Поиск по сайту

Роль Пскова в внутриливонской войне

ном договоре Михаила называют противником как Пскова, так и Новгорода в этой войне15. Осенью 1317 г. на Русь вернулся вызванный татарским ханом несколько лет раньше конкурент Михаила, московский князь Юрий Данилович. В битве между Юрием и Михаилом в 1318 г. Юрий потерпел поражение и бежал в Новгород. Под давлением новгородских и псковских войск и при посредничестве новгородского архиепископа Давыда все-таки был заключен мир. Михаил и Юрий оба пошли в Орду, где Михаила Ярославича убили. Представлять себя великий князь Юрий послал в Новгород своего брата Афанасия16. Между тем, война между Тверью и Москвой продолжалась, и Юрий Данилович в лице своего нового врага видел уже сына Михаила-Дмитрия. В 1322 г. Юрий Данилович был в Новгороде и предпринял безуспешный военный поход под Выборг. В то же время Дмитрий Михайлович выхлопотал себе в Орде титул великого князя. В битве у р. Урдома Юрий потерпел поражение и бежал в Псков, «а въ Пльскове бяше Литовьскый князь Давыдко»17. Таким образом, Псков примерно в 1319-1322 гг. перешел из-под новгородского влияния под литовское, получив в свои правители князя гродненского Давыда. По-видимому, беспочвенна теория XVI в., что Давыд был сыном Довмонта. Он являлся военачальником Гедиминаса, одним из ближайших соратников великого литовского князя18.
Дочь великого князя Гедиминаса в 1320 г. была выдана замуж за тверского князя Дмитрия Михайловича, в связи с чем Литва выступала, скорее, на стороне неприятелей Юрия. Поэтому побег Юрия именно в Псков кажется несколько неожиданным. Может, Юрий бежал в Псков как в город, который перешел совсем недавно под контроль Литвы и лагеря, вражеского Юрию, но который вместе с тем мог дать надежное укрытие благодаря своей несвязанности с татарской политикой. Однако вскоре Юрий вернулся в Новгород и действовал там против шведов. В том же 1323 г. в районе р. Ловать на новгородских землях разорительные походы вело и литовское войско19.
Согласно Новгородской летописи, цитируемой уже нами выше, Давыд был в Пскове князем при прибытии Юрия Даниловича, по Псковским летописям Давыд был вызван для княжества, когда Юрий пребывал в Пскове, после нападений немцев на восточное побережье Чудского озера и р. Нарова20. Но в то же время известие о приглашении Давыда из Литвы оставляет впечатление, что его вызвали не на княжество, а скорее, наместо, будучи уже раньше признанным псковским князем. Юрий же просто пребывал в Пскове. По-видимому, поздняя псковская летописная традиция хотела оправдать вызов князя из Литвы, а не из Москвы, подвластными которой были псковские князья XV в.
Даже нападение ливонской стороны на Гдовскую область против рыбаков у р. Нарова и налет на купцов на Чудском озере не были в действительности неожиданными во время действия мирного договора, как утверждают летописи. А именно, уже в марте 1322 г. литовцы предприняли военную кампанию на окрестности Кирумпяэ Тартуского епископства21. Такой поход предполагал участие Пскова. Так, Псков находился в зависимости от литовской политики. Когда Псковская летопись обвиняет ливонских соседей в нарушении договора, то это могло быть верным с формальной стороны; в действительности, Псков, занимаемый зависимое положение и будучи сотоварищем Литвы, сам совершил первое нападение. Возможно, предводителем этого налета уже был гродненский князь Давыд, который тогда, в 1322/1323 г., после ливонского отпора, был вызван снова. Давыд и прибыл со своим войском в начале февраля 1323 г. в Псков. Псковское и давыдовское войско разграбило земли в Северной Эстонии22. Наступление на рыбаков у р. Нарва и на Гдовскую область произошло, видимо, как ответ на поход Пскова на Тартуское епископство, но мог уже тогда привлечь воинов Северной Эстонии, так что псковский поход был направлен в датскую территорию. Вместе с
тем возможно, что заветным желанием Гедиминаса было заставить все ливонские земли заключить мир.
В мае 1323 г. вице-магистр Ливонского ордена Конрад Кессельхут (Konrad Kesselhut) предпринял в ответ большой военный поход на Псков. Поскольку к городу прибывали и на кораблях, то логично, что в это событие было вовлечено и Тартуское епископство. Новгород и Юрий Данилович отказались от оказания помощи, о которой просил Псков. На оцепление города напал первым князь Изборска Евстафий, позже подошел из Литвы князь Давыд со своей военной дружиной. На этом осада была закончена, и «по томъ приехаша сиянии послове от всея земля Немецкыя во Псковъ, и до-кончашамиръ по всей псковской воли*23.
Таким образом, войну Ордена, Тартуского епископства и Северной Эстонии с Псковом можно объяснять и рассматривать только в контексте литовско—ливонских отношений, а также в контексте внутренней войны в Ливонии. Для Юрия Даниловича Псков был городом, выскользнувшим из-под его власти, и следовало заставить его снова покориться; для Новгорода Псков вступил в союз с постоянным и опасным врагом — Литвой. Причем Псков и Литва сотрудничали с городом Ригой и архиепископством, Орден же — с датскими вассалами в Северной Эстонии и с Новгородом. О существовании этих коалиций свидетельствует целый ряд фактов.
Сохранился текст письма рижского магистрата великому князю Гедиминасу от ноября 1322 г. Оно содержит просьбу к великому князю не заключать мирный договор с Тевтонским орденом отдельно, а, как это уже было принято, при участии Рижского кафедрального капитула и города Риги. Магистрат просил литовцев прийти в случае необходимости на помощь в борьбе против Ордена и встать на защиту города. В конце письма магистрат сообщает, что получил известие о становлении Давыда псковским князем. Поскольку магистрат знает, что Давыд и Гедиминас — близкие друзья, то он просил, чтобы Гедиминас замолвил слово перед Давыдом во благо рижских граждан, которые часто путешествовали через Псковскую область24.
Упомянутый в Псковской летописи мир между Псковом и Ливонией можно считать сепаратным миром между Псковом и его западными соседями. В самом деле, мир между сторонниками Ливонии и Псковом был частью большого мирного договора, заключенного 2 октября 1323 г. между Гедиминасом и Ливонией. 1едиминас выступал здесь тоже от имени «Пскова и всех наших верноподданных русских»25. Противоборство Ордена миру с Гедиминасом должно было исходя из этого распространиться и на мир с Псковом, так как Псков был зависимым от Гедиминаса. Это обнаружилось вскоре после Вильнюсского мирного договора в заключенном между Орденом, его союзниками из североэстонских вассалов и Новгородом договоре.
Договор был заключен 23 декабря 1323 г.26 Ливонские земли представлял ряд орденских служащих и датских вассалов. Договор сулил взаимную помощь в борьбе против литовцев «и всех их друзей и помощников». Кажется, что отношения Новгорода с князем Юрием Даниловичем были напряженными, так как договор предполагал совместные действия в случае, если Novgarden koningh вместе с литовским князем захочет выступить против Новгорода27. Стороны обещали не заключать мира с литовцами без ведома и разрешения других участников. Они обещали воевать вместе против литовцев, а также решать возможные взаимные конфликты мирным путем28. «А если случится так, что псковитчи не захотят отступиться от литовцев, то тогда мы [Орден и Ливония] должны в этом помочь новгородцам и воевать вместе с новгородцами, и они вместе с нами против псковичей так долго, пока последний не подчинятся новгородцам». Для Ордена договор представлял возможность выступать против города Риги и архиепископа, который, без сомнения, принадлежал к числу литовских «друзей и по-
мощников». В 1324 г. Рижский магистрат оправдал свои литовские отношения перед магистратом Любека. В числе обвинений магистрата против Тевтонского ордена обнаружено и такое: зимой Орден заключил с новгородскими русскими мир при условии, что все рижские граждане должны лишиться в Новгороде своего имущества и жизни, что только из-за ходатайства ганзейского купечества, несмотря на давление Ордена, не стало действительностью29. Договор Ордена и Новгорода 1323 г. был продолжением уже существовавшего ранее политического сотрудничества Новгорода-и Ордена30.
Новгород и Литва постоянно находились в войне в период с 1323 по 1326 г. Как и было обещано в договоре 1323 г. с Орденом, у заключенного мира Новгорода с Литвой, кроме литовских представителей, были и немцы, вероятно, представители Тевтонского ордена из Ливонии. Литва могла с этим договором достичь существенного успеха в спорах о границах с Новгородом31. Только в третьем десятилетии этого столетия разрешилась, наконец, начальная фаза конфликта между Ригой и Тевтонским орденом. Летом 1328 г. граждане Риги напали на Даугавгрива и сожгли находящийся перед замком поселок. Когда город обновил союз с Гедиминасом, Орден оккупировал некоторые замки Рижского архиепископства. В марте 1330 г. город Рига после полугодовой осады был вынужден подчиниться Ордену и признать его верховную власть32.

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Княжеское правление в Пскове (XII — XVI вв.)
  • Псковские князья XIV в.
  • Псковское вече
  • Псков вошел в топ-10 городов, которые стоит посетить во время ЧМ по футболу 2018
  • Интересное