Революционные события в Пскове
На озерах начался ледостав, навигационный период подходил к концу. 3 ноября командир Чудского дивизиона дал кораблям приказ уйти с Псковского озера, последней ушла канонерская лодка «Таара». Но в то же время на восточном побережье озер шло наступление
Красной армии, и представитель Эстонии в Гдове попросил прислать корабли для поддержки Северо-Восточной армии и эвакуации военных беженцев. Из-за льда корабли до Гдова не дошли и вернулись 6 ноября в Тарту.
В тот период увеличилось число кораблей Чудского дивизиона, так как 20 ноября 1919 г. в его состав вошли суда ликвидируемой Чудской флотилии Северо-Западной армии «София», «Койот», Елизаров», «Мотылек» и «Инспекторский номер 30».
Навигация закончилась, а вскоре, в феврале следующего года, окончилась подписанием Тартуского договора и сама война.
Статья подготовлена на основе материалов Эстонского Морского музея.
Р.Ю. Маткевич ТАНКИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АРМИИ
В августе 1919 года в Северо-Западную Армию, наконец, начали прибывать вооружение, снаряжение и обмундирование, обещанные Союзными Военными Миссиями. Среди прибывшего вооружения находились и танки в сопровождении английских инструкторов.
6 августа капитан 2-го ранга Фитингоф сообщил из Таллина в Нарву начальнику Бронечастей Северо-Западной Армии полковнику Федотьеву, что "ожидаемый груз в количестве четырех штук прибыл и в собранном виде будет отправлен железной дорогой. Обслуживается своим личным составом ". Прибывшие танки типа «Мк V Композит» получили названия: "Капитан Кроми" (в честь командира английской подводной лодки "Е-19", командовавшего дивизионом английских подводных лодок на Балтике, впоследствии убитого большевиками в Петрограде при защите английского посольства), "Первая Помощь", "Белый Солдат" и "Бурый Медведь". По неподтверждённым данным, пятый английский танк — "Освобождение", полученный в октябре 1919 г., ввиду начавшегося второго наступления на Петроград и последовавшего крушения Северо-Западного фронта, так никогда и не был ни собран, ни употреблён, а передан Латвии.
17 августа все четыре танка уже были в Нарве, где начались обучение и формирование экипажей и команд. Для этой цели были отведены помещения Кренгольмской Мануфактуры. Но обучением занимались недолго, поскольку как раз в августе 1919 года 7-я Армия красных вела упорное наступление на Псков, который совместно обороняли части 2-го стрелкового корпуса Северо-Западной и Эстонской армий. Командование Северо-Западной Армии решило направить танки в Псков. Первая попытка их боевого использования не удалась, т.к. на место назначения они прибыли слишком поздно — 25 августа. Части Северо-Западной и Эстонской армий уже оставили Псков, и танки, так и не сгруженные с железнодорожных платформ, в срочном порядке были отправлены назад в Нарву.
Маткевич Роман Юрьевич — художник, сотрудник Эстонского Морского музея, г. Таллин.
9 сентября началось формирование Танкового Ударного Батальона — пехотной части в составе четырёх рот, для совместных действий с танками. Это была самостоятельная часть, не входившая в состав других соединений. К началу октября численность батальона составляла 350 штыков, и он находился в непосредственном подчинении начальника Штаба армии. В октябре командиром его был назначен полковник Хомутов, который позже передал командование капитану 1-го ранга Шишко (герою русско-японской войны и бывшему командиру "Морского Батальона Смерти", отличившемуся исключительной храбростью при самоотверженной обороне Ориссаарской дамбы в ходе боёв за Моонзунд в 1917 году).
В начале сентября 1919 г. красные, наступая со стороны Пскова, уже подходили к Гдову. 4-я Стрелковая дивизия Северо-Западной Армии под командованием генерал-майора, князя Долгорукова, перешла в контрнаступление в Лужском направлении и здесь, 13 сентября, юго-восточнее Гдова, под деревнями Рылово и Полна, танки Северо-Западной Армии получили своё первое боевое крещение. Мичман А.С. Страхов, один из пулемётчиков танка "Белый Солдат", вспоминал об этом так: "…Первое появление наших танков на фронте было похоже на парадное шествие… При нашем приближении красные поспешно отступали, оставляя свои окопы… Впереди нашей колонны шёл, во весь свой высокий рост, начальник дивизии, генерал князь Долгорукий в сером генеральском пальто на красной подкладке. Рядом с ним, со стеком в руке — английский полковник (Кер-сон — P.M.), командовавший танками… Большинство танков вели англичане, а русские команды были в цепи, как пехотное прикрытие… ".
Дополнительно отметим, что одно лишь появление танков на поле боя вызвало такое паническое отступление красных, что только один танк успел сделать единственный выстрел из орудия и истратить всего 25 пулемётных патронов. В этих боях части 4-й дивизии при поддержке танков опрокинули противника за линию реки Желчи, уничтожив опасность, угрожавшую Гдову, и закрепив, таким образом, правый фланг Северо-Западной Армии, упиравшийся в то время в Чудское озеро. После этой успешной операции англичане непосредственного участия в боевых действиях больше не принимали, за исключе-
нием командира танков, полковника Керсона. Все боевые команды состояли исключительно из северо-западников, главным образом моряков.
29 сентября 4-я дивизия продолжала успешно продвигаться в Струги-Бельском направлении, но уже без поддержки танков, которые из-за плохого состояния дорог и порчи моторов вынуждены были вернуться в Гдов.
4 октября был утверждён штат Отдельной Роты Танков Северо-Западной Армии. В роте должно было быть 6 танков и подразделение технического обслуживания.
В начале октября 1919 года части 1-го Стрелкового Корпуса Северо-Западной Армии под командованием генерал-лейтенанта графа Палена перешли в наступление с целью захватить мосты через Лугу и с ходу взять на противоположном берегу реки город Ямбург. В авангарде наступавших частей находились танки и Танковый Ударный Батальон. Противник для защиты временного деревянного моста (другие мосты, включая и стальной железнодорожный, были взорваны во время августовских боёв) сосредоточил значительные силы пехоты при поддержке артиллерии и броневиков, а также бронепоездов, укомплектованных матросами Балтфлота и вооружённых 100-мм морскими орудиями. Сам мост, со стороны красных, был прикрыт кольцевым окопом, пулемёты которого держали верхние обшивки моста под перекрёстным огнём. Несмотря на все эти меры, один из чинов Танкового Ударного Батальона кадет Морского Корпуса Георгий Меркулов бесстрашно бросился на мост, увлекая за собой людей своего взвода. Непосредственно за ними, врассыпную бросился и весь Танковый Ударный Батальон со своим командиром, капитаном 1-го ранга Шишко во главе. Красные бежали, мост был захвачен и немедленно употреблён для переправы через реку и захвата Ямбурга частями 2-й Стрелковой Дивизии. Генерал Родзянко так описывал эти события: "Под прикрытием огня танков, без особого труда, завладели Ямбургом, захватив в нём бронированный автомобиль ". Атака Танкового Ударного Батальона была блестящей. (К сожалению, поз-,же кадет Меркулов, переведённый по собственному желанию в Морскую Десантную Роту Дивизиона Бронепоездов, пал смертью храб-
рых в боях под железнодорожной станцией Александровской). Единственными, кто не смог воспользоваться плодами блестящей победы, оказались 30-тонные танки Мк V, которые не могли переправиться через легкий временный мост и были вынуждены искать подходящий брод для переправы через Лугу. К наступающим частям они присоединились только через неделю в районе Гатчина — Царское Село. В целом же, высшее командование Северо-Западной Армии, к сожалению, не имело достаточного опыта в использовании танков и бросало их в бой без сопровождения пехотных частей, а иногда и в одиночку, без сопровождения других танков. В результате, как только одиночные танки продвигались вперед, отступающие красные зачастую возвращались и занимали свои позиции в тылу танков. И всё же, не учитывая эти грубые тактические ошибки, а главное — из-за недостатка резервов, Танковый Ударный Батальон всё-таки был отделен от танковой роты и как самостоятельная пехотная часть послан в направлении Луги, где в боях захватил неприятельский бронированный автомобиль с пушкой.
Считается, что существенного успеха участие танков в этом наступлении не принесло, а при отступлении стоило больших усилий вывести эти танки с линии фронта. Но, несмотря на все трудности отхода, потерь в технике не было. Красные же,чщи наступлении Северо-Западной Армии, спешно бросили на оборону Петрограда все имевшиеся на тот момент броневики "Остин".
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34