и жизнь стрелецкой слободы. По мере заполнения солдатских полков новобранцами, как правило, не имевшими семьи, бывшие стрельцы выбывали из строя по ранениям или старости. Бутырская слобода стала обыкновенной пригородной слободкой Пскова, но местные предания навсегда связали ее историю со стрельцами.
* * *
Псков во второй половине XVII века переживал не лучшие времена. Торговые коммуникации смещались на север и восток, взрослевшее городское общество проходило процесс становления корпораций и бунтовало против бю-
рократизировавшегося государства. И все-таки эта «осень» псковского средневековья обладает для нас невероятной притягательностью, поскольку через традиционные структуры пробивались ростки нового общества и регулярного государства.
Вне города: крестьяне и дворяне
в XVI-XVII веках
Земля и люди. — «Чтоб государевой казне было прибыльнее». -Барин и ллужик. — В бегах. — Круг жизни дворянина: недоросли и новики. — Воины и землевладельцы: становление служилого города. — Служилые города в XVII веке.
Крестьяне — это «мелкие сельскохозяйственные производители, использующие простой инвентарь и труд членов своей семьи и работающие на удовлетворение своих собственных потребительских нужд и выполнение обязательств по отношению к обладателям политической и экономической власти»1. Крестьянская жизнь в специфическом понимании этого определения с каждым годом уходит все дальше в прошлое. Зарастают кустарником и лесом сельские дороги, связывавшие деревни еще во времена Ивана Грозного. Вместе с исчезновением деревень уходит в прошлое образ жизни их обитателей. Что означало быть крестьянином? Как писал Ф. Бродель о французских крестьянах, они «пекли хлеб не чаще раза в неделю, всю жизнь довольствовались одним парадным костюмом, производили пищу, строили дом, изготавливали мебель и одежду своими руками. А еще зимой, в холода, спали рядом со скотиной, согреваясь ее теплом, не имели никаких удобств, предпочитали не разжигать лишний раз лучину, а шли за солнцем, вставая на рассвете и ложась с первыми сумерками»2.
Не многим отличалась от крестьянской жизнь мелких помещиков, чьи владения были разбросаны по долам и лесам Псковского края. Еще в XVI в. многие помещики сами работали на своих жеребьях, не располагая никакими средствами для принуждения крестьян к барщине. Наш рассказ — о жизни этого воинственного, работящего и самобытного мира в XVI—XVII веках. Российские исследователи в своих трудах уделили немало места истории псковских крестьян.
В значительной степени на псковских материалах была построена монография М.А. Дьяконова; в 1970-1980-х годах аграрная история Псковской земли подробно изучена Н.Н. Масленниковой3. Дб сих пор, однако, не вполне выяснены особенности положения отдельных категорий сельского населения в Псковской земле и соседних уездах; почти нет исследований об особенностях становления крепостничества.
Земля и люди
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34