Революционные события в Пскове
• доски с эпитафиями на первичных памятниках примерно равно часто устанавливались литые металлические или гранитные (в северном климате Эстонии наиболее стойким из всех материалов памятников показал себя полированный гранит, особенно красный);
• на некоторых небольших братских захоронениях воинов СЗА не было установлено капитальных памятников. На них остались стоять простые деревянные кресты без надписей, впоследствии обновлявшиеся (в д. Алайыэ) или исчезнувшие (в п. Мяэтагузе).
Анализ дат и историй установки первичных памятников также позволил сделать некоторые заключения:
• первые общие памятники на братских захоронениях СЗА были установлены уже в 1920 г. (деревянный общий крест наНарвском и, вероятно, также деревянный общий памятник на Пюхтицком кладбищах), но они являлись явно временными и были впоследствии заменены капитальными памятниками. До этого ставились, видимо, только разнообразные простые деревянные православные кресты прямо на могильных холмах, можно полагать, сразу после засыпки могил (такие кресты видны на фотографии Нарвского кладбища СЗА, сделанной зимой 1919-1920 гг.);
• капитальные общие памятники на могилах воинов СЗА начали ставиться, видимо, с лета 1921 г., то есть уже на следующий год после завершения ее трагедии. Первым из них был, насколько известно, памятник на наибольшем Нарвском братском кладбище СЗА, поставленный Нарвским Русским Обществом после стыдившего русскую общественность газетного призыва известного литератора В.А. Никифорова-Волгина [4];
• в 1921-1928 гг. капитальные общие памятники на захоронениях воинов СЗА ставились в основном в местах со значительным русским населением, то есть главным образом на северо-востоке и востоке Эстонии (в Нарве, Нарва-Йыэсуу, Муствеэ, Азери, Йыхви);
• в 1929-1939 гг. капитальные общие памятники на захоронениях воинов СЗА ставились в основном в местах с преобладанием эстонского населения (в Таллине, Ваэкюла, Люганузе, Иизаку). В то же время началась замена временных общих памятников 1920-х гг. на капитальные (в Пюхтицах и в Таллине, где на крупнейшем братском Коппельском кладбище СЗА в 1936 г. была даже построена мемориальная часовня по проекту лучшего тогда в Эстонии русского архитектора А. Владовского);
• последним капитальным памятником воинам СЗА, установленным в период первой Эстонской Республики, был, видимо, гранитный монумент на братском кладбище в п. Иизаку. История создания этого монумента примечательна тем, что официальным инициатором сбора средств на благоустройство кладбища был глава местного люте-
райского прихода У. Кульюс, а в организации и проведении сбора средств и самого благоустройства, наряду с русскими Н. Судаковым и Л. Цыгановым, активно участвовали лютеранская церковь (православного прихода и храма поблизости нет) и преобладающее в окрестностях эстонское население [5].
Во всех остальных известных случаях (кроме описанного выше и мемориала в г. Кунда) инициатива и средства установки памятников и благоустройства братских захоронений СЗА принадлежали местному русскому (и «русскокультурному») населению, а также русской эмиграции в Эстонии, как гражданской, так и военной, часть из которой состояла из бывших чинов СЗА. Увы, имена инициаторов и организаторов установки памятников в подавляющем большинстве случаев сейчас неизвестны. В советский период большинство памятников на братских захоронениях воинов СЗА были уничтожены, а могильные насыпи сровнены с землей. Сохранились лишь небольшие, расположенные на местных кладбищах, памятники в Нарва-Йыэсуу, Мяэтагузе, Муствеэ и Алайыэ, расположенный в лесу памятник в Ваэкюла, поврежденный (лишенный доски) памятник в Иизаку и монастырский памятник в Пюхтицах (Куремяэ). В постсоветское время почти все лишенные памятников братские захоронения воинов СЗА были в период 1991-2003 гг. выявлены и отмечены гранитными памятными знаками небольшой русской общественной организацией «Общество охраны памятников русской культуры в Эстонии», ею же был организован ремонт поврежденных памятников и сооружение заново (силами местных энтузиастов) общего памятника на Нарвском кладбище СЗА. В 2002-2003 гг. на средства г. Нарвы местными силами был создан мемориал СЗА в Нарве (восстановлены насыпи братских могил на Нарвском кладбище СЗА и проложены дорожки). К сожалению, при этом были уничтожены последние уцелевшие могилы воинов СЗА с оригинальными крестами, а также оставлены без ремонта центральный памятник и единственный сохранившийся монумент офицеру СЗА.
Полученные при сборе сведений о братских захоронениях СЗА данные о численности погребенных в них воинов позволяют, вероят-
но, впервые на объективной основе оценить число воинов армии, погибших во время известной эпидемии тифа 1919-1920 гг.
Оценка количества погребенных в братских захоронениях воинов СЗА:
Допустив примерно 15% суммарную (композиционную) погрешность от неточности данных о числе погребенных в самых крупных захоронениях (известных хотя и по современным событиям, но не верифицируемых, то есть не могущих быть проверенными источни-
ком), количество погребенных в известных братских, могилах воинов СЗА следует считать находящимся в пределах 7-10 тысяч человек. Правда, пока остаются неизвестными данные предполагаемых, но не найденных еще на местности захоронений воинов СЗА, лечившихся в г. Тарту, г. Печоры (РФ) и г. Пярну, а также 2-3 других невыявлен-ных возможных небольших захоронений воинов СЗА. Однако правомерно ожидать нахождения во всех указанных выше местах незначительного числа погребенных, мало влияющего на результат оценки. Действительно:
1) неизвестные пока захоронения должны быть весьма невелики, если их не удалось выявить применявшейся для поиска захоронений системой средств, описанной в [2];
2) сравнительная удаленность указанных мест лечения от района дислокации СЗА на северо-востоке Эстонии позволяет предположить, что туда направлялись только относительно небольшие группы воинов (вероятно, в Тарту — особо сложные больные, в Печоры и Пярну — выздоравливающие).
Единичные захоронения скончавшихся от тифа воинов СЗА не исключены также в окрестностях мест дислокации интернированных частей, но число их должно быть очень незначительно (о подобных случаях нет ни одного упоминания во всех известных источниках). Не должны искажать результат оценки и захоронения воинов, убитых в боях и умерших от ран, так как во время эпидемии их было явно значительно меньше, чем умерших от тифа, а до эпидемии умерших хоронили, как правило, в индивидуальных могилах.
Таким образом, неучтенные погребения не могут внести заметной погрешности в полученный результат. Действительно, даже приняв максимальную численность погребенных в неизвестных пока еще захоронениях в 500 человек, получим погрешность оценки из-за неполноты данных только порядка 5-7%. Таким образом, усредненная оценка численности погибших при эпидемии тифа в Эстонии воинов Северо-Западной Армии, полученная по результатам исследования характеристик выявленных братских могил чинов армии, составляет 8500 человек. Предельная погрешность полученной оценки при принятых допущениях равна примерно 20%.
Автор благодарен сотрудникам расположенного в п. Иизаку «Музея Ида-Вирумаа» за любезно предоставленные архивные сведения об истории благоустройства местного братского кладбища воинов СЗА.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Юрий Мальцев. Северо-Западная Армия. Опыт хронологии.//Таллинн (1999), №13, с.171.
2. Юрий Мальцев. Братские военные захоронения Северо-Западной Армии на территории современной Эстонии.//Труды Русского Исследовательского Центра в Эстонии. Выпуск 1. Сост. В. Бойков. Таллинн: РИЦ, 2001. С. 123-136.
3. Юрий Мальцев. Военные кладбища Северо-Западной Армии на территории современной Эстонии. //Труды Русского Исследовательского Центра в Эстонии. Выпуск 2. Сост. В. Бойков. Таллинн: РИЦ, 2003. С.155-174.
4. В. Никифоров. Письмо в редакцию: Исполните свой долг’Шоследние известия (1921), 25 июня, № 152, с. 4.
5. Эстонский Исторический Архив (г. Тарту). F 1225-1-168.
6. Мемориал Белых Воинов в России. Иван-город. Братство Архистратига Михаила (буклет).
В.А. Бойков СОЮЗ СЕВЕРО-ЗАПАДНИКОВ
Предыстория русской общины в Эстонии в 1920-1930-х годах -это трагедия Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича. Именно бывшие воины Северо-Западной армии с отступившими вместе с ней на территорию Эстонии беженцами составили костяк русского эмигрантского общества в первой Эстонской Республике. Считается, что в январе 1920 г. в Эстонии было 50000-60000 северо-западников и беженцев, из которых личный состав Северо-Западной армии составлял 20-25 тыс. человек.
Начнем наш историографический обзор с источниковедческой базы, без которой невозможно ни одно настоящее научное исследование.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34