Поиск по сайту

Социально-культурная среда Пскова XIX в.

Церковь постоянно выступала в качестве территориального объединения множества разнородных форм деятельности, оказывающих значительное влияние на формирование общественно-культурной среды города. Так, значительным явлением в общественной жизни Пскова были многочисленные и многолюдные крестные ходы. В XIX в. они совершались как в честь различных исторических событий (например, в память об освобождении от войск Стефана Батория в 1581 г., в память о войне 1812 г. и т.п.), так и в честь местных святых и храмовых праздников (в течение года по этому поводу совершалось 12 ходов); и наконец, крестные ходы устраивались по особому желанию жителей (например, в связи с избавлением от эпидемии холеры и т.д.). Отдельные крестные шествия длились до трех дней. Их участники проходили значительные расстояния, например, совершая обход вокруг города и посещая сельские монастыри. Так в 1867 г. был утвержден крестный ход, связанный с Крыпецким монастырем, в 1868 г. — с погостом Выбуты8. 8 сентября 1881 г. в день празднования юбилея «славной защиты Пскова, во время осады его Польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.» состоялся крестный ход, в котором участвовали прихожане 30 городских церквей, монашество трех монастырей, городские власти, начальство и учащиеся всех учебных заведений и «громаднейшая масса» как городского, так и окрестных сел и деревень населения9. Начало крестного хода было отмечено богослужением в Троицком соборе, на котором присутствовали губернатор, все гражданские и церковные власти. Такие общественно значимые события оказывали огромное влияние на коммуникативные процессы в культурной среде города.
В XIX в. в Пскове, как и ранее, главным сакральным центром оставался Троицкий собор. С ним были связаны основные проявления духовно-нравственной и общественной жизни города, здесь находились религиозные и государственные святыни. Троицкий собор являлся доминантой центрального пространства города (в семантическом смысле). Именно эта территория обладала наибольшей сакраль-ностью и ассоциировалась с выражением государственной идеи, одновременно выступая как символ и олицетворение города10.
Культурологи одним из важнейших культурообразующих факторов считают городскую архитектуру. В этом отношении в XIX в. в Пскове доминировала церковная архитектура. Это была постоянная среда обитания горожанина. Архитектурное пространство диктовало особый тип поведения, создавало определенное эмоциональное восприятие города как для постоянно живущих в нем, так и для приезжающих11.
Однако, оставляя специалистам попытку рассмотрения восприятия горожанами в XIX в. псковской церковной архитектуры, следует заметить, что приходские церкви в этот период продолжали оставаться важнейшими центрами духовной и общественной жизни псковского населения. Здесь совершались общественные богослужения, через церковную культуру (иконопись, прикладное искусство, пение) прихожане соприкасались с высокой культурной традицией. Каноничность богослужения формировала общие для многих поколений горожан вкусы, зрительные впечатления и нравственные позиции. В XIX в. в богослужебную практику стало входить проповедничество, что вносило в молитвенно-литургическое общение некий новый аспект — появлялась пища для ума, рассудка и интеллекта. В последние десятилетия XIX в. к проповедничеству добавилась катехизация — систематическое внебогослужебное собеседование по вопросам основы веры, литургичес-
кой службы. В храмах зачитывались императорские приказы, что превращало церковь в один из каналов систематической информации гражданского и политического характера. В организации церковных буден и праздников значительную роль играли мирские сходы. Они избирали или нанимали причт, определяли церковного старосту, непосредственно распоряжались церковным имуществом, контролировали церковную казну. Среди старост приходов было немало известных горожан — купцов, чиновников, городской интеллигенции. В последней четверти XIX в. в приходах создавались попечительства, ведавшие состоянием приходского храма, оснащением приходской школы и т.п.
Псковская церковь оказала значительное влияние на формирование культурно-просветительской, общеобразовательной среды. Одним из старейших учебных заведений Пскова была духовная семинария, где по отчету 1887 г. училось 244 человека и в духовном училище при ней — 122 ученика. В епархиальном женском училище в этот период насчитывалось 159 учеников12.
С именами псковских священников, лиц, причастных к высокой церковной власти, связано и развитие «церковной археологии», отрасли знания, занимавшейся памятниками старины. В ней проявились определенные принципы, связанные с изучением «христианских древностей». Прежде всего, духовенство стало приобщаться к описанию монастырей, храмов, библиотек, рукописных собраний и ризниц, что внедрялось в церковную практику по рекомендациям Синода. Обозначился своеобразный жанр монографического церковно-археологического (или церков-но-статистического) очерка. Обычно объектом его был храм, монастырь, для изучения и описания которого привлекался широкий круг источников — от архивных документов по истории до описаний, рисунков прикладного искусства, строительных деталий, надгробий, облачений и т.д. Составителями таких очерков чаще всего были священники, настоятели монастырей. Пскову повезло — один из первых трудов в этой плоскости был создан Евгением Болховитиновым, служившим на псковской кафедре с 1816 по 1822 г. Здесь он положил начало написанию «Истории княжества Псковского» (издана в Киеве в 1831 г.), трудился над «Летописями древнего славяно-русского княжеского города Изборска» (Отечественные записки, 1825 г., ч.22, № 61), составлял «Описание шести псковских монастырей» и т.д. После него особый след в создании подобных трудов оставили такие представители церкви, как протоиерей Н. Ф. Милевский, иеромонах Иосиф, А. С. Князев (бывший инспектор духовной семинарии), священники В. Д. Смиречанский, Г. Лебедев, А. К. Березский, преосвященный Павел (бывший епископ Псковский и Порховский) и ряд других. Многие священнослужители проявили особую активность, участвуя в работе Псковской археологической комиссии, Псковского археологического общества, Статистического комитета.
В начале 90-х годов был разработан Устав Псковского церковно-археологического комитета, утвержденный в 1908 г.. Главная его цель — изучение церковно-религиозной жизни Псковского края в его прошлом и настоящем, охранение церковных древностей, образование церковно-археологического музея письменных и вещественных памятников местной церковной старины13. В 1910 г. вышел в свет первый труд Комитета — «Псковская старина: Труды Псковского церковно-археологического комитета» под ред. Н.И. Серебровского.
Обозначенная деятельность представителей церкви, в т. ч. их труды по сохранению «христианских древностей», объединяла творческие силы Пскова в интеллектуальное сообщество, создававшее механизмы формирования связей, посредством которых и возникала культурно-информационная среда. Этим преодолевалась ог-
раниченность и замкнутость в сфере культурных норм и ценностей. Изучение подобных аспектов городской жизни позволяет конкретизировать наши знания о социокультурной среде.
В добавление к этому следует отметить, что на протяжении XIX в. в Пскове действовало от 30 и до 45, а в некоторые годы и более церквей, и от трех до четырех монастырей: Спасо-Мирожский, Старо-Вознесенский, Иоанно-Предтечен-ский, Снетогорский (в последнем с 1804 г. — пребывание Архиерейского дома). Тесную связь с Псковом имели и монастыри ближайшей округи — Крыпецкий Иоанно-Богословский и Спасо-Елизаровский. Почти все они владели богатейшими ризницами и библиотеками, которые сыграли особую роль как в комплектовании Псковского музея, так и в создании впоследствии Псковского древлехранилища, одного из крупнейших России.
Пласт православной культуры был тесно связан со светской просветительской средой: с учебными заведениями, которыми располагал город (мужская и женская гимназии, учительская семинария, земское женское училище, реальное училище, землемерное училище, кадетский корпус, рисовальные классы, а с 1913 г. — Художественно-промышленная школа им. Н.Ф. Фан-дер-Флита и др.), библиотеками (в разное время их число от двух до шести — общественная и частные, при различных обществах, например, народная библиотека Псковского попечительства о народной трезвости и пр.), книжными магазинами (в 80-е годы — два частных книжных магазина, книжный склад при уездной земской управе и книжный «шкаф» на железнодорожном вокзале).

Качественный ремонт квартир под ключ с компанией www.irk-stroy.ru ООО "БайкалИнтерСтрой" в Иркутске.

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • Жителей Пскова приглашают на бесплатную вакцинацию против Гепатита B
  • Кузнецы сделали ключ от Псковского кремля
  • Интересное