Социально-культурная среда Пскова XIX в.
Свое особое звучание городская социокультурная среда как широкая проблема наиболее осязаемые формы приобрела в начале XX столетия, когда появились исследования известных культурологов И. М. Гревса, Н. П. Анциферова и др. На новом историографическом уровне, на базе историко-социологических и культурологических исследований, на основе принципиального расширения круга источников и проблем изучение городской культуры обозначилось в 90-е годы XX в., когда появились труды, раскрывающие особенности функционирования города как социокультурного явления исторического процесса1.
Следует отметить, что важное значение для углубления этой насущной проблематики имели исследования, посвященные культуре Петербурга, в которых особое внимание акцентировалось на методической стороне раскрытия темы2.
Историографическая традиция изучения городской культуры благодаря во многом и названным работам постепенно стала выходить из орбиты широкого использования конкретно-отраслевых подходов, связанных с исследованием ее отдельных сфер. Появились исследования, где в основу методики ложился системно-функци-
ональный анализ культурного процесса, «при котором приоритетным становится рассмотрение культуры не как суммы отдельных отраслей, а функциональной системы, через выработанный механизм ее распространения — школу, книгу, культурно-просветительные учреждения, культурно-информационную коммуникацию»3. В итоге появилось междисциплинарное поле изучения культуры, требующее рассмотрения и учета многих факторов, составляюших живую ткань городской жизни, в том числе природные, социоэкономические, конфессиональные, социокультурные, архитектурные, художественно-эстетические и пр.
Историография культуры Пскова XIX столетия рассматривает многие стороны его общественно-культурной среды (театр, образование, биографии выдающихся деятелей). Однако в ней отсутствуют исследования, посвященные охвату вышеназванных основных факторов, способных раскрыть процесс формирования культурно-информационной системы, объединяющей конкретные историко-культурные явления, одновременно локализуя и персонифицируя их. Отсутствие широкой панорамной картины социокультурного пространства Пскова XIX в. в определенной мере связано и с тем, что в работах, где представлены различные сферы культурного процесса (просвещение, книга, периодика, театр и т.д.), пока еще имеет место недооценка роли конфессионального фактора (в данном случае — православной культуры).
Не разработана в целом как часть информационно-культурной системы деятельность местных обществ (археологического, музыкального, хорового, охоты и пр.), которые несомненно консолидировали городское сообщество, создавали такой качественный фактор, как «деятельная интеграция». В этом отношении особенно важен метод исторического «портретирования» деятелей тех обществ, в той или иной мере вносивших свою лепту в развитие городской культуры, формируя социальные связи, в итоге которых и возникала социокультурная информационная среда и ее инфраструктуры. Такой подход позволяет выявить в городском социуме не только то общее, что роднит его с прочими губернскими городами, «строится» в соответствии с общегосударственной политикой, но и обозначить определенные стороны его уникальности, неповторимости.
В рамках культурно-исторической антропологии, на наш взгляд, значительно легче выявить те общественные аспекты, которые влияли на развитие культурной коммуникации в псковской интеллектуальной среде, проанализировать шкалу ценностей, представлений и установок конкретных участников социокультурных процессов, сопоставить основы и эволюцию профессиональной и народной городской культуры.
В исследованиях рассматриваемой проблематики особенно явно проступает меж-дисциплинарность подходов, широкое использование методов и определенной суммы данных из таких смежных наук, как социология, этнология, психология.
Остановимся на некоторых моментах городской церковной сферы, на значимости сакральных ценностей и их вписанности в светскую культуру Пскова. Этот аспект социокультурной среды менее всего затронут в трудах как псковских краеведов, так и историков широкого профиля.
Важнейшим моментом в характеристике конфессионального фактора являлись особенности его исторического функционирования. Древний Псков — это один из вариантов города-собора, в котором фиксировался образ-архетип — не церковь земная, но церковь небесная. Псковичи называли свой град «домом св. Троицы. За стенами средневекового Довмонтова города был собран целый сонм святынь — шесть соборов и 12 церквей (по числу концов и пригородов Псковской земли), предстоящих св. Троице. Вход в «дом св. Троицы» был отмечен собором Входа в
Иерусалим (внутренней стены Довмонтова города) и церковью Иоанна Богослова (свидетеля Небесного Иерусалима), находящейся вне стен Довмонтова города4. Неудивительно, что от начала XIV в. до 1460-х годов в Пскове было воздвигнуто 50 церквей. При этом псковской средневековой церковной культуре были чужды горделивый масштаб, уверенность, властность, как это выражалось в новгородской архитектуре. «Но, как отмечает А.И. Комеч, в чистоте поэтического образа псковских церквей есть особая непосредственность кроткого смирения, доверительность молитвенного обращения к Богу»5.
Псков имел свою специфику церковной жизни, которая объяснялась ее долгой зависимостью от власти новгородских владык. Частная жизнь псковской церкви была в руках «поповских старост», избиравшихся из священников городских соборов, число которых было непостоянным (во второй половине XV в. — 6, позднее к ним прибавилось еще 5 соборов). Деятельность «поповских старост» была весьма ощутимой, проявляясь на многих сторонах городской жизни. Новгородские владыки редко посещали Псков, хотя их «гощение» по нескольку недель со значительной свитой всегда стесняло псковичей. Но освободиться от этой власти Пскову удалось лишь после учреждения патриаршества в 1589 г., когда было открыто несколько архиерейских кафедр, в том числе и псковской6.
Однако долгое отсутствие близости высшей церковной власти укоренило в местном духовенстве широкое проявление себя не только в церковной сфере, но и в светской жизни. Неудивительно, что обычной формулировкой летописных известий и общественных постановлений были слова: «все божие священство и весь Псков». В итоге исторически сложилось так, что псковское духовенство стало играть важную культурообразующую и культуросохраняющую роль. В городе главенствовал Храм — он определял динамику городского социокультурного пространства, его внешний облик, «внутреннее содержание» и, наконец, менталитет псковичей. Сложное и многозначное понятие Храма в данной городской среде раскрывалось не только через типичное объяснение — «особое здание, посвященное Богу и предназначенное для служения ему»7. Храм в Пскове являлся центром духовной жизни и в значительной мере местом, в котором формировались определенные экономические связи города. Его многочисленные традиции и освященные законом функции имели исключительно сильное воздействие на все формы бытования Пскова, в том числе и на сферу торговли, ремесла, художественной жизни, политические и коммуникативные процессы. Он обеспечивал устойчивость традиционной культуры и направлял выбор новаций. Подобная роль церкви предопределила вектор городского социокультурного пространства на десятилетия вперед. Она заложила и многие стереотипы в этой области. Именно поэтому вопрос о специфике влияния церкви на городской социум имеет принципиальное значение для более глубокого познания механизмов сложения социокультурной среды и в XIX в.
В XIX в. роль Храма была определена выполнением многих сугубо государственно-административных функций (в частности, духовенство проводило регистрацию рождений, браков, смерти, освящение различных событий). Чередование труда и отдыха, формы и проведение праздников также в значительной мере определялись датами религиозного календаря, обязательного для всех. Религиозно-бытовой регламент, затрагивающий все важнейшие стороны жизни, выступал в качестве своеобычного закона общественного и личного поведения. Особое значение для горожан имел церковный приход — определенный микрорайон, где культурное влияние духовенства проявлялось в полной мере в том числе в сфере начального обучения. Все учащиеся учебных заведений, помимо изучения специ-
альных предметов (закона Божьего и священной истории), были обязаны посещать по воскресным и праздничным дням церковь и, по возможности, участвовать в церковных хорах.
Продажа бизнеса компания натяжных потолков.