Поиск по сайту

Революционные события в Пскове

2 марта 1920 года Учредительным собранием Эстонской респуб­лики было вынесено обязательное постановление «О лесных рабо­тах», также резка торфа и ломка горючего камня [сланец]. Призыву подлежали все трудоспособные мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Число заявленных в постановлении на эти работы равнялось 15 ты­сячам человек. В тексте подчеркивалось, что призыву на принуди-
Зирин Сергей Геннадьевич — вице-председатель Братства Св. Архистратига Михаила (Ямбург/ ^ СПб), исследователь, г. Кингисепп.
* Основанием для выступления на конференции послужила статья, опубликованная в альма­нахе «Белая Гвардия», № 7, 2003. Москва Настоящий вариант статьи подготовлен автором
для сборника со значительными дополнениями и изменениями.
тельные работы подлежат «лица без определенных занятий», что от­кровенно указывало на русских беженцев и бывших чинов СЗДА. Лиц, уклонявшихся от эстонской повинности, ожидал одногодичный срок заключения в концентрационном лагере Пяэскюла, расположен­ном под Ревелем, или штраф в 100 тысяч эстонских марок. Отказни­кам также предлагали выбор: принудительная высылка в РСФСР или трудовая повинность. Издание этого постановления совпало с момен­том окончания расформирования Белой армии, поэтому бывшие рус­ские воинские чины подлежали принудительным работам. Оставши­еся в живых северо-западники были полностью лишены гражданс­ких прав и средств к существованию, им ничего не оставалось, как подчиниться. Случалось, что остатки полка расформировывались прямо в рабочие артели. Поскольку никаких документов, не говоря о паспортах, эстонские власти им не выдавали, а в артелях они попада­ли в финансовую зависимость от подрядчиков (неизбежно влезая в долги), то обязательная двухмесячная отработка превращалась в го­дичную кабалу. Необходимо отметить, что некоторые бывшие коман­диры СЗДА стали подрядчиками и без зазрения совести наживались на изнурительном труде своих бывших боевых товарищей. К числу таких относятся: генерал Ветренко3, полковник Стрекопытов; неглас­ными компаньонами подрядчиков являлись полковники Микоша и Колзаков4.
Эстонскими властями были предприняты жесткие полицейские меры для выявления лиц, уклонявшихся от подневольных работ. Но и акгивные действия эстонской полиции не возымели успеха достичь упомянутой цифры в постановлении, поскольку большая часть наме­ченных русских на роль белых рабов уже отошла в лучший мир.
Места их братского упокоения на территории 1-й Эстонской рес­публики: Азери, Алайыэ, Ваэкюла, Иван-город, Ийзаку, Йыхви, Кун-да, Копли (совр. район Таллина), Коппельское кладбище (Таллин), Люганузе, Мяэтагузе, Муствее, Нарва, Нарва-Иыэсуу, Пюхтицкий монастырь, Рахумяэ (Таллин)5. После страшного тифозного мора эс­тонцам удалось собрать на принудительные работы около 5 тысяч северо-западников и беженцев6.
Член комитета русских эмигрантов в Эстонии И.Ф. Евсеев, пред-
принявший исследование о положении северо-западников и граждан­ских беженцев на принудительных работах, в своем докладе правле­нию Комитета 1 августа 1920 года сообщал о численности работни­ков в 11 -ти из 12-ти заготовительных районов и расположенных на их территориях 54-х заготовительных участков с общим числом рус­ских рабочих около 2500 человек. Из них 2093 северо-западника и 401 беженец. Евсеев упоминает и о существовании трудовой артели в пограничном районе с РСФСР (куда его не пустили эстонские вла­сти) с числом рабочих около 500 человек7.
После Исхода СЗДА в Эстонии несколько эшелонов северо-за­падников весной и летом 1920 года были переправлены в Польшу, где, войдя в состав Народной Добровольческой Армии генерал-май­ора С.Н. Булак-Балаховича и 3-й Русской Армии генерала, барона П. Н. Врангеля, под командованием генерал-лейтенанта Б.С. Пермики-на продолжили вооруженную борьбу с Красной армией на Западном фронте8. Некоторые северо-западники успели пробраться в Крым, где приняли участие в последних боях Русской Армии генерала П.Н. Врангеля: шт.-ротмистр Ермолаев Н.В. (+1959), шт.-ротмистр Зале-сов А.П. (9-й Бугский уланский полк) (+1973), ротмистр Забелин Н.П. (1-й Сумской гусарский полк) (+1979), капитан-инженер, барон Кис-тер Г.А. (+1973) и др.9
К первому объединению северо-западников можно отнести бла­готворительное общество Белый Крест, которое было создано в Эс­тонии 18 октября 1920 года, с избранием председательницей СВ. Келпш вплоть до 1940 года. В состав правления входили: генерал-от-кавалерии Н.Ф. фон Крузенштерн (Измайловец), полковник В.К. Шенк (гвардейский стрелок) и др.10 После Исхода СЗДА часть вы­живших северо-западников оказалась с расстроенным от ранений и болезней здоровьем и совершенно без всяких средств к существова­нию. Они, согласно мирному договору Эстонского правительства с большевиками, не имели права ни на какую поддержку". Такая бе­зысходная нужда бывших чинов Белой армии и послужила осно­ванием образовать в Ревеле (Таллине) группою частных лиц обще­ство Белый Крест, в основу которого была положена благотворитель­ность. Название общества было взято от равностороннего белого кре-
ста нарукавного шеврона, который носили северо-западники на Пет­роградском фронте на левом рукаве гимнастерки или левом обшлаге шинели. Среди перенесших сыпной, брюшной, возвратный тиф ос­талось немало слепых, глухих, хромых, туберкулезных и ненормаль­ных, а в лучшем случае с надорванным на всю жизнь здоровьем. В начале 1921 года обществом был основан патронат для военных ин­валидов в г. Юрьев (Тарту), который существовал вплоть до 1940 года. Пожертвования до самой своей кончины в 1933 году в Ницце присы­лал генерал Н.Н. Юденич. Из Финляндии поступала помощь от гене­рала Клюева12.
В 1921 году в Государственный реестр Эстонской республики было внесено Общество помощи бывшим военнослужащим, по­четным председателем которого являлся генерал Н.Ф. фон Крузенш­терн. К1 июля 1921 года Комитет русских эмигрантов в Эстонии ис­ходил из пребывания в этой стране 12167 беженцев и около 2000 се-веро-западников13. К этому времени, по всей видимости, более пяти тысяч человек русских с приходом вновь избранного в этом году пра­вительства, получив паспорта, выехали за пределы Эстонии в другие страны14.
В 1925 году Ген. Штаба генерал-лейтенант А.К. Байов в Эстонии создал и возглавил отделение Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), в состав которого также вошли и бывшие чины СЗДА. Пред­ставительства отделения РОВС действовали в Тарту и Нарве15.
В 1930 году генерал-майором О.П. Васильковским был создан Союз взаимного вспомоществования бывших чинов Северо-Запад­ной Добровольческой Армии и русских эмигрантов с центром в На­рве. В 1931 году председателем его состоял полковник Алексеев (воз­можно талабец), проживавший в Нарве по улице Uns Hin 416. Это объединение также называли Союзом Северо-Западников. Отделе­ния существовали в Ревеле (Таллин), председатель— полковник Р.В. Садовский; Юрьеве (Тарту), председатель А. Депп; а также в городах Печеры (Петсери), Пернов (Пярну), в населенных пунктах 1-й Эс­тонской республики: Кивиыли, Азери и др. Судя по газетным сооб­щениям,^ 1935 году в Союз входили: в Нарве — 245, в Таллине- 313, в Тарту — 120 членов. Единства в Союзе не было, и в начале марта
1936 года из Таллинского отдела вышло более 100 человек, которые образовали самостоятельный Ныммеский отдел. К концу года Союз Северо-Западников был закрыт эстонскими властями, прекратив свою официальную деятельность.
По причине раздоров в эмигрантской военной среде в Эстонии" генералом А.К. Байовым (Лейб-Егерь) были созданы параллельные: Союз русских военных инвалидов в Эстонии, зарегистрированный 12 июня 1931 года с центром в Таллине, в состав которого вошли и бывшие чины СЗДА; Общество помощи бывшим русским военно­служащим в Эстонии, получившее регистрацию 24 августа 1931 года. В Союзе Таллинским отделом заведовал А. Радзиминович18, а Нарвским — В. Чижов. Союз имел свою печать, знамя и специальный нагрудный знак. В Общество вошли, помимо генерала Байова: гене­рал-майор А.О. Штубендорф, Я.М. Корецкий, шт.-капитан Ф.А. Ги-зетти, генерал-майор Э.А. Верцинский, полковник К.Г. Бадендик [Ба-дендык], полковник Б.В. Энгельгардт, К.В. Шуманский, А.К. Вей-марн, А.Е. Кудрявцев и другие. В 1936 году, после кончины генерала Байова, пост председателя Общества занял генерал Э.А. Верцинс­кий, а руководство Союзом возглавил полковник Б.В. Энгельгардт (Семеновец)19. Незадолго до закрытия в 1940 году Союз был преоб­разован в Общество помощи больным русским.
Осуществляя благотворительную деятельность, организации эти фактически являлись официально запрещенными в Эстонии (по ус­ловиям Мирного договора 1920 года20) военно-политическими объе­динениями. Почти все объединения были напрямую связаны с Рус­ским Обще-Воинским Союзом (РОВС). Так, генерал Байов на учре­дительном собрании Общества помощи бывшим русским военнос­лужащим 5 июля 1931 года откровенно заявил, что оно создается с целью объединения русских офицеров для борьбы с большевика­ми21.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове проводится выставка , посвященная Красной армии
  • Средневеликорецкий регион.
  • Северный регион.
  • Нижневеликорецкий регион.
  • Интересное