Революционные события в Пскове
7. История ЭССР. Таллин, 1960. С. 130.
8. «Национальный центр» — глубоко законспирированная и разветвленная контрреволюционная кадетско-белогвардейская организация. Была ликвидирована ВЧК в ноябре 1919 г.
9. См.: РодзянкоА.П. Воспоминания о Северо-Западной армии. Берлин, 1930.
10. См.: Литвин А.Л. Красный и белый террор в России. 1918-1922 гг. Казань, 1995. С. 145.
11. Русская военная эмиграция 20-Х-40-Х годов: В 2 т. М.: Гея, 1998. Т.1, кн. 1. С.75.
12. См.: БюкарА. Правда об американских дипломатах. М., 1949. С. 21.
13. Цит. по: Русская военная эмиграция … С. 138, 142.
14. См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 5.
15. См.: Русская военная эмиграция… С. 392.
16. См.: Плеханов A.M. Деятельность органов ВЧК-ОГПУ в первой половине двадцатых годов (1921-1925 гг.): Дисс…. д-ра ист. наук. М., 1993. С. 125.
17. См.: История ЭССР. С. 273.
18. ЦА ФСБ России. Ф. 66. Оп. 1-т. Д. 30. Л.1.
19. Там же. Ф. 3. Оп. 7. Д. 33. Л. 85.
20. Там же. Ф. КПИ. Д. 1213. Л. 4.
21. Там же. Д. 1208. Л. 19.
22. См.: ШкаренкоеЛ.К. Агония белой эмиграции. М: Мысль, 1987. С. 125.
Ю.П. МАЛЬЦЕВ
ЗАХОРОНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЭСТОНИИ
ВОИНОВ ПСКОВСКОГО КОРПУСА И НАСЛЕДОВАВШИХ ЕМУ ФОРМИРОВАНИЙ
Белый «Самостоятельный Псковский добровольческий корпус» имел необычную военную судьбу, ибо он исторически стал основой и началом последовательного ряда из пяти все укрупнявшихся формирований [1]. В ходе Гражданской войны Псковский корпус был переформирован в Отдельный Корпус Северной Армии (ОКСА), впоследствии переименованный в Северный Корпус (СК), из которого в свою очередь была сформирована Северная Армия, названная вскоре Северо-Западной Армией (СЗА). Все наследовавшие корпусу формирования по существу являлись результатом добровольческих, а затем и мобилизационных дополнений к ядру из добровольцев Псковского корпуса. У военного соединения по мере роста его сил и задач, естественно, изменялись структура и название.
В течение почти всего времени своего существования все указанные формирования не выходили из боев с красными войсками, значительно превосходившими их по численности и, за редкими исключениями, также по снаряжению. Это неизбежно влекло за собой заметные потери белых формирований убитыми и ранеными, часть из которых также умирала. Наибольшие относительные и абсолютные боевые потери при этом имела Северо-Западная Армия, как в силу своей наибольшей численности (и, как следствие, большего масштаба боестолкновений), так и в силу громадности поставленной ей задачи — взятие Петрограда. Подавляющую часть небоевых потерь также понесла СЗА — вследствие печально известной эпидемии тифа, поразившей ее воинов при интернировании их в Эстонии.
Таким образом, боевой путь, пройденный белыми формированиями по земле современных Российской Федерации и Эстонской
‘ Мальцев Юрий Павлович — председатель Общества охраны памятников русской культуры в Эстонии, доктор философии, доцент, г. Таллин.
Республики, остался отмеченным отдельными и братскими захоронениями белых воинов. Воины эти происходили в основном из губерний северо-западной, но также и южной, и центральной России: псковичи, талабцы, гдовцы, островцы, ревельцы, нарвитяне, петербуржцы, но были и киевляне, и туляки.
Целью данной работы является оценка распределения, оформления и масштаба захоронений (численности погребенных) воинов Псковского корпуса и последовавших русских белых воинских формирований на территории Эстонии. В аналитических обзорах выявленных к 2001 году на территории современной Эстонской Республики братских захоронений воинов СЗА [2, 3] автором были описаны 7 братских могил и 8 братских кладбищ русских белых воинов с весьма различным количеством погребенных.
Выявленные в результате библиотечно-архивных и полевых исследований захоронения сосредоточены в трех разных местах Эстонии (топонимы указаны современные):
• в северо-западной части (в уезде Харью) — 3 братских кладбища, компактно расположенных в границах одного города (Таллина);
• в северо-восточной части (в уездах Ида-Виру, Ляяне-Виру, Йы-гева) — 5 братских кладбищ и 7 братских могил, расположенных в двух регионах: относительно компактной группой (центральное братское кладбище и 2 братских могилы, из которых одна в Ивангороде, на территории РФ) в окрестностях исторической Нарвы; относительно распределенной группой (4 братских кладбища и 6 братских могил) в 10 населенных пунктах довольно обширного лесистого района, расположенного между г. Йыхви, г. Раквере, г. Муствеэ и Пюхтиц-ким монастырем в с. Куремяэ;
• в южной части (предполагаемые, но пока неизвестные захоронения в уездах Тарту, Валга и Пярну, а также в г. Печоры на территории РФ). Выявленные места расположения захоронений примерно в 70% случаев находятся поблизости от мест размещения тифозных лазаретов (Северо-Западной Армии и организованных позднее госпиталей Эстонского Красного Креста для воинов-северозападников, содержавшихся там за счет имущества СЗА и дотации Великобритании). Места расположения всех крупных братских кладбищ находят-
ся в населенных пунктах, где размещались группы больших лазаретов СЗА (в г. Нарве, г. Таллине, Пюхтицком женском монастыре) и отдельные большие лазареты (в п. Иизаку, п. Азери). Относительно небольшие братские могилы находятся у мест размещения малых (в п. Ваэкюла, п. Мяэтагузе) и средних (в г. Йыхви) лазаретов СЗА. В 1-2 случаях небольшие братские могилы находятся, вероятно, у мест размещения частей СЗА (у г. Нарва-Йыэсуу). Примерно в 10% случаев места расположения захоронений находятся на кладбищах вблизи побережья (Чудского озера), в этих могилах, по сообщениям старожилов, были похоронены воины СЗА, погибшие на льду озера зимой 1919-1920 гг. и прибитые весной к берегу. Еще примерно в 10% случаев захоронения воинов СЗА (индивидуальные) находятся на военных кладбищах, расположенных вблизи госпиталей эстонской армии, в которых также лечилось некоторое число раненых и больных северо-запад ников, всего пока известно 115 таких погребенных. (По оценке автора, число индивидуальных захоронений только офицеров СЗА на личных и семейных участках общегражданских кладбищ Эстонии составляет не менее нескольких десятков и сохранность памятников на них должна быть относительно хорошей, так как подобные памятники, насколько известно, не уничтожались советскими властями республики. Составление такого некрополя воинов СЗА может стать темой отдельной работы).
По схеме расположения могил в захоронении и по количеству погребенных выявленные на местности братские захоронения также весьма различны. Типологически представлен почти весь теоретически возможный диапазон групповых захоронений, от единичных братских могил с 10-15 захороненными (в г. Муствеэ, г. Нарва-Йыэсуу) до крупных (насчитывающих, по оценке современников, более 100 погребенных) братских кладбищ с группой братских могил и многими индивидуальными захоронениями (в г. Таллине, г. Нарве). При этом наиболее сложны структуры самых больших кладбищ — в районе Таллина Копли (к сожалению, его территория в конце 1940-х гг. была намеренно занята советскими властями под электроподстанцию) и в пригороде Нарвы Сийвертси (общий памятник, насыпи братских могил и большинство индивидуальных захоронений там также были в советское время уничтожены).
И по виду первичных памятников (под первичным для захоронения понимается памятник, первым на нем установленный) захоронения воинов СЗА отличаются от других воинских захоронений в Эстонии большим разнообразием. На них устанавливались различные по материалу (из дерева, металла, цемента) и по форме (4-х, 6-ти, 8-ко-нечные) простые кресты, кресты на постаментах, мемориальные камни и монументы (из дерева (!), цемента, гранита). Многообразие видов памятников на выявленных захоронениях СЗА объясняется просто — в отличие, например, от памятников советским воинам, погибшим во Второй Мировой войне, памятники на братских могилах и кладбищах воинов Северо-Западной Армии устанавливало не государство, а само население (за исключением г. Кунда, где стоит единственный известный общий для умерших в одном военном лазарете воинов эстонской армии и воинов СЗА памятник, установленный, вероятно, при поддержке властей). В разных местностях население же имело весьма разные мемориальные традиции, разных по вкусам и энергии организаторов и располагало весьма разными возможностями. По аналогичным причинам памятники воинам СЗА устанавливались также в весьма разное время—с 1921 по 1939 гг., практически в течение всего времени существования первой Эстонской Республики. В типах первичных памятников на братских захоронениях СЗА удалось выявить некоторые закономерности:
• при всем разнообразии конкретных конструкций, материалов и размеров подавляющее большинство (более 70% памятников) имеют одну и ту же композицию — это большой крест (чаще всего православный и металлический) на сравнительно высоком четырехгранном каменном (нередко «искусственного камня» — полностью бетонном или покрытом цементом) основании;
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34