Революционные события в Пскове
Тем же утром офицеры связи Северного корпуса капитан второго ранга Фитингоф и старший лейтенант Бокк сообщили, что между командованием корпусом и комиссаром Чудской флотилии Советской России заключено тайное соглашение, что в случае перехода судов они останутся в распоряжении белых (позднее выяснилось, что об этом договорились уже 5 апреля в Гдове, во время второй атаки отряда Бу-лак-Балаховича на восточное побережье Чудского озера). Теперь выдвигалось официальное требование о передаче «Ольги» и «Ермака» Северному корпусу. Командир Чудского дивизиона не посмел принять решение самостоятельно и отправился на «Ермаке» в Тарту, чтобы доложить главному командованию о создавшейся ситуации.
А Булак-Балахович тем временем назначил командиром «Ольги»
старшего лейтенанта Бокка и послал одну свою роту под командованием лейтенанта Парфенова кораблем «Тарту» в Праага. Согласно официальной версии, рота должна была прибыть в Таллин, в действительности же белые собирались перенять «Ольгу». Прибывших в Праага людей Булак-Балаховича на «Ольгу» не пустили. К этому времени командир Чудского дивизиона Александр Вунк прибыл в Тарту и передал информацию в Таллин.
20 мая 1919 г. в 21 час 50 минут из Таллина был отправлен Вунку приказ за подписью генерала И. Лайдонера: «Команды взятых в плен военных кораблей «Ольга» и «Ермак» снять с борта и заключить временно под стражу. Как можно скорее снарядить на корабли наши команды и привести в боеготовность. Корабли остаются в вашем распоряжении. Временных командиров кораблей должны назначить вы, а не Балахович. Вашей ближайшей задачей будет всячески поддерживать Северный корпус на восточном побережье Чудского озера и, если будет возможным, проникнуть в глубь Чудского озера и помочь нашим войскам подойти».
у После 20 мая корабли Чудского дивизиона практически не имели на озерах противника и согласно указанию главнокомандующего их дальнейшими действиями стали:
— артподдержка сухопутных войск (как Северного корпуса, так и частей второй пехотной дивизии Эстонии);
— организация необходимых для воинских соединений перевозок.
24 мая, выйдя из Раскопеля, канонерские лодки «Тарту» и «Ахти» совершили разведку до мыса Сиговеца, обстреливая в то же время восточное побережье. Канонерская лодка заходила также в устье реки Зельца, обойдя остров Городец. Огню корабельных орудий отвечала одна береговая батарея. В тот же день главнокомандующий дал приказ проникнуть на Псковское озеро и поддержать наступление второй пехотной дивизии. «Тарту» и «Ахти» отправились в Тарту для пополнения запасов.
Пополнив запасы, взяв на борт десантную команду в составе 15 человек, канонерские лодки «Ванемуйне», «Ахти» и «Тарту» вышли 25 мая на озера. Прибыв к мысу Сиговец, корабли начали обстрел
восточного побережья. Вражеская батарея встретила корабли в районе села Казакевичи огнем. Сидящяя близ деревни Пнево на берегу озера в окопах пехота начала также стрелять по приближающимся судам. Канонерская лодка подошла тогда у Пнево к берегу и высадила десант. При артиллерийской поддержке кораблей и атакой боевого отряда враг был выбит из Пнево. Десант вернулся на судно и дальше шел путь в Мехикоорма. После краткой остановки оттуда двинулись дальше, обстреливая деревни на восточном берегу: Осотно, Ку-рокша и Мтеж. На Псковском озере обстреляли Талибские острова, где, правда, на огонь никто не ответил.
В ночь на 26 мая канонерская лодка «Тарту» отправилась на разведку в юго-западном направлении. От встреченных близ деревни Видовичи рыбаков узнали, что эстонские сухопутные войска прошли этот район уже накануне. Канонерская лодка «Тарту» вернулась к остальным судам и все вместе взяли курс на устье реки Великая. В 4 часа 30 минут канонерская лодка «Тарту» вошла в реку. «Ванемуй-не» и «Ахти» остались поначалу стоять у приемного буя. На подходе к деревне Муромец «Тарту» открыл огонь и тотчас же в деревне подняли белые флаги. «Ванемуйне» и «Ахти» последовали за ним. На реке Великая враг не был встречен нигде. По пути забрали десантный отряд бронепоездов (это 250 человек) и в 7 часов прибыли в Псков, где бронепоездовцы сошли с кораблей.
Занятием 25 мая Пскова боевые действия Чудского дивизиона практически завершились.
Лишь канонерские лодки «Ахти» и «Уку» ходили по реке Великая южнее Пскова до устья реки Череха (далее суда по Великой идти не могут), чтобы поддержать артиллерийским огнем стоящие на обороне города сухопутные войска, да и то эпизодически.
Нельзя обойти молчанием и деятельность Чудской флотилии Северо-Западной армии (бывшего Северного корпуса), о которой, к сожалению, известно немного. Похоже, что началом деятельности этого флота можно считать 20 мая 1919 года, когда на реке Зельца в рай-«оне деревни Яама на Ушинском озере буксиры «Койот» и «Инспекторский номер 30» были захвачены Балтийским батальоном. 31 июля командующий вторым корпусом Северо-Западной армии генерал
Арсеньев дал приказ поднять затопленные при оставлении базы Рас-копель красными корабли «София» и «Мотылек». 12 августа оба судна были уже в Пскове, где началось их восстановление. При эвакуации Пскова 24 августа оба находящихся в ремонте корабля отвезли с помощью других на озеро. Помня о событиях, случившихся с «Ольгой», командир флотилии лейтенант Владимир Мальцев не захотел идти со своими кораблями в Тарту, а держал их на якоре под Талабс-кими островами. Предвидя все же реальную опасность, что корабли могут снова попасть в руки красных, он был вынужден прийти 6 сентября со своим флотом в Тарту. Другого места для базирования тогда просто не было. До расформирования флотилии «София» и «Мотылек» в строю практически не были. Другие корабли флотилии — «Койот», «Елизаров», «Александровский» и «Инспекторский номер 30» — использовались в качестве буксирных и грузопассажирских судов. Бортового вооружения на кораблях не было.
Активная боевая деятельность кораблей Чудского дивизиона началась вновь с эвакуацией Пскова. 24 августа в Пскове были канонерские лодки «Ванемуйне», «Ахти» и «Уку». Корабли взяли на борт беженцев, в том числе консулов Эстонии и Латвии, а также представителей Датского Красного Креста. На следующий день на «Ванемуйне» обосновался штаб второй пехотной дивизии. В десять часов вечера «Ванемуйне» покинул Псков, в то время как «Ахти» получил приказ остаться в городе возле плавучего моста и быть готовым его увезти.
26 августа в половине второго ночи канонерская лодка «Ахти» ушла последней из Пскова, увезя с собой плавучий мост. До того, как выйти на озеро, мост подожгли и оставили. Утром корабли обстреливали район железнодорожной станции Моглино и затем отошли на север. Начиная с того дня, канонерские лодки по очереди патрулировали в районе: Талабские острова-Бороки -Выыбсу- Мехикоорма.
10 октября началось наступление Северо-Западной армии на Петроград. Вечером того же дня на подходе к Анохоо собрались канонерские лодки «Ванемуйне», «Таара», «Тарту» и «Ахти». Не хватало только «Уку», у которого в начале октября лопнул цилиндр маршевого двигателя и который был поэтому в Тарту на ремонте.
11 октября началось на юго-восточном фронте наступление эстонских войск в поддержку Северо-Западной армии. Корабли Чудского дивизиона начали обстрел вражеских опорных пунктов на южном берегу Псковского озера. Главным противником для них оказалась тяжелая батарея, стоявшая на позиции в устье реки Великая у деревни Муромец, из-за огня которой корабли не могли проникнуть в реку.
Утром 13 октября вражеская тяжелая батарея не подавала признаков жизни и корабли вошли в устье реки, остановившись у деревни Муромец. Только «Тарту» пошёл дальше и высадил десантный отряд на левом берегу реки у села Сенкевич, который был с боем захвачен. Вот тогда тяжелая батарея и открыла огонь по «Тарту» и другим кораблям, которые собирались зайти в реку Каменка. «Ване-муйне», «Таара» и «Ахти» бросились назад к Муромцу и скрылись под берегом.
С 17 по 19 октября происходило второе наступление эстонских войск на юго-восточном фронте в сторону Пскова. Из кораблей Чудского дивизиона наступление поддерживали артиллерийским огнем «Ванемуйне», «Таара» и «Ахти». Но вражеская тяжелая батарея надежно защищала устье Великой и суда даже не пытались проникнуть дальше вверх по реке. 17 октября кормовое орудие канонерской лодки «Ванемуйне» вышло во время стрельбы из строя. Произошел преждевременный выстрел, разрушивший частично орудие. «Таара» и «Ахти» обстреливали еще два дня находящиеся в районе устья Великой вражеские позиции. 19 октября эстонские сухопутные войска закончили наступление и отошли обратно к Изборску. Дальше началась позиционная война.
К концу октября 1919 года из судов Чудского дивизиона в строю оставались только «Ахти» и «Таара». Оба действовали на Псковском озере под Анохово, поддерживая сухопутные войска. «Уку», «Тарту» и «Ванемуйне» стояли в Тарту на ремонте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34