Поиск по сайту

Революционные события в Пскове

Влияние начавшейся в 1918 году в России Гражданской войны докатилось, наконец, и до Чудского озера. В результате этого кораб­ли «Президент», «Народник» и «Дельфин» подняли 28 октября снова Андреевские флаги и перешли под руководством тогдашнего коман­дующего флотилией капитана второго ранга Дмитрия Нелидова из Раскопеля во Псков, где шло формирование Северного корпуса Бе­лой армии. Деятельность их на стороне белых продолжалась всего лишь месяц и ограничилась высадкой на Талабских островах десан­та для уничтожения там представителей советской власти.
Когда 25 ноября 1918 года началось наступление Красной армии на Псков, Северный корпус отступал в двух направлениях — в Латвию и Эстонию. Несмотря на начинающийся ледостав, «Президент», «На­родник» и «Дельфин» решили покинуть Псков. Хотя устье реки Ве­ликой занимали уже красные, корабли сумели выйти из-под ружей­ного и пулеметного огня на озеро и уйти в Тарту. Прибытие кораблей в Тарту совпало по времени с окончанием навигации.
Начавшаяся Освободительная война обратила внимание руковод­ства вооруженных сил Эстонии на необходимость иметь на озерах военный флот. 3 декабря 1918 года управление военно-морских сил главного штаба армий Эстонии отправило в Тарту своих представи-
телей для ознакомления с ситуацией на месте. Прибыв в Тарту, они обнаружили стоящие во льду, брошенные командами корабли, кото­рые охранял местный Кайтселийт. Большинство прибывших из Тар­ту моряков во главе с прапорщиком Александром Вунком направи­лись согласно мобилизационному приказу в Таллин.
В результате дальнейшего наступления Красной армии зимовав­шие в Тарту корабли оказались в периоде 21.12.1918 по 14.01.1919 опять в руках красных. Так как озера были покрыты льдом и корабли не использовались, то часть механизмов была с них снята и отправ­лена по железной дороге в Псков. Вскоре же начавшимся наступле­нием эстонских войск Тарту был освобожден, а снятые с кораблей механизмы были впоследствии найдены где-то на Южно-Эстонской железной дороге.
Приказ командующего военно-морскими силами Йогана Питки от27.01.1919 предусматривал создание Чудского Военного дивизио­на. Тем же приказом в состав дивизиона определялись канонерские лодки «Ванемуйне» (бывший «Президент»), «Таара» (б. «Народник») и «Уку» (б. «Дельфин»). Командующим Чудского дивизиона был на­значен прапорщик Александр Вунк, который являлся также коман­диром артиллерийского корабля «Ванемуйне». Собрав в Таллине 26 человек, отправились в Тарту, где началось формирование Чудского дивизиона.
В марте командующий военно-морскими силами определил в состав Чудского дивизиона переименованные уже канонерскую лод­ку «Тарту» (б. «Юрьев»), буксир «Илмарине» (б. «Ольга»), моторные лодки «Койт», «Хоммик» и «Хямярик». Чуть позже присоединились к ним еще две моторные лодки. «Тарту» находился в составе Чудско­го дивизиона практически с 1 марта 1919 г., когда был аннулирован договор о продаже корабля, которым отступающие оккупационные войска Германии уступили корабль в ноябре 1918 года купцу Броку.
Во второй половине апреля корабли Чудского дивизиона были вооружены, снабжены людьми и готовы встать в боевой строй. Жда­ли начала весеннего ледохода, чтобы выйти из Тарту на озера. Пер­вой вышла 26 апреля 1919 года канонерская лодка «Уку» с заданием выяснить ледовую обстановку. И хотя выяснилось, что условия не
благоприятствуют действию кораблей, «Уку» все же побывал на се­веровосточном побережье Чудского озера и опробовал свое орудие, обстреляв позиции противника под деревней Доможирка.
Каким же силам пришлось Чудскому дивизиону противостоять на озере, и что вообще происходило на восточном побережье в Рас-копеле?
После перехода трех кораблей на сторону белых в октябре 1918 года красные собирались поначалу флотилию ликвидировать. Из-за противостояния комиссара Морозова этого все же не произошло. 31 декабря 1918 года главнокомандующий Красной армией дал приказ восстановить немедленно боеспособность флотилии. Одновременно флотилия была оперативно введена в подчинение командования 7-ой армии.
В действительности же никто не знал точно, что из себя пред­ставляет Чудская флотилия военных кораблей Советской России. Для прояснения картины штаб Балтийского флота командировал в Раско-пель своих представителей. Прибывшее в январе 1919 года высокое начальство обнаружило «Софию», вооруженную 2×1- 75-мм ору­дием, и «Ольгу», вооруженную 1×1- 76-мм орудием. У последней отсутствовал орудийный замок. В базе стояли также буксир «Ермак», моторный корабль «Мотылек» и семь моторных лодок. В Раскопеле находились 67 человек, плюс отряд в Пийриссааре в составе 32 чело­век. В феврале 1919 года Пийриссаареский отряд отступил на вос­точный берег в Подборовье.
Командование Чудского дивизиона решило атаковать 3 мая 1919г. Раскопель. Согласно плану, канонерская лодка «Таара» должна была встать на позицию в северной части бухты Раскопель, а канонерская лодка «Ванемуйне» — на южной стороне, взяв находящуюся в бухте за островом Медвежий базу с кораблями под прицельный огонь. Ко­рабли «Уку» и «Тарту» должны были, открыв артиллерийский огонь, проникнуть в бухту и далее в базу. В 3 часа 20 минут корабли Чудско­го дивизиона прибыли под Раскопель и рассредоточились по местам. Однако еще до того, как «Таара» дошел до назначенной позиции, «Ванемуйне» уже открыл огонь, и притом не по базе, а по деревне Раскопель. Момент внезапности был упущен. Еще немного постре-
ляли и, так как противник открыл ответный артиллерийский огонь, пришлось отказаться от дальнейших действий и отступить к Прааге.
10 мая из Таллина поступил приказ: Чудскому дивизиону пред­писывалось поддержать артогнем начинаемое Северным корпусом наступление под Скамьей. Корабли вышли в озеро и, прибыв утром того же дня к деревне Доможирка, начали обстрел позиций сухопут­ных войск противника. Вскоре поступило новое сообщение, что на­чало наступления Северного корпуса перенесено на более поздний срок. Корабли вернулись в Праага.
13 мая 1919 года перешел в наступление Северный корпус. На береговом участке Чудского озера начало наступление войсковое со­единение, состоящее из Балтийского батальона и отряда Булак-Бала-ховича, задачей которого был захват Гдова и Раскопеля. В тот же день ровно в полночь вышли корабли Чудского дивизиона из Праага и, приблизившись к Гдову, обстреливали город в течение часа. Затем корабли подплыли к Скамье с целью установить связь с Северным корпусом, откуда на корабли были отправлены в качестве офицеров свяЗи капитан второго ранга Фитингоф и старший лейтенант Бокк. С 9 до 14 часов корабли стояли под селом Доможирка, поддерживая артиллерийским огнем наступление Балтийского батальона вплоть до захвата им этой деревни.
В ночь на 14 мая корабли подплыли опять к Гдову и обстреляли город. Утром на берег отправился отряд в составе десяти моряков, им оказал сопротивление отряд из 70 человек. Корабельным огнем вражеская цепь была рассеяна, но моряки отказались от дальнейших действий на суше и вернулись на судно.
Утром 15 мая корабли Чудского дивизиона прибыли опять под Гдов, отправив на берег собранный из судовой команды десант. Вскоре пришло от них сообщение, что войска Северного корпуса захватили Гдов. Корабли вошли в гавань Гдова.
На последовавших затем встречах командиров Чудского дивизи­она с генералом Родзянко и Булак-Балаховичем выяснилось, что Се­верный корпус претендует на корабли Чудской флотилии Советской России. Во, время боевых действий они ни разу не выходили из базы. В то же время со стороны Гдова приближался к Раскопелю с боями
Балтийский батальон. Предполагалось, что загнанные в угол советс­кие корабли попытаются под покровом ночи сбежать из Раскопеля во Псков. Чтобы не дать этому произойти, корабли Чудского дивизиона начали вечером 17 мая блокировку Раскопеля со стороны озера.
На самом деле так и получилось. Вечером 19 мая командир 10-ой дивизии Красной армии, которому флотилия оперативно подчинялась, дал кораблям приказ оставить Раскопель и начать ночью прорывать­ся на Псков. В ночь на 20 мая у Раскопеля потопили «Софию», «Мо­тылек» и несколько моторных лодок. «Ольга», «Ермак» и «Инспек­торский номер 30» (последний вместе с паромами) вышли из бухты и двинулись вдоль берега на юг. Им действительно удалось незаметно уйти из бухты Раскопель. Примерно в два часа ночи поднявший бе­лый флаг «Ермак» подошёл сам к канонерской лодке «Ванемуйне». Находившийся на корабле комиссар флотилии Морозов сообщил о выходе судов на озеро. Суда Чудского дивизиона отправились в сто­рону Пийриссааре искать «Ольгу». В действительности же «Ольга» дошла лишь до села Островец. «Ольга» подняла Андреевский флаг, выпалила несколько снарядов в сторону деревни и взяла курс на юго-восток, к эстонским кораблям. «Ольгу» отправили в Праага. Корабль остался под Андреевским флагом.
Утром 20 мая красноармейцы подожгли Раскопельскую базу и «Софию» и ушли оттуда. В 15.00 первый эстонский корабль — кано­нерская лодка «Тарту» — вошел в Раскопель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове проводится выставка , посвященная Красной армии
  • Средневеликорецкий регион.
  • Северный регион.
  • Нижневеликорецкий регион.
  • Интересное