Средневековый Псков. Часть 2
Аномия
Под аномией в теории социальной дезорганизации понимают ситуации, которые не подпадают под определения, принятые в данной системе или когда «отсутствует ясное определение конститутивных возможностей действия»38. Ситуация аномии возникла в Пскове, как и в России в целом, после ликвидации альтернативного центра власти в Тушино, вступления польских войск в центральную Россию и свержения строна В. Шуйского, то есть летом 1610 г. Отсутствие или подозрительная слабость верховной власти побуждали посадские и волостные миры к немотивированному насилию.
Однако в Пскове первые признаки аномии появились уже зимой 1610 г. Под натиском армии М.В. Скопина-Шуйского тушинский режим рухнул. 6 января 1610 г. «вор» вместе с отрядами казаков перешел в Калугу, и вскоре псковичи получили «похвальную грамоту» самозванца. Преамбула акта не сохранилась, в связи с чем мы не знаем его даты. Издатели датировали грамоту октябрем 1610 г., хотя этому противоречит содержание акта. В грамоте упоминается «боярин наш», под которым подразумевается воевода, а Шуйский, отстраненный от власти 17 июля 1610 г., фигурирует как действующий царь. В связи с тем что после отъезда Жирового-Засекина из Пскова 19 февраля городом в течение года воеводы не управляли, полагаем, что грамоту следует датировать периодом с 6 января до конца февраля 1610 г., когда в Калуге были уверены в продолжении воеводства Засекина в Пскове.
В «похвальной грамоте», адресованной всему населению Пскова — детям боярским, «лутчим, середним и молодчим людем» и стрельцам, — подчеркивается верность псковичей Лжедмитрию II, милосердия которого они «поискали… наперед иных наших городов», «и по ся места нам служите и радеете». Самозванец предписывал прочесть грамоту «всем людем вслух» и требовал, чтобы псковичи «нам Великому государю служили и прямили по прежнему своему крестному целованию, как есте нам обещалися и души свои дали… и стояли б есте себе, покаместа мы придем на наше государство на Москву, и смутным никаким речем не верили, и межсобя никого не побивали и не грабили, и безчестья и насилства никому не чинили»39. Тушинский вор, осведомленный о противоборстве в Пскове летом 1609 г., тщетно призывал горожан к социальному миру.
Между тем 6 марта Тушино покинули последние отряды ратных людей Лжедмитрия II. В Пскове известие о разорении «таборов» было получено на масленице 12—18 февраля. В «чистый понедельник» 19 февраля в Пскове произошел переворот. Из изложения событий в летописях вырисовывается следующая картина. Двое стрельцов прибыли в Псков с грамотой Шуйского о бегстве вора и предложением признать законную власть: «чтобы псковичи обратилися паки к
Московскому государству и соединились, и стали бы заедино на воров и на Литву; начальницы же града и нарочитии мужие восхотеша приклонитися к государству и совокупи-шася, и хотеша вскоре крест целовати, и вражиим наветом того часу записи прежней не обретоша в казне, по чему крест целовати»40. Таким образом, из архива воеводской избы исчезла крестоцеловальная («прежняя») запись, использовавшаяся обычно во время принесения присяги новому царю. Изъять из архива документ государственного значения мог только воевода или дьяк. Судя по тому что воевода А. Жирового-Засекин после окончания беспорядков оставил город, он хотел присягнуть Шуйскому и не был заинтересован в исчезновении документа.
Наиболее вероятным виновником отмены крестоцелова-ния и очередного переворота следует считать дьяка Ивана Луговского, который после этого управлял городом больше года — до лета 1611 г. Личность Луговского (Льговского) не менее загадочна, чем сами события Смутного времени в Пскове. Луговской, по всей видимости, происходил из провинциальной (г. Льгов) приказной среды, которая активно поддержала Лжедмитрия II в 1608 г. Как писал С.Ф. Платонов, администрация тушинского вора «оставалась по преимуществу в руках незнатных дьяков, и они приобретали важное значение в Тушине, так как составляли в нем правящий делами кружок»41. В то время как воевода Жирового-Засекин выполнял представительские функции, Луговской со свойственной приказному бюрократу хваткой на самом деле управлял не только Псковом, но и псковичами. Переход города под контроль правительства Шуйского привел бы к устранению Луговского от власти, и изворотливый дьяк, оставаясь в тени, стал режиссером нового переворота.
19 февраля город разделился на две части: духовенство, дети боярские и их послужильцы, запершись в Среднем городе, собрались на бывшей Торговой площади, «хотяше крест целовати, и мелких людей и до конца смирити и силою приводити, а непокоривых побити и стрельцов в слободе». С другой стороны, на Запсковье, у церкви Козьмы и Демьяна, собрались «всех чинов люди», стремившиеся сохранить
верность тушинскому вору. К запсковлянам пришли на помощь жители Полонища, и сторонники Лжедмитрия попытались впустить в город стрельцов. Попытка детей боярских пробиться к Великим воротам на Полонище с целью заблокировать стрельцам вход в город не удалась. Осознав, что попытка привести Псков к крестоцелованью провалилась, сторонники Шуйского, в том числе воевода Жирового-Засекин и гость Семен Порываев, покинули город. Всего из Пскова выехало до 300 человек детей боярских и купцов (в том числе все гости). Из документов новгородского оккупационного архива и кормленых книг известны имена псковских помещиков М. Ордина-Нащокина, С. Матюшкина, Ф.Б. Неклюдова, выехавших «изо Пскова с окольничьим со князем Олександром Засекиным из воровские смуты к царю Василью в Великий Новгород…»42. Видимо, уехали далеко не все противники тушинского режима, но столкновения в городе прошли почти без жертв: «…и стрельцов в город пустиша, и… дал Бог без крови разшедшеся, а чтобы их воля сотворилася, быти было крови много».
Согласно традиционной интерпретации событий этого периода (после 19 февраля 1610 г.), «признание правительства Лжедмитрия II было в это время в Пскове чисто номинальным»43. Это вывод не подтверждается источниками. Во-первых, в «похвальной грамоте» Лжедмитрия II Пскову имеются недвусмысленные указания на строгое соблюдение его жителями условий крестоцеловальной записи. Псковичи ожесточенно сопротивлялись попыткам московского правительства привести Псков к покорности. «После Петрова дни» (29 июня), то есть в июле 1610 г., к Пскову подошел из Новгорода отряд В.Т. Долгорукова, включавший в себя не более 300 детей боярских и шведских наемников. Сражение на реке Промежице было полностью проиграно псковским ополчением, не обученным «ратному делу». Отряд шведов преследовал ополченцев до стен Пскова и первоначально намеревался блокировать город. Автор Псковской 1-й летописи скептически оценивал шансы осажденного города: «аще бы тогда мало постояли, и град бы им эдали»44. Однако отряд Долгорукова отошел от города под угрозой столкновения с более опасным противником — Лисовским.
Во-вторых, то, что общая обстановка на Северо-Западе продолжала оставаться благоприятной для самозванца и под его контролем оставались Псков и соседние уезды, прежде всего Великие Луки, ясно из делопроизводственной документации пограничных городов Речи Посполитой. В грамоте великолукского наместника Ф. Плещеева усвятскому старосте Я.П. Сапеге от 7 мая 1610 г. говорится о посылке в Усвяты к Сапеге гонцов с грамотами «изо многих государевых городов», поддерживавших Лжедмитрия II. Гонцов отправили власти Пскова, Ивангорода, Яма, Себежа, Опочки, Великих Лук и Заволочья, то есть всех городов, перещедших под власть «вора» еще в 1608 г. Более того, в мае 1610 г. ресурсы Лжедмитрия на Северо-Западе нарастали: 4 и 6 мая в Великие Луки прибыли «на государево имя» служилые люди из Торопца, которые обещали Сапеге содействие при движении его армии на Москву45.
Неожиданную и весомую поддержку Пскову летом 1610 г. оказала армия бывшего военачальника Лжедмитрия II Александра-Иосифа Лисовского. А.-И. Лисовский, лишенный за участие в мятеже прав состояния в Польше, появился в России в сентябре 1607 г. и стал одним из наиболее агрессивных и инициативных атаманов тушинского вора. Возглавив в армии Лжедмитрия казачье ополчение, Лисовский участвовал в походах на Рязань, Суздаль, Кострому, Галич. Известие о появлении армии Лисовского в пределах Псковской земли в летописи не датировано, однако можно предположить, что Лисовский появился в Великих Луках после 15 июля 1610 г. В грамоте великолукских наместников Лжедмитрию II излагается содержание более раннего послания самозванца, где великолучанам только грозят появлением Лисовского в Великих Луках для искоренения «смуты»46.
Для руководства Пскова, и прежде всего для дьяка Луговского, Лисовский был последней надеждой, и «по челобитью псковскому» отряд воровского атамана не ранее августа 1610 г. прибыл в Псков для его защиты от «свейских немец». Разношерстная армия Лисовского расположилась в пределах крепости (русские отряды) и на посаде, а также в стрелецкой слободе (литовско-украинские отряды). Пер-
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34