Поиск по сайту

Революционные события в Пскове

Прежде, чем подробно остановиться на описании одного из тан­ков Мк V модели "Композит", принявшего участие в боевых опера­циях Северо-Западной Армии, в двух словах следует сказать, чем же "Композиты" отличались от других танков типа Мк V, которые, в свою очередь, делились на т.н."самцов" (пушечно-пулеметные) и т.н."са-мок" (только пулеметное вооружение). Всё дело в том, что во время боя с германскими танками у Виллер-Бретоне 24 апреля 1918 года выявилась беспомощность чисто пулеметных танков перед пушеч­ными, поэтому англичанами было решено срочно на все пулеметные танки Мк V поставить по одному орудию. Для этого следовало один пулеметный спонсон заменить пушечным. Тасуя спонсоны на уже изготовленных танках, таким образом, в результате и был получен Мк V "Композит" с одним 57-мм орудием и 5-ю пулеметами. На со­хранившихся фотографиях бывших танков Северо-Западной Армии можно увидеть, что, например, танк № 9147 "Белый Солдат" левым бортом имел пушечный спонсон, а танк № 9349 правым бортом нес пушечный, а левым — пулеметный спонсон. Такая "разнобокость" объясняется довольно просто — серийные Мк V переделывали в "Ком­позиты", заменяя, прежде всего, поврежденные в боях спонсоны. Поскольку известно, что в Ревель английские танки Мк V для Севе­ро-Западной Армии прибыли в довольно изношенном состоянии, то как раз этот факт й указывает на то, что эти танки попали сюда не с завода.
В целом же, характеристики "Композитов" были те же, что и у серимых Мк V "самцов" и "самок".
Пушечный танк "Белый Солдат" Северо-Западной Армии имел морское скорострельное 57-мм (6-фунтовое) орудие "Гочкисс" с дли­ной ствола 23 калибра. Предельная скорострельность составляла 15-20 выстрелов в минуту, а эффективная дальность -1800 м (при стрель­бе с места). В боекомплект орудия входили картечные выстрелы, по-•JT могавшие "выкуривать" пехоту противника из окопов огнем с корот­ких дистанций. Прицел — оптический. В спонсоне пушка монтирова­лась на тумбовой установке. Для наводки служил рычаг-правило, для
управления огнем — пистолетная рукоятка со спусковым крючком. Стрельбу из пушки наводчик вел стоя на коленях на деревянном фальш­полу спонсона. 57-мм выстрелы укладывались в нижней части спон-сонов и в стеллажах между боковыми стенками, пулеметные патро­ны — в коробках с внутренней стороны щитов установок. Стреляные гильзы выбрасывали через отверстие в двери спонсона. Пулемёты "Гочкисс Мк 1" крепились в шаровых установках. (На "самках" эти установки монтировались в поворотных цилиндрических щитах. Один пулемет был в корме — его шаровая установка помещалась в дверце люка-лаза для обороны на случай осады одиночного танка пехотой противника. Всего на "Композитах" было 5 пулеметов. Они имели воздушное охлаждение ствола и высокую скорострельность). Огонь из лобового пулемета вёл командир. В бортах спонсонов, руб­ке и даже в крышке её люка имелись лючки с внешними заслонками для стрельбы из личного оружия членов экипажа.
При движении танка тряска была такой, что "всё незакрепленное внутри танка сильно швыряло". Кроме того, Мк V изрядно шумел. Это производило ошеломляющее моральное воздействие на против­ника, но в то же время мешало скрытному передвижению машины. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары, поэтому отравления выхлопными или пороховыми газами и тепло­вые удары были, увы, обычным делом.
Из-за большой ширины Мк V с трудом проходил по теснинам или просекам, но зато в проволочных заграждениях оставлял проход шириной до 2,5 м. На случай застревания танка имелась система са­мовытаскивания. К корпусу болтами были прикреплены согнутые из железного уголка направляющие, на них укладывали "незарываю-щуюся" балку в виде призматического бруса длиной 3,6 м с окован­ными железом концами. Применяли эту систему так: если гусеницы начинали буксовать, их тормозили, затем кто-то из экипажа с крыши цепями крепил брус к тракам гусениц. Их пускали вновь, балка упи­ралась в грунт и давала им опору.
Танки Мк V, в 1919 году поступавшие на вооружение Белых ар­мий, сохраняли английскую нумерацию, но получали новые имена собственные и маркировались национальной символикой. После окон-
чания военных действий Мк V состоял на вооружении стран, образо­ванных на пост-имперском пространстве — СССР, Латвии и Эстонии. В Англии же танк типа Мк V был снят с вооружения в начале 1920-х и переведён в разряд учебных.
Французские лёгкие танки "Рено" в составе Северо-Западной Армии
Два лёгких французских танка «Рено» ФТ 17 в конце октября 1919 года приняли участие в поддержке частей Северо-Западной Армии, наступавших на левом фланге в направлении Ропши. И хотя французские танки в техническом отношении были в лучшем состо­янии и могли двигаться гораздо быстрее, всё-таки английские танки Мк V, несмотря на частые поломки изношенных моторов и гусенич­ных лент, производили своим видом более внушительное впечатле­ние (красных бойцов громыхающие "танъки " поначалу сильно пу­гали) и обладали гораздо более сильным огнём.
Однако рассмотрим танк "Рено" и его компоновку поподробнее, дабы знать, каково было воевать на этих машинах.
Лёгкий танк «Рено», сконструированный в 1917 г., был первым в мире танком, имевшим вооружение, смонтированное во вращающейся башне, и именно он заложил основы современной компоновки тан­ка, радикально не менявшейся 85 лет. Экипаж машины состоял всего из двух человек: шофёра и командира-пулемётчика. Водитель сидел спереди по оси машины на откидном сиденье и вел наблюдение че­рез три смотровых щели, стрелок (он же командир) находился в баш­не стоя или полусидя. На башне для вентиляции и наблюдения имел­ся колпак с пятысксмотровыми щелями и грибовидной откидываю­щейся крышкой. Для форсирования рвов и окопов танк имел съем­ный "хвост", который крепился на корме двумя осями с засовами. На марше он откидывался на крышку моторного отделения, а мог оста­ваться и в "боевом" положении — в этом случае на него крепили груз или сажали двух пехотинцев. Модификация "Рено" ФТ 17 имела вось­мигранную клепаную башню с толщиной брони 22 мм, а ФТ 18 был оснащен литой бронированной башней толщиной 16 мм. Танки обе­их модификаций подразделялись на пушечные и пулеметные. (В Се-
веро-Западной Армии оба лёгких танка «Рено» имели на вооружении всего по одному пулемёту «Гочкисс» калибра 8 мм образца 1914 г. Боекомплект 50 лент по 96 патронов). Боевая масса пулеметного тан­ка- 6,5 т. Слабым местом "Рено" являлись низкая скорость и неболь­шой запас хода.
После окончания Первой мировой войны танки «Рено» состояли на вооружении 22 стран.
Интересующие же нас два танка, служившие в Северо-Западной Армии, были одолжены на время наступательных операций через французскую военную миссию у союзника — Финляндии, которая до описываемых событий в 1919 году закупила партию в 32 танка "Рено". После окончания боевых действий боевые машины были возвраще­ны финнам.
Установленные имена морских чинов экипажей танков Северо-Западной Армии
ТАНК "КАПИТАН КРОМИ"
1. Старший лейтенант Быстроумов Леонид Васильевич
2. Лейтенант Ферсман Оскар Оскарович
3. Мичман Сперанский Владимир Иванович
4. Инженер-механик мичман Романовский Б.Ю.
5. Старший гардемарин, позже мичман С.
6. Кадет Морского Корпуса Вреден Николай Романович (Робертович)
7.? 8.?
ТАНК "БЕЛЫЙ СОЛДАТ"
1. Старший лейтенант Голенищев-Кутузов Иван Иванович
2. Лейтенант Домогацкий В.Н.
3. Мичман Шигаев Владимир Иванович
4. Инженер-механик мичман Чистяков С.Н.
5. Старший гардемарин, позже мичман Страхов Александр Сергеевич
6. Мичман военного времени Нагель
1.1 8.?
ТАНК "БУРЫЙ МЕДВЕДЬ"
1. Лейтенант Туржанский Павел Александрович
2. Лейтенант Николаев Виктор Александрович
3. Старший гардемарин, позже инженер-механик мичман Ченцов П.П.
4. Гардемарин, позже мичман Медведев Юрий Константинович
Остальные члены команды — армейские офицеры, чьи имена нам не известны.
ТАНК "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ"
Был укомплектован исключительно офицерами армейских бро­невых частей, хотя в бою 22 октября 1919 года участвовал со сводной командой старшего лейтенанта Л.В. Быстроумова.
На двух лёгких танках "Рено" воевали армейские экипажи — на каждом по 2 человека (командир-пулемётчик и шофёр). Их фамилии ещё не открыты.
ТАНКОВЫЙ УДАРНЫЙ БАТАЛЬОН
1. Капитан 1-го ранга Шишко Павел Оттонович
2. Мичман военного времени Фриде (Фрид) Владимир Матвеевич
3. Мичман военного времени Лесгафт Андрей Борисович
4. Кадет морского корпуса Меркулов Георгий.
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Н.А. Боголюбов "Танковый Батальон". Бюллетень №2/119 от 15 августа 1969 г. Общества офицеров Российского Императорского Флота в Америке. Эстонский Государственный Архив.
2.  ‘Suomen Sotavakr Porvo Helsinki. 1936 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Средневеликорецкий регион.
  • Северный регион.
  • Нижневеликорецкий регион.
  • Физическая и административная карта
  • Интересное