Революционные события в Пскове
К концу ноября 1919 г. Северо-Западная армия была отброшена к эстонской границе. Ее остатки перешли на территорию Эстонии, где были разоружены и интернированы9.
Поддержкой правительств Прибалтийских государств пользовались и белогвардейские соединения С.Н. Булак-Балаховича, также воевавшие против большевиков на северо-западе России. Однако к началу 1920 г. основные их соединения были разбиты частями Красной Армии и отошли на территорию Латвии и Эстонии, где были расформированы, а отдельные подразделения вошли в состав национальных армий10. По данным резидента Особого отдела ВЧК в Финляндии, весною 1920 г. в эстонской армии, например, служило до 8 % русских офицеров-добровольцев" . В последующем эти части пополнил достаточно большой отряд русских военных эмигрантов в Прибалтике, а некоторые офицеры Северо-западной армии (А.П. Родзянко, П.В. Глазенап, С. Пален, С.Н. Булак-Балахович и др.) стали руководителями и активными участниками белоэмигрантского движения.
Летом 1920 г. в Латвии и Эстонии началась вербовка бывших военнослужащих Северо-Западной армии в армию Врангеля.
31 октября 1920 г. Народный комиссар иностранных дел РСФСР заявил правительству Латвии резкий протест в связи с тем, что через Ригу в Крым к Врангелю было направлено 200 белых офицеров. Министр иностранных дел Латвии 3. Мейеровиц вынужден был признать, что действительно на территории страны действовали организации, занимавшиеся вербовкой солдат для белой армии. Как было впоследствии установлено, вербовкой белогвардейцев непосредственно занимались руководители латвийской армии12.
С 1920 г. началось планомерное сотрудничество белогвардейских частей в Прибалтике с генеральными штабами Латвии и Эстонии. В подтверждение этого можно привести выдержки из письма находившегося в Эстонии поручика А. Берна П.В. Глазенапу: «Приняли предложение Эстонского Генерального штаба работать по освещению Совдепии. Благодаря этому нами все время поддерживается связь с Петроградом», а также предложения по организации антисоветской деятельности в Эстонии подполковника фон Вааля, в кото-
рых он говорит, что «с благословления генерала Владимирова мы вступили в связь с эстонцами по работе с Петроградом»13.
К началу 1920-х гг. российская белая эмиграция, сосредоточившаяся в ряде стран Европы и Азии и насчитывавшая до двух миллионов человек, по определению В.И. Ленина, стала довольно значительной и организованной силой внешней контрреволюции, сохранившей за границей свою классовую организацию, имевшей там остатки белой армии и поддерживавшей многочисленные связи с международной буржуазией14.
За рубежом были созданы монархистские «Союз верных» (СВ) и «Российский общевоинский союз» (РОВС), савинковский «Народный союз защиты родины и свободы» (НСЗРиС), «Братство русской правды» (БРП) и многие другие, развернувшие широкую разведывательно-подрывную деятельность против Советской России.
Одной из первых эмигрантских организаций, созданных в Прибалтике и взаимодействовавших с национальными специальными службами, являлся «Союз верных». Первоначально «Союзом верных» называлась группа монархистов в Эстонии во главе с бывшим членом Государственной Думы Марковым-2. В СВ входили Н.Н. Юденич, генерал-лейтенант К.К. Арсеньев, князь А.Н. Долгоруков, граф С. Пален и многие другие. В тесном сотрудничестве с генеральными штабами Латвии и Эстонии руководители Союза принимали активное участие в отправке добровольцев в Крым, к Врангелю. Однако после окончания Гражданской войны члены СВ встали на позицию отказа от военной интервенции в Советскую Россию. Главная ставка в захвате власти в России делалась на работу в Красной Армии, которая, по их мнению, должна была осуществить военный переворот, возглавляемый внедренными в нее членами СВ. Попутно осуществлялся сбор различной шпионской информации о состоянии советских вооруженных сил, большая часть которой передавалась в генеральные штабы Латвии и Эстонии15.
С территории Прибалтики против России активно действовали эсеры. Парижский центр эсеров (А.Ф. Керенский, В.М. Зензинов, Н.Д. Аксентьев и др.) и Пражский центр (Черный, Слонимский и др.) под вывеской Внепартийного демократического объединения (ВДО) образовали организацию, целью которой являлось свержение советской власти в России.
Резидентуры ВДО были созданы во всех Прибалтийских странах. Эсеры занимались шпионажем и диверсионной работой преимущественно в приграничных районах запада и северо-запада России, а также на Украине.
Так, например, в начале 1921 года под руководством полковника белой армии Васильева для нелегальной переброски через границу на территорию Советской России в Эстонской Республике был сформирован отряд в количестве 80 человек. Перед ним ставились задачи: подготовить восстание крестьян к 21 августа 1921 года, распространять листовки среди населения, вешать и расстреливать партийных и советских работников, срывать проведение сбора продналога, совершать диверсии на железных дорогах, уничтожать советские учреждения. Перебрасываемые были снабжены оружием и боеприпасами, листовками, а также специальными удостоверениями, подтверждающими принадлежность к «Союзу защиты Родины и Свободы»16 .
. Эстонское правительство оказало поддержку антисоветскому мятежу, вспыхнувшему в Кронштадте в марте 1921 года. С его разрешения многие активные русские контрреволюционеры во главе с В. Черновым прибыли в Таллин, чтобы быть ближе к событиям. В Кронштадт были посланы эмиссары, однако, из-за быстрого подавления мятежа, наладить тесную связь между повстанцами и заграничными эмигрантскими организациями не удалось17.
В начале 1920-х гг. с территории Прибалтики против Советской России наиболее активно действовали представители НСЗРиС, РОВС, БРП. В одном из Приказов ГПУ в марте 1922 г. прямо отмечалось, что «полоса латвийско-эстонской границы усеяна бандами и боевыми организациями, руководимыми из Риги и Ревеля (Таллина), объединившимися савинковскими и монархически-врангелевскими агентами, которых тайно поддерживают правительства этих «демократических» республик»18.
Организацией БРП в Прибалтике в описываемый период руководил Столычво Викторин Сигизмундович, бывший офицер царской армии19. Савинкову подчинялись действовавшие, в том числе и с территории Прибалтики, отряды Булак-Балаховича и Павловского20.
Крупные воинские соединения и антибольшевистские базы в Латвии и Эстонии были созданы генералом Глазенапом на деньги прибалтийских правительств21.
Потерпев поражение в Гражданской войне, российская эмиграция пошла по пути выработки новых приемов и методов ведения подрывной деятельности. На первый план выдвигаются более гибкие формы подрыва советской власти, так называемая «новая тактика» борьбы, предполагавшая, наряду с оказанием враждебного влияния на Советскую Россию извне, активизацию враждебной деятельности внутри государства. «Новая тактика» нашла свое проявление в двух конкретных формах: первая — это тактика «малых войн», которая выражалась в вооруженных мятежах. Она была характерна в основном для периода конца Гражданской войны и использовалась в начале НЭПа, т.е. в 1921-22 гг. Затем оппозиционные силы основной упор сделали на тактику «тихой контрреволюции», которая сводилась к попыткам подрыва государственного аппарата и разложения партии большевиков, организации мелкобуржуазных масс на борьбу с диктатурой пролетариата. Однако эмиграция была крайне неоднородна, поэтому и во второй половине 1920-х гг. многие ее представители не отказались от планов осуществления военной интервенции в Советскую Россию.
Во второй половине 1920-х гг. с территории Прибалтики против СССР наиболее активно действовал РОВС. В Берлине находился центр второго отдела РОВС (начальник — А.А. фон Лампе), влияние которого распространялось на Латвию, Литву и Эстонию22.
К началу 1930-х гг. по ряду причин, в том числе и в результате проведения ОПТУ ряда успешных операций, эмигрантские организации практически перестали вести подрывную работу против СССР с территории Прибалтики.
Таким образом, Прибалтийские государства, проводя свой внешнеполитический курс, направленный на конфронтацию с Советской Россией в угоду как собственным интересам, так и интересам западных государств, не возражали против нахождения на их территории . вооруженных антисоветских формирований. Белоэмигрантские организации в указанный период были тесно связаны со спецслужбами
Прибалтийских стран, напрямую зависели от них и, получая финансовую и материально-техническую поддержку, выполняли их задания по организации подрывной деятельности на советской территории.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 37. С. 511.
2. Там же. Т. 42. С. 1.
3. Разведупр — разведывательное управление Красной армии.
4. Плеханов A.M. Деятельность органов ВЧК-ОГПУ в первой половине двадцатых годов (1921-1925 гг.): Дисс…. д-ра ист. наук. М., 1993. С. 87.
5. Churchill W. The Second World War. London, 1948. V.I. P. 381-382.
6. Марков М. Советская Латвия. М.: ОГИЗ, 1940. С. 48.
Хотите узнать больше о предпринемателе Шайман Леонид? Посетите forbes.ru!
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34