Революционные события в Пскове
В эти же годы во Франции поселился на постоянное местожительство бывший прапорщик Грабарь Петр Николаевич (Л.-Гв. Конной артиллерии. Ускоренный курс Пажеского Корпуса, 1917 г.). В СЗДА — пулеметчик судна «Китобой». В 1920 году в числе членов экипажа совершил переход из Копенгагена (Дания), благодаря материальной поддержке Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, в Бизерту (Тунис). Во Франции он стал «выдающимся французским иммунологом русского происхождения, одним из ученых самого первого ряда». Скончался в 1986 году в Париже42.
В Праге (Чехословакия) в субботу 16 января 1926 года в Свято-Николаевском храме на Староместской площади группой чинов СЗДА была отслужена панихида по своим сослуживцам, на поле брани живот свой положившим. В этот день было основано Объединение Северо-Западников*3, состоявшее, в основном, из студентов пражских учебных заведений. Вполне вероятно, что членами Объединения являлись бывшие офицеры СЗДА братья Б.К. и В.К. Семеновы, учившиеся в местных вузах44. Членом правления Объединения являлся 1 -го «Ливенского» полка (17-го Либавского) старший унтер-офицер из вольноопределяющихся А.А. Енш, автор очень интересных воспоминаний о Петроградских походах45, учился на юридическом факультете Пражского университета. Он скончался от туберкулеза легких в 1936 году, и был погребен на Ольшанском кладбище г. Праги. В некрологе упомянут как инженер46.
В Финляндии действовал Комитет помощи русским военным инвалидам, председателем которого в 1920-е годы являлся граф В.А. Буксгевден. Вполне вероятно, что этот Комитет опекал и воинов, по-
лучивших увечья на Северо-Западном Фронте, проживавших в Финляндии47. Выехавший после Исхода Армии из Эстонии в Финляндию ротмистр Д.Д. Кузьмин-Караваев, автор первого опубликованного труда о Петроградских Походах48, вскоре был арестован финскими властями и осужден на 10 лет, которые провел в финском концлагере. Какой состав преступления инкриминировался доблестному русскому офицеру, пока выяснить не удалось. После выхода на свободу он переехал в Париж49.
В 1920-е годы стараниями генерала Булак-Балаховича группа его бывших подчиненных выехала на заработки в Бразилию. В числе прибывших в порт Сантос г. Сан-Пауло был офицер Карп Михайлович Аверьянов, уроженец Псковской губернии. В начале 1930-х годов он смог вызвать невесту из Эстонии в Бразилию, но вскоре после рождения дочери, 6 декабря 1934 года, скончался от туберкулеза легких и был погребен на кладбище Сан-Пауло. (Подробнее о нем см. публикацию в московском альманахе «Белая Гвардия», № 7,2003 г.)50. В Бразилию переехал и воспитанник Императорского Александровского Лицея, вольноопределяющийся Кавалергардского полка, граф Николай Дмитриевич Менгден-фон-Альтенвога, в СЗДА служивший в танковых частях Ливенской дивизии. Граф был хорошим художником-графиком, он скончался в Сан-Пауло 15 апреля 1973 года51.
Полковник, барон Унгерн фон Штернберг Константин Леонардович, командовавший в Осеннем походе 8-м Семеновским полком, из Европы переехал в Африку. Скончался 19 декабря 1929 года в Тунисе52.
Причудливы, трагичны и непредсказуемы оказались судьбы се-веро-западников, их потомков на чужбине и бывших их противников по Гражданской войне в годы Второй Мировой войны.
Вольноопределяющийся 6-го Талабского полка Федоров Николай Федорович в 1934 году создал в Париже Национальную Организацию Витязей (НОВ), став ее бессменным руководителем до своей кончины в 1984 году. Во время оккупации Парижа Вермахтом витязи осуществляли различную благотворительную деятельность. НОВ существует и поныне, возглавляет организацию сын шт.- капитана Д. Шмемана (Семеновский полк СЗДА) Андрей Димитриевич Шмеман53.
фа П.П. Коновницына) граф Н.А. Коновницын служил в чине лейтенанта в 4-м полку Русского Корпуса (Вермахт) в Югославии. В 1945 году был тяжело ранен. После окончания войны переехал в Южную Америку, последние годы проживал в Перу58.
Полковник А.С. Гершельманн в октябре 1948 года переехал с семьей из Австрии в столицу Аргентины Буэнос-Айрес. Марина Александровна, его дочь, сообщила неизвестные важные сведения о своем отце: в начале 1920-х годов А.С. Гершельманн принимал активное участие в монархической работе. Известный публицист и богослов Н.Д. Тальберг намеренно сорвал его нелегальную поездку в Советскую Россию (поскольку с подозрением относился к деятельности пресловутого «Треста»), приняв на себя шквал горьких упреков молодого, рвущегося в бой монархиста; тем самым спас ему жизнь. А.С. Гершельманн скончался 25 декабря 1977 года во время воскресной Божественной литургии59.
Капитан С. А. Алякритский во время Второй Мировой войны служил переводчиком в германских войсках, где оказывали большую помощь русскому населению. После войны проживал в Западной Германии, принимал деятельное участие в жизни русской колонии. Скончался 15 ноября 1973 года в Мюнхене60.
Генерал-от-кавалерии П.Н. Краснов61 и некоторые другие офицеры северо-западники оказались в одном строю с бывшими противниками по Петроградскому и Нарвскому фронтам в частях Вермахта во время Второй Мировой войны. Так, бывшие военнослужащие РККА комбриг Богданов М.В. и майор Никифоров М.Б. попали в плен в 1941 году и пошли служить в РОА генерала А.А. Власова. Первый дослужился до чина генерал-майора, второй — подполковника РОА. Оба они в годы Гражданской войны принимали участие в боях против СЗДА62. Современный исследователь пишет о категорическом неприятии бывшими краскомами совместной службы в РОА (впосл. ВС КОНР) офицеров и генералов армий Белых Фронтов. Так, генерал-лейтенант Б.С. Пермикин (командовавший в 1920 году в Польше Ш-й Русской Армией генерала П.Н. Врангеля) поступил на службу преподавателя тактики, но, встретив в Офицерской школе слишком бестактное отношение к себе, вынужден был перевестись в Зальцбургскую группу генерала А.В. Туркула63.
До и после окончания Второй Мировой войны часть оставшихся в живых северо-западников переехала в США: полковник Бибиков Г.Е. (+1971), шт.-ротмистр Великотный А.А. (+1972), поручик Грюн-вальд Л.В. (+ ?), шт.-ротмистр Ермолаев Н.В. (+1959), шт.-ротмистр Залесов Н.П. (+1973), ротмистр Забелин Н.П. (+1979), капитан Лей-ман К.С. (+1959), генерал-лейтенант Родзянко А.П. (+1970), офицер Церпитский Г.И. (ск. после 1968 г.) и другие, где вошли в состав русских военных ветеранских объединений64.
В 1947-48 годах генерал-лейтенантом П.В. Глазенапом в Мюнхене (Бавария) был создан Союз Андреевского Флага (САФ). В Союз входили как старые участники Белой Борьбы, так и, главным образом, воины РОА. САФ представлял собою мощную организацию, объединяя старых и новых бойцов. Главная квартира Союза находилась в Мюнхене, а отделы его были в разных частях Западной Германии с представительствами в городах Европы и за океаном65. Вполне вероятно, что некоторые северо-западники, проживавшие после Второй Мировой войны в Германии, являлись членами САФ: капитан Алякритский С.А. (+1973, Мюнхен); штабс-капитан, барон Беннинг-гаузен- Будберг Н.А. (+1971, Детмольд); военврач Воропинский Б.С. (+1964, Кельн); капитан артиллерии Тихонов Л.Т. (+1962, Штутгарт); подпоручик Хоментовский М.А. (+1982, Гамбург); ротмистр Шпако-вич А.А. (+1971, Мюнхен) и другие66.
Удивительна метаморфоза, случившаяся с генерал-майором М.В. Ярославцевым. Биографический очерк о нем Н.Н. Рутыча нуждается в существенном пояснении67. В 1937 году М.В. Ярославцев был рукоположен во пресвитера и назначен священником Свято-Троицкой общины в местечке Курига (совр. город Хурибга) во Французском Марокко управляющим русскими православными приходами в Западной Европе митрополитом Евлогием (Георгиевским). Последний в это время состоял как бы в «двойном» каноническом подчинении: с 1931 года состоял экзархом Западной Европы Константинопольского Патриархата (титул, не признанный РПЦЗ); а с 1934 года — находился в состоянии «примирения» с РПЦЗ. В 1938 году митрополит Евлогий окончательно откололся от РПЦЗ, но община, окормляемая о. Михаилом Ярославцевым, осталась в каноническом подчинении священ-
ноначалия последней. В 1940 году отец Михаил принял монашеский постриг с именем Митрофана и не позднее 1947 года был возведен в сан игумена. В 1947 году на гребне так называемой «патриотической» волны духовенство Свято-Успенской общины вместе с небольшим количеством прихожан перешли в Московскую Патриархию, где в 1949 году игумен Митрофан получил сан архимандрита, а с 1952 года — назначение на должность настоятеля Свято-Троицкой церкви Московской Патриархии в столице султаната Рабате (Французское Марокко), где он через два года и скончался. Вот такой путь: от белого генерала до советского священника68.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34