Революционные события в Пскове
го Пскова — талантливый педагог и законоучитель, опытнейший пастырь протоиерей Николай Колиберский; и епархиальный миссионер с 1913 по 1917 гг. в Псковской епархии, блестящий проповедник и поборник православия протоиерей Сергий Ефимов и еще многие-многие другие оказались в смутное время в Прибалтике, унося в сердце частичку Родины и живя надеждой на возвращение. Многие из тех, кто трудился в Псковской Миссии, происходили из духовного сословия и во многом благодаря вере христианской и церковной жизни могли сохранить русскую культуру и характер. В этом, кстати, немалую роль, и не только в Прибалтике, но и в других странах Европы, сыграло Русское Студенческое Христианское Движение. РСХД и Парижский Свято-Сергиевский Православный Богословский институт стали в 20-30 годы, в некотором роде, эпицентром религиозно-философской мысли и ее практического воплощения, прежде всего в области педагогики, миссионерского дела и духовного просвещения. С этим связаны известные имена: Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, о. Сергий Булгаков, Г.П. Федотов, В.В. Зеньковский и другие. Учиться в этот институт приезжали и молодые люди из Латвии, в будущем священники Псковской Миссии: о. Владимир Толстоухов, о. Феодор Ягодкин, о. Николай Трубецкой, о. Алексий Ионов, о. Василий Рушанов. Кстати, в Латвии и Эстонии в 20-30-е годы активно действовали филиалы РСХД. Интересно, что большинство тех, кто представлял лицо Православной Миссии, в свое время являлись членами Христианского Движения или — из числа старших священников—духовно окормляли и поддерживали православную молодежь. Хочется отметить, что импульс для столь активной деятельности русской духовной эмиграции, в том числе РСХД, исходил не только из понимания необходимости сохранить русскую традиционную культуру, самоидентификацию и противостоять процессам национальной ассимиляции, но также из глубокой уверенности, что все эти труды будут в свое время положены на благо России, во благо русского народа, физически и духовно растерзанного коммунистической диктатурой. Эти чаяния были не напрасны, и такая возможность представилась на Псковской земле в годы немецкой оккупации, воплотившись в реальных делах Псковской Православной Миссии. Следует добавить, что, помимо священников и мирян, прибывших на
Псковщину из Прибалтийского экзархата, в Миссию влилось значительное количество священнослужителей, никогда не покидавших Россию. Большинство прошло сталинские лагеря, унижения, голод и болезни; многие потеряли возможность служить в церкви и потому были вынуждены выполнять тяжелую неквалифицированную работу. Они сами и их семьи были лишены, пусть и весьма призрачных в советской России, конституционных прав, как враждебный для пролетарской республики класс. И все же, несмотря на все эти обычные ужасы советской действительности, большинство из них нашли в себе силы физические и духовные, чтобы вновь начать служение Богу и ближнему, восстанавливая церковную жизнь и проповедуя Евангелие, став членами Псковской Миссии. Можно предположить, что именно православная церковь, священники и их паства в Советском Союзе оставались для богоборческой власти единственным и наиболее стойким, а значит более всего раздражающим остатком старой России. И это несмотря на то, что церковь большевиками была лишена основы для существования, духовного просвещения, дел милосердия и многого другого, что является сутью бытия Церкви Христовой в этом мире, что поддерживало веру живую в народе.
Естественно, что деятельность Псковской Православной Миссии не могла ограничиться лишь восстановлением храмов, совершением богослужений и треб. Как говорится в докладе о создании Миссии: «Большою заслугой первых миссионеров-священников в самом начале их работы на освобожденной земле была их чисто миссионерская деятельность. Не следует забывать, что они прибыли в страну, где на протяжении более двадцати лет религия самым безжалостным образом отравлялась и преследовалась, где народ был запуган, принижен, обезличен. Пришлось не только налаживать церковную жизнь, но и пробуждать народ к новой жизни от долголетней спячки, объясняя и указывая ему преимущества и достоинства новой, открывающейся для него жизни. Миссионеры не сидели на местах. Они разъезжали из города в город, из села в село, заглядывали в самые глухие закоулки и, неся в своем сердце радостную весть освобождения, всюду проповедовали Слово Божие, которое не произносилось открыто уже долгие и томительные годы»3.
Все это вполне справедливо можно отнести не только к первым месяцам служения Миссии, но и к каждому дню недолгих 2-х с половиной лет, отпущенных Господом на возвращение русских людей из духовного рабства. Митрополит Сергий (Воскресенский) большое внимание уделял своему детищу — Псковской Миссии. Свидетельством этого являются циркуляры, приходившие из экзаршей канцелярии в Управление Миссии, а затем рассылаемые по благочиниям и приходам. Среди них особенно выделяется распоряжение Владыки, подчеркивающее именно миссионерский аспект трудов церкви в оккупации. Так, осенью 1942 года были выпущены циркуляры: 1. «О духовных собеседованиях с народом, об обличении материализма, марксизма, коммунизма и безбожия (атеизма) с предписанием благочинным — снабжать приходское духовенство соответствующей литературой». 2. « Об участии духовенства в преподавании Закона Божия в школах, об участии членов Миссии в учительских конференциях и выступлении с докладами, обличающими материализм, атеизм и коммунизм, о подыскании преподавателей Закона Божия среди учителей»4.
В конце 1942 г. — начале 1943 г. по православным приходам был распространен циркуляр, в котором «… начальник Миссии обращался к подведомственному, главным образом, сельскому духовенству о необходимости и пользе церковной проповеди, с кратким наставлением, как начать проповедническую деятельность»5.
В мае 1943 г. по благословению Экзарха Сергия в Пскове при Управлении Миссии был учрежден «Стол по распространению христианской культуры среди молодежи». Его возглавил о. Георгий Бе-нигсен, а помогали ему друзья — миряне-движенцы из Латвии и Эстонии: Р.И. Матвеева, К.И. Кравченок, З.Ф. Соловская, Н.Г. Одинокова и полулегально прибывший из Европы Р.В. Полчанинов, член Национального Трудового Союза Нового Поколения (НТС НП) и активный участник Национальной организации русских скаутов (НОРС). Главная цель вновь учрежденного отдела — внешкольная христианская работа с молодежью, затрагивающая самые разные области жизни посредством создания кружков, где подростки и молодые люди могли узнать много нового и обсудить вместе с наставниками вопро-
сы духовной жизни, русской истории и литературы, подготовить праздничные концерты для младших, стенгазеты и детские радиопрограммы; изучать Священное Писание и историю церкви. Полуподпольно проводились попытки скаутской работы. Не были оставлены без духовного попечения и взрослые. Силами священников-миссионеров проводились специальные беседы просветительного характера, собирались регулярные катехизические встречи. Весьма важным для этого выступления считаю циркуляр, вышедший в начале 1943 года, в котором предписывалось благочинным, настоятелям храмов и всем православным христианам собирать сведения о фактах разрушения церквей и репрессий в отношении верующих в советское время, вносить имена их в церковные синодики для поминовения с тем, чтобы воссоздать правдивую картину страшных лет коммунистического владычества. Здесь видится не только созидание исторической и молитвенной памяти в русском народе о крови новомучеников, на коей Церковь Христова утверждается, но и пример того, «как серьезно и ответственно относились к своему положению деятели Псковской Миссии, независимо от того, сколь долгий срок отпустит им Господь для их служения на израненной русской земле»6.
К сожалению, точного дословного содержания большинства миссионерских бесед и проповедей, звучавших тогда, нам не известно. Лишь благодаря периодическому изданию Псковской Православной Миссии — журналу «Православный Христианин» — мы имеем образцы проповеднических слов и выступлений либо самого митрополита Сергия (Воскресенского), либо членов Управления Миссии, активно участвовавших в выпуске журнала. Первое, что неизменно привлекает внимание — это заостренная антисоветская и антикоммунистическая направленность авторов. Но пусть не станет это смущением или искушением для слушающих или тех, кто станет самостоятельно изучать эти тексты. При внимательном и непредвзятом чтении всякий сможет понять, что здесь мы не имеем дело с политическим расчетом или угодничеством перед немецким оккупационным режимом. Нет. Перед нами свидетельство бескомпромиссной борьбы пра-вославнойьцеркви с духом лжи, ненависти и безбожия, смертельным ядом, разлившимся по земле Российской и вползшим едва ли не во
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34