Революционные события в Пскове
Однако, по мнению Савинкова, теперь, после разгрома Белых армий, спасти Россию могли только восстания крестьян, которые нужно было готовить. Назывались различные сроки всеобщего крестьянского выступления — лето и осень 1921-го, весна-лето 1922-го. Своих сторонников Б. Савинков записывал в созданный им Народный Союз защиты Родины и Свободы (НСЗРиС) — аналог Союза защиты Родины и Свободы, разгромленного в 1918 году. Главной задачей этой организации было продолжение борьбы с Советской властью в России с опорой на крестьянство. С этой целью на территории Польши создавались партизанские отряды, которые нелегально проникали на территорию Советской России, проводили там подрывную деятельность, совершали диверсии, вели антисоветскую пропаганду среди крестьян13.
В польских лагерях развернулась агитация по вовлечению русских солдат в савинковскую организацию. В числе активных ее деятелей были в прошлом начальник штаба отряда Булак-Балаховича, уроженец Опочецкого уезда полковник Васильев, участник мировой войны, выходец из порховской купеческой семьи поручик Ефим Строганов. Ещё летом 1918 года Строганов собрал в тылу красных войск отряд, с которым делал набеги на красноармейские заставы, в 1919 году, после сдачи Пскова красным частям, пробился из окружения на соединение с Чудским полком. Вместе с секретарем Савинкова — поручиком А: Рудиным — Строганов занимался проверкой людей, выявлял провокаторов. В близком окружении Б. Савинкова был и некий
крестьянин М. Григорьев, по кличке Колчак, родом из Порховского уезда, обладавший недюжинными агитаторскими способностями. Одним из представителей савинковской организаци в Латвии был уроженец Опочецкого уезда, полковник А.Д. Данилов, бывший командир 12-го Темницкого полка СЗА, особо отличившийся во время наступления СЗА на Петроград в мае 1919 г.14
В состав Русского политического комитета входил и один из первых командиров Псковского Отдельного Добровольческого корпуса генерал П.Н. Симанский, но в дальнейшем, в связи с кампанией против монархистов, был вынужден из него выйти15.
Для вступления в Народный Союз защиты Родины и Свободы требовались рекомендации не менее 2-х человек. Так, П.А. Васильев, в прошлом рабочий Ижорского завода, боец отряда Булак-Балахо-вича, вступил в организацию в лагере Шапиорно по рекомендации командира конного полка, полковника Линдера и его адъютанта -штабс-капитана Шауньянца. Подпрапорщик М.И. Осиповский, уроженец Зборовской волости Псковского уезда, служивший в 5-м стрелковом полку армии Булак-Балаховича, был зачислен в организацию благодаря командиру своего полка полковнику Леонтьеву и командиру батальона капитану Мухину. Рядового отряда Булак-Балаховича, крестьянина из Псковского района Петра Сидорова приняли по рекомендации бывшего командира батальона Талабского полка полковника Ф. Кабакова16.
Вступавшему в савинковский Союз рядовому солдату дополнительно выплачивали 120 польских марок, офицеру или военному чиновнику — 500. Однако все же не это было главным, определяющим для тех, кто записывался в савинковские отряды. Многие из них надеялись таким образом вернуться домой, на родину. Доказательством этого служат многочисленные факты, когда отряды савинков-цев, едва оказавшись на территории России, тут же начинали стремительно «таять».
Кроме того, у савинковцев были и другие льготы: в лагерях они устраивали специальные мастерские, которые в дальнейшем должны были быть переведены в Варшаву, их помещали в лагеря, где сильно было влияние Савинкова, помогали наниматься на различные ра-
69
боты по подряду, которыми руководили офицеры. Деятели Народного союза доставляли в лагеря литературу, газеты, читали лекции, устраивали школы для неграмотных и малограмотных солдат17.
Отряды, предназначенные для действий на территории России, формировали в основном по земляческому признаку- ценились знание местности, связи среди населения. Наиболее известными из партизанских командиров были полковники Васильев, Левитин, Федоров, Павлов, поручики Михайлов, Баринов. Отряды пересекали границу по договоренности с польскими властями, при возвращении из России в Польшу пропуском для них служили удостоверения личности, написанные на кусочке полотна и собственноручно заверенные Савинковым. Для координации деятельности подпольных отрядов и сбора данных, поступающих из России, при Народном союзе был создан своего рода штаб — «Информационное бюро», которое возглавил брат Бориса Савинкова — Виктор Савинков. Координацию действий отрядов на белорусском участке границы осуществлял полковник Павловский, на латвийском участке — полковник Дрельник (он же Леда)18.
В партизанских рейдах савинковцев по территории Белоруссии, Псковской и Новгородской губерний участвовали преимущественно псковичи. Так, в отряде полковника Васильева, летом 1921 года проникшего через Витебщину в южную часть Псковской губернии, из 40 человек около тридцати были уроженцами местного края. Один из участников этого рейда, в прошлом интендант в отряде Булак-Ба-лаховича, девятнадцатилетний В. Тихомиров-Быстров, вернувшийся в родную деревню Морозы Псковского уезда и арестованный органами ОГПУ в январе 1922 года, на допросах назвал более ста имен известных ему псковичей — участников савинковского движения19.
Одна из наиболее крупных акций на территории Псковской губернии была проведена начальником штаба Информационного бюро организации полковником С.Э. Павдовским летом 1922 года. Бывший военный пристав Пскова, начинавший службу в Белой армии у Булак-Балаховича, Сергей Павловский отличался энергией и необычайной находчивостью. Для него это был третий поход в Россию. Возглавляемый им отряд, состоявший из двух десятков человек, прой-
дя территорию Белоруссии через Витебскую губернию, вышел к Но-восокольникам, потом двинулся по маршруту станция Чихачево, Холм, Осташков, Демянск, Порховский уезд. Действовали белые партизаны почти открыто, дерзко, останавливали поезда, очищали кассы во-лисполкомов, раздавали крестьянам собственность кооперативов, на несколько часов захватили город Холм, разогнав его чоновский отряд, в Демянске освободили всех заключенных из местной тюрьмы, разгромили военкомат, захватили радиостанцию и телефонную станцию. Отряды ЧОН не раз пытались взять их в кольцо, но белогвардейцы уходили из окружения. Лишь когда из Петрограда прибыл красноармейский отряд численностью около тысячи человек, Павловский предложил своему отряду разделиться на части и действовать самостоятельно. Небольшая группа из 9 человек во главе с Павловским около месяца скрывалась в Едоветском лесу в Порховском уезде. В одну из августовских ночей ригу, где прятались савинковцы, окружили агенты ОГПУ и бросили в нее несколько бомб. Участвовавший в этом рейде поручик Строганов был убит на месте, двое человек были ранены. Павловский, подхватив раненых под руки, вышел наружу и громко закричал: «Лови бандитов!». Чекисты разбежались, а белогвардейцы скрылись в лесу20.
При убитом поручике Ефиме Строганове, уроженце порховской деревни Сорокино, была найдена записная книжка с адресами са-винковцев, проживавших в Пскове. В этом же походе был ранен и попал в плен к чекистам Михей Григорьев по прозвищу Колчак.
Кстати, известен и конец судьбы Павловского. В сентябре 1923 года активный боевик Народного союза нелегально прибыл в Москву для инспектирования мифической антисоветской организации, был арестован чекистами и в дальнейшем использовался ими в операции «Синдикат-2» для поимки Бориса Савинкова. В 1924 году по решению Коллегии ОГПУ полковник Павловский был расстрелян21.
Немало псковичей, бывших северо-западников, прибыло нелегально из Польши на Псковщину в составе диверсионных групп, отрядов, а то и в одиночку в начале 20-х годов. Однако все же большая часть псковичей — участников польской войны — возвращалась на родину вполне легально, на законных основаниях. Этому поспособ-
ствовал декрет ВЦИК от 3 ноября 1921 г. об «Амнистии лицам, участвовавшим в качестве рядовых солдат в белогвардейских военных формированиях». Первый пункт этого декрета гласил: «Объявить амнистию лицам, участвовавшим в военных организациях Колчака, Деникина, Врангеля, Савинкова, Петлюры, Булак-Балаховича, Перемы-кина (так в тексте — O.K.) и Юденича в качестве рядовых солдат, путем обмана или насильственно втянутых в борьбу против Советской власти и находящихся в настоящее время в Польше, Румынии, Эстонии, Литве и Латвии». Согласно второму и третьему пунктам декрета ВЦИК, им предоставлялась возможность вернуться на родину на общих основаниях с военнопленными, а комиссариатам по иностранным и внутренним делам и ВЧК принять все необходимые меры к обеспечению за ними прав22.
Товары оптом на акриловые краски оптом.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34