Поиск по сайту

Средневековый Псков. Часть 2

С другой стороны, псковский посад, тяглое население которого в XVII в. значительно уступало по численности служилому, испытывал определенные сложности в несении служб и тягла. Поэтому тенденция усиления противостоя­ния между посадской общиной и землевладельцами, хорошо прослеживаемая на материалах городов центральной Рос­сии, на Северо-Западе отходила на второй план.
Псковские стрельцы
На южной окраине Пскова, за дамбой, перекрывшей течение реки Мирожи, на территории частного сектора городской застройки стоит церковь Успения Богородицы в Бутырках. Существующий храм построен в 1777 г. на месте несохранившейся церкви XVII в., которую, по преданию, возвели на деньги казаков, несших службу в Пскове. Возмож­но, что происхождение храма было иным. Успенская цер­ковь стоит на небольшом возвышении в центре площади, от которой отходят шесть улиц и переулков, очевидно, суще­ствовавших столетия. Одна из них носит название Бутырс­кой. Бутырками в России, согласно словарю Даля, называли часть поселения, отделенную от основного населенного пункта, а конкретно — подгородные слободы в Москве, Рязани и других городах Замосковного края. Бутырская слобода под Псковом могла появиться только после его присоединения к Москве, а во второй половине XVI в. в Бутырках были поселены стрельцы.
О псковских стрельцах мы знаем чрезвычайно мало, как, впрочем, и о стрельцах вообще. Будучи людьми служилыми, стрельцы находились под управлением Стрелецкого прика­за, подчиняясь последнему по всем сколь-нибудь существен­ным вопросам. Стрельцы не платили основных налогов, поэтому их поселения именовались слободами (свободными от налогов) и не описывались писцами. Все документы, где отражалась жизнь стрелецких слобод, уходили в Москву и хранились там в архиве Стрелецкого приказа. Но-во время восстания в Москве в мае 1682 г. стрельцы и холопы
разграбили и сожгли Стрелецкий приказ, и его архив полнос­тью погиб. Поэтому любое известие о жизни стрельцов для нас на вес золота. Мы лишь отчасти затронем особую тему об участии стрельцов в военных действиях. Попытаемся реконструировать жизнь стрельцов в системе средневекового города, в данном случае — Пскова.
Стрелецкое войско в России было организовано в 1550 г. на основе отрядов пищальников. Московские стрельцы жили в особых слободах со своими семьями, несли постоян­ную караульно-полицейскую службу, а в свободное от служ­бы время занимались промыслами и торговлей. В Острове стрелецкая слобода, где жили 100 стрельцов и сотник>была образована после описания 1556—1557 гг., скорее всего в начале Ливонской войны. В Пскове стрельцы появились, вероятно, тоже в первые годы войны, хотя впервые в источниках упомянуты в 1581 г., когда они принимали участие в обороне города от войск Батория. Тогда, по данным С. Пиотровского, в городе находились 2500 стрельцов53.
Трудно сказать, существовала ли в то время Бутырская слобода или она возникла позднее. Но в 1609 г. стрельцы уже жили за Мирожей, в Бутырках. Именно тогда они впервые становятся важной силой в социально-политической борь­бе, развернувшейся в отрезанном от остальной России Пскове. После пожара 15 мая 1609 г. стрельцы вместе с псковичами «начата чюжая имения грабити» и взяли под свой контроль город. Но уже 18 августа после убийства гостя Алексея Хозина стрельцов выдворили из псковской крепо­сти и до весны 1610 г. «во град их не пущали». Позднее в стрелецкой слободе разместились войска авантюриста Ли­совского, служившего «тушинскому вору».
Таким образом, положение стрельцов в городе было двойственным. С одной стороны, они представляли цент­ральную власть и подчинялись воеводе. С другой стороны, стрельцов набирали из среды посадских людей и они сохра­няли тесную связь с посажанами. Основная обязанность стрельцов состояла в несении караульной и гарнизонной службы в Москве и других городах страны, участии в военных
походах. Стрельцы проверяли въезжающих в город, охраня­ли башни, стены, арсенал, в ночное время патрулировали улицы. Кроме того, они строили и чинили крепости, сопро­вождали казенные деньги и запасы, тушили пожары.
Караульная служба в мирное время не очень обременяла стрельцов: в 1667 г., например, четыре псковских приказа (полка) заступали в караул на два дня, сменяя друг друга поочередно, через каждые шесть дней. В свободное от службы время стрельцы занимались торговлей и промысла­ми. Стрельцы обладали настолько ощутимыми привилеги­ями, что многие посадские люди искали возможности по­пасть в их ряды. До закрепощения сделать это было неслож­но, а вот после 1649 г. — лишь в порядке исключения, например, по причине разорения. В 1678 г. писцы Пскова отметили двор бобыля Кирилки Васильева, который «ныне от бедности стал в стрельцы»54.
Численность населения стрелецкой слободы в Бутырках можно определить лишь приблизительно. Дело в том, что стрельцы жили и в дворах на территории собственно города Пскова, причем в Раковской сотне, видимо, до середины XVII в. располагалась стрелецкая Полонисская слобода, сведения о местоположении которой сохранялись еще в 1755 г: «…идя от Красного Креста по улицы к Екиманскому монастырю на правой стороне»55. Однако ко времени пере­писи 1678 г. в городе оставалось лишь 59 стрелецких дворов, причем основная их масса — 25 дворов — располагалась в Житницкой сотне на Запсковье. Таким образом, во второй половине XVII в. большинство стрельцов жило на террито­рии Бутырской слободы за пределами крепости.
Основными учетными документами для стрельцов были сметные списки, в которых учитывались все боеспособные члены стрелецких семей, включая «детей, братью, племян­ников, приимышей, захребетников». До середины XVII в. численность псковских стрельцов, видимо, не превышала цифры, приведенной в росписи 1647/48 г.: 1300 стрельцов, сведенных в три стрелецких приказа56. Но после начала войны с Польшей в 1654 г. и особенно со Швецией в 1656 г.
стрелецкий гарнизон увеличился до 1880 человек. К 1687 г. численность стрельцов в Пскове достигла своего предела, составив 2322 человека, из которых 348 были еще недоросля­ми, не поспевшими в службу. Поскольку не все служилые люди имели семьи, а часть стрелецких семей проживала в городе, численность населения Бутырской слободы можно определить приблизительно в 4 тыс. человек. Если учесть, что в городе Пскове проживало не более 20 тыс., и считать стрелецкую слободу частью Пскова, то получается, что стрельцы составляли около 20% населения города57.
Располагая временем, свободным от службы, стрельцы активно занимались торгово-промышленной деятельнос­тью, что было удобно еще и потому, что их освобождали от посадского тягла, то есть, живя и торгуя на территории города, стрельцы не платили основные налоги. При возник­новении гражданских исков до 12 рублей служилые люди не платили судебных пошлин. Если стрелец не выплачивал в срок занятые деньги, он избегал кабалы, и долги вычитались из его жалованья. Активно занимаясь мелкой торговлей, стрельцы составляли мощную конкуренцию посадским лю­дям. Правда, стрельцам было запрещено осуществлять крупнооптовые операции, и если служилый человек покупал на посаде амбары и лавки, его ждали неприятности — торговые помещения заставляли продавать посадским лю­дям, а его самого могли просто исключить из состава стрелецкого полка.
Посадские люди засыпали правительство челобитными с жалобами на привилегии стрельцов, которые вместо службы сидят в лавках. Так, в марте 1696 г., накануне второго азовского похода, псковский земский староста Кирилл Иль­ин изложил недовольство посадской общины местными стрельцами. «…Псковские стрельцы Иванова полку Кокош-кина Михсйка Петров, Першка Порозов, Гаврилка Пахомов торгуют и промышляют их посадцким всяким торговым промыслом, и в лавках сидят, и построены у них свои товарные анбары, и тем своим торговым промыслом чинят их братье, посадцким людем в их посадцких торговых
промыслах великую помешку, а в их де в Земскую избу с тех своих промыслов тягла и десятые деньги и никаких податей не дают»58. По царскому указу от 23 марта трех стрельцов было велено отдать в посад, «а вместо их приписать в стрельцы их братью стрелецких детей».
Смутьяны
Само место стрелецкой слободы подталкивало стрельцов к осознанию своего особого положения в составе города. Первоначально они вербовались из местного посадского населения, но после закрепощения и сыска беглых в 1651— 1652 гг. обособились в практически замкнутое сословие, пополнявшееся путем естественного воспроизводства. Сы­новья стрельцов, как правило, шли в стрельцы. Жизнь вооруженной, хорошо организованной массы в отдельных слободах чем-то напоминала быт позднейших военных по­селений. Часть стрельцов, особенно во время войны, отсут­ствовала. Тяготы полувоенного быта формировали у стрель­цов почти наследственные качества взаимовыручки и спаян­ности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Откуда известно обо всех этих событиях?
  • В Пскове прошел концерт «Лавандовая ночь»
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • Интересное