Поиск по сайту

Революционные события в Пскове

13. Борис Савинков на Лубянке… С. 84 — 86.
14. Там же. С. 239,247.
15. Там же. С. 486.
16. Отдел регистрации архивных фондов Управления ФСБ по Псковской обла­сти (ОРАФ УФСБ по ПО), д. С-343, л. 6.
17. Там же, л. 7.
18. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-13870, л. 59.
19. ОРАФ УФСБ по ПО, д. АА-5140, л. 14-18.
20. Борис Савинков на Лубянке…С. 321.
21. Там же. С. 26.
22. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилита­ции жертв политических репрессий. Ч. II. — Курск, 1999. С. 60.
23. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-349, л. 23.
24. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-8462, л. 6,7.
25. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-8289, л. 32-35.
26. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-256, л. 16, 63.
27. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-8322, л. 18, 19.
28. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-8321, л. 22, 23.
29. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-8459, л. 7, 22.
30. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-8316, л. 32-34.
31. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-306, л. 8, 23.
32. ОРАФ УФСБ по ПО, д. С-8289, л. 32.
М.Ю. Литвинов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛОЭМИГРАНТСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИБАЛТИКИ ПРОТИВ
СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1920-е гг.
В силу ряда экономических, социальных, политических, нацио­нальных, этических, культурных и психологических причин большая часть дворянства, буржуазии, офицерства, средних городских слоев вступили в вооруженную борьбу с советской властью сразу же после Октябрьской революции. За годы Гражданской войны в результате потерь на фронтах, красного и белого террора, голода и болезней Россия потеряла более 15 млн. человек. Два с половиной миллиона россиян были рассеяны по свету, оказались в эмиграции в десятках стран. Множество эмигрантов осели в ранее входивших в состав Рос­сийской Империи Прибалтийских государствах, которые непосред­ственно граничили с Советской Россией. Многие из них не оставля­ли мысли о возврате старых порядков, скором падении советской вла­сти.
С первых дней своего существования Прибалтийские государ­ства столкнулись с серьезными трудностями, связанными с тем, что Европа была разделена на два враждующих лагеря, в одном из кото­рых находилась Советская Россия, а в другом — ведущие капиталис­тические державы того времени. В сложившихся условиях у прави­тельств Латвии, Литвы и Эстонии не оставалось другого выхода, кро­ме как примкнуть к одной из противоборствующих сторон. По ряду политических и экономических причин Прибалтийские страны прим­кнули к противникам советского государства.
В 1920 г. Прибалтийские государства прекратили вести боевые действия с Советской Россией. В результате подписания мирных до­говоров Советской Россией были признаны независимые Латвия, Литва и Эстония. Россия отказалась от каких-либо территориальных притязаний в их отношении. К Латвии и Эстонии отошли несколько
Литвинов Михаил Юрьевич — кандидат юридических наук, г. Нижний Новгород.
уездов, ранее принадлежавших России, вместе с тем, все имуще­ственные претензии были урегулированы в пользу Российской Феде­рации.
Основным источником опасности для своего суверенитета и после окончания Гражданской войны Прибалтийские страны продолжали считать Советскую Россию. И на это имелись все основания — Крас1 ная Армия была сильнее, чем армии всех Прибалтийских государств вместе взятых, советские лидеры неоднократно заявляли о неотвргх-тимости мировой революции. Так, В.И. Ленин еще в марте 1919 г. говорил, что «победа пролетарской революции во всем мире обеспе­чена. Грядет основание международной Советской республики»1. Устойчивость новой власти В.И. Ленин связывал, прежде всего, с внешним фактором, подчеркивая 6 ноября 1920 г., что победа ее «бу­дет прочной победой только тогда, когда наше дело победит весь мир, потому что мы и начали наше дело в расчете на мировую револю­цию»2 . Мировая революция, по мнению советского руководства, дол­жна была обеспечить безопасность и решение сложных задач преоб­разования общества. Идея же мировой революции не означала пас­сивного выжидания, а предполагала всемерную поддержку револю­ционных выступлений во всех странах. До 1925 г. в европейских стра­нах существовали организованные разведупровские3 боевые груп­пы, связанные с Коминтерном, и лишь в 1925 г. после обсуждения доклада председателя комиссии Политбюро ЦК РКП(б) В.В. Куйбы­шева об «активной разведке» Ф.Э. Дзержинским было отдано распо­ряжение об отзыве этих групп «очень умело и осторожно…»".
Вспоминая об этом периоде, Уинстон Черчиль писал, что При­балтийские государства «были самыми ярыми антибольшевистски­ми странами в Европе. Все они грубыми методами создавали обще­ства и правительства, главным принципом которых была враждеб­ность к коммунизму, к России…»5.
Одним из важнейших направлений внешней политики Прибал­тийских стран в 1920-е гг. являлось стремление объединить свои внеш­неполитические усилия в борьбе против Советской России. Руковод­ства Латвии, Литвы и Эстонии понимали, что в одиночку им трудно выжить в изменившихся мировых условиях. Поэтому органы власти
названных стран прилагали значительные усилия для объединения и координации своей внешней политики. В этих целях их правитель­ствами разрабатывались различные проекты создания «Балтийского союза». Основной целью попыток его создания являлась защита от возможных военных действий со стороны Советской России и «ком­мунистической угрозы». В августе-сентябре 1920 года в Риге состоя­лась конференция по вопросу создания «Балтийского союза». В ней участвовали Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и предста­вители Украины. Была разработана военная конвенция, подписан совместный политический документ, но усилия по созданию «Бал­тийского союза» оказались безрезультатными. Помешали разногла­сия между партнерами по блоку, в первую очередь — острые противо­речия между Польшей и Литвой по пограничному вопросу. Тем не менее, попытки создания антисоветского блока в составе Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии предпринимались еще неоднократно. Так, в марте 1922 г. на конференции министров иностранных дел Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши в Варшаве была выработана «Программа противодействия советской угрозе». По замыслу ини­циаторов конференции она должна была «… послужить основой для объединения Малой Антанты с Прибалтийскими странами и нача­лом создания непрерывной буферной цепи государств от Северного Ледовитого океана до Черного моря»6.
В 1924 г. в Гельсингфорсе (Финляндия) была проведена конфе­ренция Прибалтийских стран, основной целью которой было объяв­лено создание единого антисоветского фронта. Конференция приня­ла решение объединить разведывательные усилия Прибалтийских го­сударств, направленные против Советского Союза, оказывать всемер­ную помощь проведению разведывательной работы против СССР другим капиталистическим государствам. После конференции при­балтийские спецслужбы стали обмениваться друг с другом информа­цией о коммунистическом движении и разведывательными данны­ми. Осенью 1926 г. в Женеве во время сессии Лиги наций состоялась конференция представителей Прибалтийских стран и Польши, со­званная для обсуждения планов общего выступления против СССР. Подобные конференции проводились и в последующем.
Исторические и географические особенности Латвии, Литвы и Эстонии — наличие непосредственных границ с Советской Россией, большой процент русскоязычного населения, а также большое коли­чество местных жителей, свободно владеющих русским языком и име­ющих родственников и друзей на сопредельной территории, обусло­вили повышенный интерес к Прибалтике со стороны разведыватель­ных органов крупнейших государств того времени. На территории Латвии, Литвы и Эстонии вели активную работу английская, немец­кая, французская, американская, шведская, японская и польская раз­ведки.
Правительства Прибалтийских государств стремились оказывать всемерную поддержку практически всем силам, способным помочь им выжить в сложившейся обстановке. Особое внимание было обра­щено на белоэмигрантские организации, в большом количестве су­ществовавшие в Латвии, Литве и Эстонии.
Еще в годы Гражданской войны прибалты активно использовали белогвардейцев для ведения открытых боевых действий против Со­ветской России.
Так, русский белогвардейский Северный корпус, потерпев пора­жение в боях с Красной Армией, отступил на территорию Эстонии, где его командование заключило 6 декабря 1918 г. соглашение с во­енным министром эстонского Временного правительства. В соответ­ствии с ним Северный корпус поступал в распоряжение военного командования Эстонии; отводился в тыл для восстановления своей боеспособности, на что давался трехнедельный срок7. Таким обра­зом, на западе и северо-западе России борьбу с большевиками в ходе так называемой «войны за независимость» помимо прибалтийских войск вели и части Северного корпуса белой армии (с 19 июня 1919г. — Северо-западной армии).
При активном участии контрразведки Северного корпуса под ру­ководством «Национального центра»8 и по согласованию с латвийс­ким и эстонским командованием в ночь на 13 июня 1919 г. начались вооруженные мятежи гарнизонов фортов Красная Горка, Серая Ло-‘ шадь, Обручев, которые были подавлены Красной Армией в течение трех дней.

Ответы чем дезинфицировать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове проводится выставка , посвященная Красной армии
  • Средневеликорецкий регион.
  • Северный регион.
  • Нижневеликорецкий регион.
  • Интересное