Поиск по сайту

Современные преобразования в обществе в оценках молодого поколения

В течение последних лет в Псковском государственном политехническом институте по инициативе и под руководством заведующего кафедрой гуманитарных наук института, доктора исторических наук, профессора-политолога А.И. Лобачёва проводится социологическое изучение ценностных политических ориентации студентов. Общая проблема исследования, в проведении которой принимают участие студенты факультета экономики и менеджмента института, — «Реформы в регионе глазами молодёжи». Обследованию подвергаются от четырехсот до шестисот студентов, которые отвечают на 50 вопросов экспресс-анкеты. Опросы проводятся по одной и той же анкете с интервалом в 2 года. В результате за 9 лет проведены четыре анкетных опроса: в 1995, 1997, 1999 и 2001 годах.
Изучается широкий круг ценностных ориентации студентов: отношение к учебе, в частности — к изучению гуманитарных наук, оценки организации досуга студентов в институте, религиозные убеждения, национальное самосознание и т. д. Наибольшее внимание уделено изучению политических оценок и позиций студентов.
Данные о проведенных опросах систематизированы по годам обследования, что позволяет проследить динамику оценок по мере прохождения времени. Кроме того, по итогам последнего (2001 года) опроса составлены итоговые цифры по факультетам института, что дает дополнительную информацию к размышлению и выводам.
В данной работе прослежены лишь некоторые показатели и связи в ценностных ориентациях студентов Псковского государственного политехнического института. Речь пойдет преимущественно о политических позициях студентов и их оценках осуществляемых в стране реформ.
Прежде всего нас интересовал вопрос об источниках политической информации, которыми пользуются студенты. В анкете был заложен вопрос: «Выписываете ли Вы для себя политические газеты и журналы?» Вот как распределились ответы по годам обследования (в % к числу опрошенных):
Мы видим, таким образом, снижение интереса студентов к печатным источникам информации. Можно предположить, что все более значимыми источниками информации становятся для студентов радио и телевидение и, отчасти, Интернет. В то же время интерес к политической жизни у студентов растет. Вот показатели их участия в политической деятельности (в %):
В анкете имеется вопрос: «Жалеете ли Вы о распаде СССР?» Ответы на него показывают, что большое число студентов определенно высказывается об этом важном политическом событии:
Рост активности студентов в ответах на вопросы анкеты можно проследить и в ответах на вопрос:
«Считаете ли Вы, что реформы принесут пользу лично для Вас?»
Мы видим, что общая положительная оценка успеха реформ у студентов довольно низкая. Тем не менее, дело в стране, по-видимому, налаживается, ведь положительных оценок реформ за 6 лет стало в три раза больше. В то же время число отрицательных оценок, хоть и неравномерно по годам, но в целом снизилось.
Более жестко студенты оценивают реформы, когда речь заходит о том, что для них более наглядно, — о родной Псковщине. Вот распределение ответов на вопрос: «Приносят ли реформы пользу Псковщине?» (по годам обследования, в процентах к числу ответивших):   ‘
Здесь рост положительных оценок успеха реформ не столь значителен, как в ответах на предыдущий вопрос, и отрицательные оценки с годами не уменьшаются. В чем тут причина? В том ли, что по стране в целом реформы идут успешно, а в нашей депрессивной области им что-то не дает хода? Или просто в том, что о стране в целом студенты строят представления с чужих слов, из средств пропаганды, а родную Псковщину они видят своими глазами?
Интересен парадокс в ответах студентов на вопрос: «Одобряете ли Вы проведенную в стране приватизацию?»
Здесь мы видим рост и положительных, и отрицательных ответов. Студенческая масса поляризуется. Отрицательная оценка приватизации почти в два раза превышает положительную. Общее число активно высказывающих свою позицию в данном вопросе возросло более, чем на 20%. Что будет дальше?
Интересно проследить распределение ответов на данный вопрос по факультетам, на которых учатся студенты:
«Одобряете ли Вы проведенную в стране приватизацию?»
Наиболее резко осуждают реформы студенты ММФ. Индекс отношения положительных оценок к отрицательным составляет здесь 1: 4,1. На ИСФ этот индекс тоже не в пользу положительных оценок, 1: 2,3. Но на факультетах автоматизации и РАВШУ число положительных оценок превышает число отрицательных. Что сближает студентов двух
последних факультетов? Их будущая элитная специализация? Или социальное положение родителей?
Наконец, в анкете имеется вопрос об отношении студентов к президенту страны. До 2001 года это был Б.Н. Ельцин. Вот данные по годам опросов:
«Верите ли Вы Б.Н. Ельцину как лидеру России?»
На этом фоне доверие к президенту В.В. Путину выглядит достаточно благополучным, но и здесь следует отметить, что добрая треть студентов не доверяет своему президенту. (Случайно ли совпадение этого процента с удельным весом «красного электората» — сторонников КПРФ?) Доверие В.В. Путину: Да -57,0. Нет — 30,9.
Интересно проследить распределение доверия В.В. Путину по факультетам (обследование 2001 года, в процентах к числу опрошенных по факультетам):
«Верите ли Вы В.В. Путину как лидеру России?»
Здесь самыми верными сторонниками президента являются студенты, наиболее критично относящиеся к реформам и их последствиям. Это студенты инженерно-строительного факультета. Студенты-экономисты также показывают высокий рейтинг В.В. Путина. Что сближает столь разных и по социальному происхождению и по будущему социальному положению и, наконец, по проходному баллу студентов? Это вопрос для дальнейших исследований и осмыслений.
В анкете имеется вопрос, выясняющий религиозность студентов.
Нас заинтересовало, как влияет религиозность на политические позиции опрашиваемых. Результаты опросов показывают, что прежде всего религиозность студентов год от года растет. Так в 1995 году заявили о том, что они считают себя верующими 36,8%, в 1997 -34,8, а в 2001 — 54,3. Религиозность больше распространена среди девушек, чем среди юношей. Вот данные опроса 2001 года в % к числу опрошенных:
На технических факультетах религиозность менее распространена, чем на гуманитарных: на механико-машиностроительном и факультете автоматизации верующих соответственно 47,9% и 42,5%, а на факультете экономики и в высшей школе управления соответственно — 70,4% и 72,3%. Источниками религиозности при этом в основном являются: семья — 32,0%, СМИ -8,0%, школа-1,3%.
Анкета позволяет выявить связь религиозности студентов и некоторых их политических ориентировок. Вот данные 1999 и 2001гг.:
В ответах верующих и неверующих на вопрос: «Одобряете ли Вы нынешний курс реформ?» наблюдается ас-симетрия: вот данные опроса 1999 года, в % к числу верующих и неверующих.
Наглядна картина смещенности протестного потенциала общества к нерелигиозной части общества.
В целом обследование ценностных ориентации студентов дает богатый материал для размышлений и практических выводов.
По материалам исследования «Реформы в регионе глазами молодёжи» издана брошюра с полными
данными всех четырех опросов. Она направлена в деканаты, руководству института, органам власти и управления Пскова и области.
А.Г. Манаков

Почему услуги автоинструктора просто необходимы узнаетет в статье на holosua.com.

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Псковские студенты смогу посмотреть спектакль «BioFiction. Где заканчивается реальная жизнь?» по сниженной цене
  • Непревзойденная посуда Филипяк
  • Индикаторы политической культуры населения
  • Реформа 19 февраля 1861 г. в Псковской губернии
  • Интересное