Поиск по сайту

Русская православная церковь в двух мировых войнах

История русской православной церкви является одной из актуальных научных проблем. Интерес к ней обусловлен повышением роли церкви в нашем обществе, изменением её статуса. На протяжении многих столетий основой русской духовной жизни было православие. Многие исследователи рассматривают его не только как церковную традицию, но и как цивилизационную доминанту, предопределившую весь путь нашего развития. Именно православие, с его системой нравственных ценностей стало тем механизмом, который сохранял и воспроизводил ментальное и социальное единство нашего общества, на крутых поворотах истории не давая ему расчлениться и разрушиться. Поэтому проблемы русской духовности, истоков и сущности православия, а также истории русской православной церкви привлекают сейчас пристальное внимание исследователей. История церкви имеет уже солидную научную базу. В печати опубликованы исследования общего характера, а также те, которые посвящены отдельным аспектам этой проблемы1.
Русская православная церковь, следуя своему духовному долгу, всегда была со своей паствой в дни самых тяжких испытаний. Патриотизм церкви традиционен и постоянен, в любой войне вместе со всем народом, верующим и неверующим, вставала церковь на защиту самого святого — Земли русской. Опыт, накопленный в военные годы, требует изучения и обобщения. Региональный аспект проблемы позволяет не только выявить общие закономерности, но и выделить особенности деятельности церкви в период войн.
Псковский край, являясь северо-западным форпостом страны, в Первую и Вторую мировые войны первым принимал удар на себя. Все тяготы военного времени ложились на плечи жителей нашего края. Война — это боль, кровь, смерть, раненые, изувеченные люди, дети-сироты, беженцы. Забота о страждущих всегда была главной задачей церкви, а в период войны она усиливалась многократна
Накануне Первой мировой войны православная церковь представляла собой мощную организацию — 67 епархий управлялись 130 епископами, в 48 тысячах храмов служили 50 с лишним тысяч священников, церковь имела 4 академии, 58 семинарий, 35 тысяч церковных школ и т. д.2 Однако функционально церковь слабела. Она по-прежнему оставалась в полном государственном подчинении, т. к. Священный синод был государственной структурой, обер-прокуроры назначались и смещались царём. (Кстати, за период войны сменилось 6 обер-прокуроров)3. Поэтому в годы войны церковь осуществляла свою деятельность под эгидой государства, в русле его политики и при полной его поддержке. В работе церкви чётко выделяются ряд функций: информационная — все значимые события войны, будь то победы наших войск или их неудачи, находили отражение в церковных молебнах, зачастую население узнавало о состоянии дел на фронтах только в стенах храмов; идеологическая — необходимость объяснить пастве цели начавшейся войны, её характер и т. д.; воспитательная — патриотическое служение самой церкви возрождало эти высокие стремления у верующих, забота о нравственном здоровье также была одной из главных задач; социальная — в годы войны десятки тысяч людей оказались без пищи и крова, потеряли своих близких, испытывали боль и отчаяние, заботу о них и взяла на себя церковь.
Псковская епархия к началу войны была достаточно крупной, на её территории располагалось 403 прихода, в которых служили 1000 священников4, возглавлял’ её архиепископ Евсевий (Гроздов)5. Текущими делами епархии ведала Псковская духовная Консистория, в состав которой к началу войны входили протоиереи Михаил Лавровский, Александр Иеропольский, Михаил Каменский и священники Михаил Поспелов и Фёдор Колобов. С первых дней войны церковь активно включилась в общее дело борьбы с вражеским нашествием. В храмах был зачитан Высочайший Манифест Николая II, призывавший оградить «достоинство и безопасность Богом хранимой нашей империи», причём в молитвах начавшаяся война называлась справедливой, освободительной «Великой Отечественной войной». 27 августа 1914 г. в Кафедральном соборе прошёл торжественный молебен «о даровании победы русскому оружию над врагом», на нём присутствовали представители губернских, городских и военных властей. После богослужения 6 знамён Псковского ополчения, хранившиеся более 50 лет в соборе, были вынесены на площадь и под звуки военного оркестра, в сопровождении многотысячной процессии доставлены на Иркутский плац, где торжественно вручены вновь сформированным подразделениям6. Подобные массовые мероприятия проводились, в городе регулярно и имели огромное воздействие на население. 7 октября 1914 г. был совершён крестный ход с чудотворными иконами Псково-Печорского монастыря и Спасо-Елизаровской пустыни от Кафедрального собора к реке Великой. Вернувшись на соборную площадь, несколько тысяч псковичей все как один стали на колени, молясь о победе русского оружия.
В годы войны особую информационную, пропагандистскую и воспитательную роль играла периодическая печать. В Пскове выходили «Псковские губернские ведомости», «Псковская жизнь», «Псковский голос». Особой популярностью пользовались «Псковские епархиальные ведомости», информационная значимость этого издания в годы войны существенно расширилась, в нём освещались героические подвиги наших солдат, публиковались сведения с театра военных действий, а также письма с фронта, проникнутые патриотизмом и боевым духом передовых позиций. С 1 января 1915 г. было решено распространять среди мирного населения «Военную летопись», особый боевой листок, издаваемый Военным ведомством для солдат. Редактор листка обратился к архиепископу Евсевию с просьбой поспособствовать распространению этого издания среди населения прифронтовой Псковской губернии.
Уже в августе 1914 г. Псковская губерния была объявлена на военном положении, стала прифронтовой территорией. 7 сентября в Псков прибыла первая партия раненых воинов, затем они стали поступать в город регулярно. Раненых было так много, что решили проложить специальные рельсы от ст. Псков, где находились бараки для раненых, до трамвайного пути, чтобы быстрее размещать раненых по госпиталям. Все военные госпитали патронировались епархией, для тяжело раненных пастырские обязанности исполнялись прямо в лазаретах, к каждому из них «прикреплялся» священник. Эту нелёгкую миссию выполняли священники Н. Колиберский, П. Любимов и многие другие. Кроме православных священников раненых посещали и представители других конфессий.
Основную тяжесть забот о раненых взяло на себя государство, была сформирована Главная санитарная и эвакуационная часть под началом принца А. Ольден-бургского7. Серьёзную роль в этом деле играло общество Красного Креста, председателем местного управления был Ф. Балуев8. В состав управления входили также самые уважаемые и деятельные люди нашего края — губернатор Н. Медем, вице-губернатор С. Оболенский, губернский предводитель дворянства С. Зубчани-
нов, городской голова А. Агапов и др. На территории края было создано 27 военных госпиталей, формировались санитарные поезда, собирались пожертвования в пользу раненых и т. д. Участие во всех этих мероприятиях церковь считала своей святой обязанностью. Псковская консистория объявила о сборе средств на лечение раненых. К началу 1915 г. общая сумма пожертвований составила 21344 руб. 52 коп.9 Но денег не хватало, тогда духовенство Псковского округа постановило:
1) ежемесячно 2% церковного дохода отчислять в пользу раненых;
2) ежегодно каждому священнику жертвовать на лазареты личные средства: 4 рубля — псаломщики, 8 — дьяконы, 12 — протоиреи, а т.аккак в округе было 472 священника, 155 дьяконов и 462 псаломщика, то сумма набегала немалая10.
Кроме сбора средств Консистория взялась за устройство лазаретов. Под госпитали были отданы помещения Псковского духовного и Епархиального женского училищ, причём слушатели старших классов принимали активное участие в их обустройстве, работали санитарами. Был создан общеепархиальный лазарет, устройством которого занимался Комитет в составе А. Фаворского, В. Павского, И. Коведя-ева и М. Дориомедова11. Так как поток раненых с каждым днём увеличивался, Консистория приняла решение оборудовать лазареты при монастырях. Как правило, они были небольшие, но раненые получали там не только медицинскую помощь, но и простое человеческое тепло и участие. Лазареты были созданы в Старо-Вознесен-ском женском монастыре, Иоановском, Спасо-Казанском Островского уезда и многих других12. В лечебных заведениях при монастырях царила особая атмосфера, это очень ценили попавшие туда воины. Через местную печать выражали раненые свою благодарность сестрам-монахиням за уход и поддержку. Но сердечного участия тоже было недостаточно, раненых нужно было кормить, одевать, обувать. При Епархиальном женском училище была создана мастерская по пошиву одежды для раненых. Со
2  по 8 ноября  1914 г.   в Пскове была объявлена неделя сбора теплых вещей. Собранные вещи — полушубки, теплые рубахи, носки и т. д. — поступали не только в госпитали, но и отправлялись на фронт. Зимой 1914 г. для солдат было собрано

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Сахаровские слушания в Риме
  • О церкви Спаса.
  • В Пскове горел памятник федерального значения
  • В Псковской области будут благоустроены 129 дворов в текущем году
  • Интересное