Поиск по сайту

Революционные события в Пскове

69. Мейер Ю.К. Гражданская война. Из воспоминаний.- В сборнике «Кираси­ры Его Величества». К 300-летию основания Л.-Гв. Кирасирского Е.И.В. пол­ка; составитель А.Ю. Егоров, Царское Село. «Государева Ратная Палата», 2002 г. С. 76.
70. Архнмандрнт Алексей (Черной). Жизненный путь русского священника.
Из воспоминаний. «Глобус», Сан-Франциско, США, 1981 г. 227 с. Ил.
71. Краткая биограф, справка редактора И.В. Попова к републикации отрыв­ков из воспоминаний о. Алексея: Санкт-Петербургские Епархиальные ведомо­сти № 18/1998, 19/1999. 23/2000. Здесь № 18. С. 53-54; справка историка Рус­ской Церкви А.Л. Никитина (СПб, Стрельна).
72. Казанцев Н.Л. Пятнадцатилетний доброволец // «Наша Страна», № 2439-2440, 10 мая 1997 г. (Буэнос-Айрес, Аргентина); некролог. Там же, № 2485-2486, 28 марта 1998 г.
К.П. Обозный
ПСКОВСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ
КАК ДУХОВНАЯ ПРЕЕМНИЦА БЕЛОЙ
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ИДЕИ
Кому-то может показаться, что в названии темы моего выступле­ния я пытаюсь соединить вещи несопоставимые. И все же предла­гаю поразмышлять о духовной сущности Белого дела и его преем­ственности в России в первой половине 40-х годов на территориях временно оккупированных немецкими войсками.
Речь пойдет о деятельности Псковской Православной Миссии, чья история началась с августа 1941 года, с того момента, когда в Псков из Риги прибыли первые 14 миссионеров (священники и пса­ломщики). К этому времени псковские земли уже оказались в глубо­ком немецком тылу и потому, естественно, разрешение на отправку посланников Экзарх Прибалтики митрополит Виленский и Литовс­кий Сергий ( Воскресенский) добился после продолжительных и не­простых переговоров с немецкими оккупационными властями. Что же подвигло Владыку Сергия на этот канонически не бесспорный и смелый шаг? Прежде всего, как это было заявлено в официальном документе, «создание и направление Православной Миссии в осво­божденные области… являлось необходимостью ввиду отсутствия в означенных областях епископа, ранее ими управлявшего. Поэтому учреждение… Миссии является лишь временным явлением и его существование возможно лишь до восстановления непосредственной связи с Патриаршей церковью, когда высшая церковная власть смо­жет присоединить эти области к экзархату или воссоединить с пре­жними епархиями»1. Действительно, Псковщина в предвоенные годы уже не имела собственной епископской кафедры и входила в состав Ленинградской епархии. Митрополит Алексий (Симанский), остава­ясь на протяжении всей блокады в Ленинграде, был отрезан линией
Обозный Константин Петрович — историк, г. Псков.
фронта от большинства своей паствы. Это и позволило Экзарху Сер­гию приступить к трудам по созданию Православной Миссии. В то же время, как только линия фронта удалилась настолько, что стали проявляться некоторые признаки, по крайней мере, внешней стабиль­ности, началось стихийное восстановление церковной жизни, перед войной практически под корень вырубленной в этих краях богобор­ческой властью. Для митрополита Сергия (Воскресенского) это не осталось неизвестным, и учреждение Псковской Миссии стало с его стороны пастырской поддержкой духовного порыва простых людей. Почему же была так официально названа эта не столько органи­зация или церковная структура, сколько духовное движение — «Пра­вославная Миссия в освобожденных областях России»? Слово «Мис­сия», с одной стороны, предполагает некоторое представительство, а с другой, содержит в себе значение миссионерского служения — про­поведи Евангелия для нехристианских народов. Конечно, несправед­ливо было бы приравнять все население северо-западного района со­ветской России к язычникам. Немало еще в числе русского народа оставалось искренне верующих, через годы репрессий и гнета эти люди хранили надежду на возрождение церкви. И все же за четверть века большевистского господства появилось целое поколение, духов­но отравленное атеистической идеологией. Вторым примечательным словом в названии Миссии является «освобожденные области». При первом взгляде налицо двойственность и пропагандистская уловка оккупационной власти. Трудно назвать годы немецко-фашистского господства на русских землях свободными для мирного населения. Красную тоталитарную систему сменила коричневая со свойствен­ными для нее особенностями, в корне же сохраняя принцип несвобо­ды и подавления личности. Однако здесь стоит оговориться: немцы, делавшие ставку на веротерпимость и лояльное отношение к про­цессам возрождения православной церкви на подведомственной им территории, оказались наименьшим злом по сравнению с коммунис­тическим режимом, зарекомендовавшим себя к концу 30-х годов злей­шим врагом не только православия, но и всех других конфессий, имев­ших некогда распространение в рамках Российской Империи. Пото­му, в некотором роде, об освобождении от власти агрессивного анти-
рию. В то же время А. Цыпурдеев ездил на гастроли в составе небе­зызвестного Кубанского казачьего хора под управлением Жарова. После выступлений в г. Риге и знакомства с архиепископом Иоанном (Поммером) — главой Православной церкви в Латвии — молодой че­ловек остается в этом городе. Он женился на дочери священника и с 1927 года вплоть до начала Великой Отечественной войны служил в разных рижских храмах в качестве псаломщика и регента. Весной 1942 года Экзарх Сергий (Воскресенский) рукоположил Цыпурдеева во священство и направил его в Псковскую Миссию.
Отец Георгий Бенигсен родился в 1915 году в г. Казани в семье военного инженера. «Пожар древнего города на Волге, оставляемого белыми войсками и занимаемого большевиками, — одно из самых ран­них воспоминаний детства будущего священника. Инженер Михаил Иванович Бенигсен с семьей был в числе отступавших в Сибирь… Бог был милостив и провел семью сквозь огонь, морозы, аресты, го­лод, сыпной тиф и бесчинство Красной Армии»2. Уже в период «нэ­повских послаблений» Бенигсены сумели вырваться в Латвию, где прошли отрочество и юность, воцерковление и духовное возмужа­ние о. Георгия.
В ряду старшего поколения Псковской Миссии достойное место занимает игумен Андрей (Тишко). Имея медицинское образование, еще будучи мирянином, в 1905 году был призван на фронт в русско-японскую войну в качестве фельдшера. Пройдя всю кампанию, был награжден Георгиевским крестом. А в 1914 году, уже будучи иеромо­нахом, о. Андрей был направлен в полевой госпиталь Виленского военного округа, где прослужил священником вплоть до октября 1917 года. За труды в годы Первой мировой войны о. Андрей (Тишко) был награжден орденом св. Анны 3 и 2 степеней и представлен к золото­му наперсному кресту. В годы служения в Миссии игумен Андрей с лета 1942 года восстанавливал одну из древнейших обителей Псков­ской земли — Никандрову пустынь.
Можно еще долго приводить примеры различных путей, приво­дивших в Псковскую Миссию. Были тут и священники из дворянско­го сословия — протоиерей Константин Шаховской, урожденный Хол-мского уезда Псковской губернии; и гордость дореволюционно-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Средневеликорецкий регион.
  • Северный регион.
  • Нижневеликорецкий регион.
  • Физическая и административная карта
  • Интересное