Революционные события в Пскове
всякую душу человеческую. А в первом номере миссионерского журнала в редакторской статье как раз об этом и говорится: «Православная Миссия, выпуская первый номер «Православного Христианина», приветствует всех читателей с этим радостным историческим событием и от души желает, чтобы печатное церковное слово послужило общему делу восстановления нашей Родины, делу воспитания нашего нового поколения, делу нашего духовного исцеления и выздоровления, в твердой вере в светлое будущее нашего народа, в искоренение силы зла на нашей земле, в возрождение на ней правды и любви Христовой, в твердом уповании на то, что в нашем правом деле с нами Бог!»7.
В праздничном рождественском приветствии — послании Экзарха Сергия явно слышна тема осуждения войны, как таковой, как величайшего греха, кем бы и какими бы средствами она не велась: «Большая часть Отечества нашего находится все еще под знаменем богоборца-антихриста. В небесах, откуда некогда была воспета ангелами песнь о ниспослании человечеству мира, слышится рокот страшных стальных птиц, несущих смерть, разрушение и гибель. На просторах земли с ее морями и океанами, куда ниспослан небесный мир, царит страшная бойня. Миллионы вооруженных людей, упиваясь от смертной чаши, борются на жизнь и смерть в последней ожесточенной схватке. Кажется, всюду, вместо ниспосланного мира и благоволения, царят вражда, голод, страдания… В такой атмосфере слова рождественской песни о мире для многих кажутся каким-то диссонансом и они, может быть, предпочли бы эту песнь вовсе не слышать. Но именно сейчас, как может быть никогда в другое время, эта песнь о мире с особенной настойчивостью должна провозглашаться, разноситься по миру, ибо в ней противовес войне, в ней залог грядущего прекращения всякой вражды на земле, в ней кроется суть торжества добра над злом, правды Божией над правдой человеческой»8.
Митрополит Сергий (Воскресенский) до января 1941 года находился в Москве, фактически являясь правой рукой Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), и потому не понаслышке знал о жесточайших гонениях на религию в СССР. Вот поэтому Экзарх Прибалтики в своих проповедях предос-
терегал паству, в том числе на территории Псковской Миссии, от излишней доверчивости сталинскому режиму, который с начала Великой Отечественной войны не только свернул антирелигиозную пропаганду и вспомнил о национально-патриотическом факторе, но и вынужден был прибегнуть к некоторым значительным, хотя во многом только внешним позитивным изменениям в политике взаимоотношений с РПЦ. Самым важным из них явился собор епископов в Москве в сентябре 1943 года и избрание Патриарха Московского и Всея Руси Сергия. Слухи об этих событиях с советской стороны достигли и глубокого немецкого тыла — Риги и Пскова, что естественно нашло отклик в выступлениях Владыки Сергия: «Отказаться от воинствующего безбожия, от лютой ненависти к церкви большевики не могут. Для этого им пришлось бы отказаться от коммунизма, перестать быть большевиками. Это также невозможно, как невозможно льду стать горячим, не растаяв. Но нет притворства, на которое большевики не были бы способны. В области лжи и лицемерия никто не в силах их превзойти. Это их подлинная стихия. В течение четверти века они только и делали, что обманывали Россию и весь мир. Если им это политически выгодно, то они будут притворяться даже защитниками христианства»9.
Весной 1944 года в Риге под председательством Экзарха Прибалтики прошло архиерейское совещание, на которое собрались архиепископ Нарвский Павел, епископ Рижский Иоанн, а также авторитетные служители Экзархата. В итоговом воззвании к верующим среди прочего была особенно выделена тема отношения православной церкви к коммунизму и к советской власти в частности: «Большевики притворяются, будто они теперь не те, какими были четверть века назад и будто противникам коммунизма теперь уже нечего их опасаться…большевики взывают теперь к патриотизму и религиозности русского народа, но если победят, то отомстят ему за такую живучесть его исконного, не большевицкого духа, окончательно дог-ромят Церковь и вытравят из русской жизни все русское. Православные люди! Мы призываем вас не поддаваться большевицким наущениям и не верить большевицким посулам! Большевизм есть безбожие и бесчеловечность, насилие и ложь. Такова его неизбывная сущ-
ность, его неизменная природа. Таков он был четверть века назад, таков он и теперь. Можно ли думать, что после 25 лет свирепого преследования Церкви большевики вдруг стали Ее поборниками, после 25 лет террористического попрания свободы вдруг стали ее защитниками, после 25 лет рабовладельческого издевательства над Россией вдруг прониклись любовью к ней? Сталин не Савл и Павлом не станет»10.
Подобные темы, раскрывающие истинную сущность безбожного мировоззрения, звучали с амвонов храмов Псковской Миссии, в миссионерских и катехизических беседах, из уст миссионеров, прибывших из Прибалтики и священников, прошедших мытарства советской действительности. В то же время, партизанское подполье, являясь зачастую представителем советской власти на оккупированной немцами территории, особенное внимание уделяло контролю над деятельностью церковно- и священнослужителей Псковской Миссии.
Контроль этот осуществлялся со стороны т.н. оргтроек, созданных в партизанском крае, как чрезвычайные органы советской власти на местах. При необходимости оргтройки действовали от имени райкомов партии и райисполкомов, сосредоточив в своих руках исполнительную и судебную власть, а также контроль над соблюдением советских законов местным населением. Члены оргтроек выносили приговоры и приводили их в исполнение в отношении тех, кто, словом или делом, сотрудничал с немецкими оккупационными властями.
Особенное внимание со стороны оргтроек уделялось вопросам идейным, или, вернее сказать, духовным. Священникам, церковным старостам и вообще православным христианам под страхом физической расправы запрещалась всякая критика советского строя и коммунистической идеологии, в некоторых приходах партизанские комиссары и члены оргтроек, например, не позволяли крестить детей, преподавать Закон Божий в школах и вести христианскую работу с подрастающим поколением, покупать миссионерский журнал «Православный Христианин». Кто же не мог примириться с подобными условиями служения и жизни церковной, автоматически попадал в разряд «изменников Родины» и «пособников фашистских оккупан-
тов», для которых по закону военного времени не требовалось судебных заседаний и долгих разбирательств. Все это показывает, насколько болезненно со стороны советского партийного руководства, через внешнюю разведку и НКВД курировавшего партизанское движение, воспринималось духовное возрождение на оккупированных землях. Это своего рода знак успешного миссионерского служения православной церкви и ее служителей, вышедших на жатву Духа. Уже после освобождения северо-запада России и Балтийских республик те из миссионеров, кто не выехал в Европу, были в большинстве своем, особенно руководство Миссии и наиболее активные ее члены, арестованы сотрудниками СМЕРШа и осуждены на сроки от 10 до 25 лет лагерей за антисоветскую деятельность, а вернее—за возвращение веры Христовой русскому народу и его духовное освобождение.
Так в чем же состоит духовная преемственность от Белого движения к Псковской Православной Миссии?
В 1918 году командование Белой Армии видело перед собой единственную цель — «освобождение России от красного ига», после чего народ сам должен был выбрать, в каких социальных, политических, экономических условиях он хотел бы жить. Лозунгом Белого движения можно считать строчку из марша Корниловского полка: «За Россию и свободу». Действительно, Белая армия возникла как защитница интересов подлинной России, подлинной свободы. Для вождей же ВКП(б) и Красной Армии главной заветной целью стала мировая революция. В той сложившейся ситуации освобождение России от большевистской диктатуры не могло свершиться только военной силой. Сама категория свободы такова, что без своей духовной сердцевины она теряет всякий смысл и актуальность. Известно, что наиболее дальновидные «… руководители Белого движения подчеркивали необходимость активного участия Церкви в борьбе с советской властью». Главной задачей возрождающихся православных приходов в областях, освобожденных от красных, признавалась «духовная борьба с большевизмом»". К сожалению, зачастую’это оставалось лишь декларацией. Как писал генерал А.И Деникин, «… в числе моральных элементов, поддерживающих дух
Напиток Доктор Пеппер отзывы о газированный безалкогольный напиток.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34