Поиск по сайту

Революционные события в Пскове

Уже 21 октября 1919 года 2-я Стрелковая дивизия 7-й Армии крас­ных получила три "Остина-Кегресса", два из которых пришли прямо с завода. 25-го октября они участвовали в атаке совместно с пехотой северо-западнее Детского Села, причём, артогнём батареи белых две машины были повреждены. Кроме того, несколько путиловских "Ос­тинов" действовали в составе бронеотрядов 7-й и 15-й Армий во вре­мя контрнаступления против армий генерала Юденича и эстонских частей, захвативших две такие машины, которые под названиями «Тасуя» ("Tasuja") и «Суур Тылл» ("Suur Toll") состояли на вооруже­нии Эстонии вплоть до 1940 года. Но дела на фронте начали ухуд­шаться ввиду растянутости фронта, отсутствия свежих резервов, а
главное, из-за многократного, постоянно увеличивающегося количе­ственного превосходства противника. Северо-Западная Армия с боя­ми отступала назад к Нарве, куда были эвакуированы и танки. Здесь Отдельная Танковая Рота была, наконец, опять соединена с Танко­вым Ударным Батальоном.
28 октября приказом по Северо-Западной Армии Отдельная Тан­ковая Рота была развернута в Танковый Батальон. Тем же приказом Танковый Батальон и Танковый Ударный Батальон были сведены в Танковый полк с подчинением непосредственно Начальнику Штаба Армии. Командиром полка с этого же числа был назначен полковник фон Прюссинг. На следующий день приказом по Армии были объяв­лены правила использования танков в бою. При выполнении постав­ленных боевых задач решающим было названо мнение танкистов, что явно указывало на предыдущую практику безграмотных прика­зов танкам пехотных командиров, в чьём оперативном подчинении находилась эта техника.
В ноябре 1919 года командование Северо-Западной Армии ещё не потеряло надежды на продолжение борьбы с большевиками и по­этому начало реорганизацию армии. В этом контексте следует отме­тить, по крайней мере, две даты, непосредственно относящиеся к танкам.
17 ноября приказом по Армии было отменено формирование Танкового Полка. Было приказано продолжать формирование только Танкового Батальона. Командиром Батальона был назначен капитан 1-го ранга Шишко.
20 ноября был объявлен штат Танкового Батальона в составе: две роты тяжёлых танков, одна рота лёгких танков, одна пехотная рота (3 взвода), команды технического обеспечения и снабжения.
При отступлении на территорию Эстонии Северо-Западная Ар­мия обязана была разоружиться. Военная миссия АНТАНТЫ разре­шила армии Эстонской Республики принять из рук бывших союзни­ков — северо-западников, кроме другого вооружения и бронетехнику. Разрешение имелось на получение 4-х тяжёлых танков «Мк V» и 2-х лёгких танков "Рено". Но так как и тут отсутствовал опыт в обраще-
нии с танками, 26 ноября 1919 года приказом Командующего Воору­жёнными Силами Эстонии было начато формирование учебной час­ти — танкового класса (Tankide klass). В него были назначены, кроме военнослужащих Эстонии, также и бойцы Сводного Танкового Бата­льона Северо-Западной Армии, который под командованием капита­на 1 ранга Шишко 27 ноября спешно выехал из Нарвы в Таллин. По прибытии личный состав был переформирован таким образом, что из 207 человек к месту назначения в Балтийский Порт (ныне г. Пал-диски) прибыли 47 господ офицеров и 52 нижних чина вместе с бри­танским инструктором, капитаном Шоу.
Последний приказ по армии относительно Отдельного Батальо­на Танков был объявлен в последний день 1919 года. В нём говори­лось, что батальон следует «считать на довольствии по всем видам, как часть, стоявшую на фронте», несмотря на то, что он уже боль­ше месяца находился далеко в тылу — в г. Палдиски.
Так Танковый Батальон превратился в школу для обучения бу­дущих эстонских танкистов. Танковому классу ставилась перво­очередная задача в срочном порядке обучить теории и практике танковые экипажи Эстонской Армии, а саму воинскую часть из учебной превратить в боевую, послав на фронт. С 11 декабря 1919 года инструкторы из числа офицеров-танкистов Северо-Западной Армии, капитан Шоу и перешедшие в армию Эстонской Респуб­лики бывшие северо-западники — подпоручики Карро и Умберг, приступили к проведению занятий. Обучение танковому делу^ве-лось только на тяжёлых танках «Мк V», так как для обучения на танках "Рено" не было получено соответствующего распоряжения от французского военного представительства. К сожалению, в со­временной эстонской военной историографии этот факт строгого соблюдения жёстких условий союзников освещается как саботаж со стороны белых офицеров. Справедливости ради следует ука­зать на тот факт, что английская военная миссия оказалась ещё круче, а в своих действиях и требованиях пошла ещё дальше — 6 апреля 1,920 года с танков «Мк V» были демонтированы пулемёты с боекомплектами, запасные части и переданы Латвии, кроме того,
4 переданных Эстонии танка категорично было предписано уста­новить в качестве памятников войны в Таллине, Нарве и Тарту. Во исполнение этого жёсткого требования не очень-то доверчивых союзников к 19 июня 1920 года эстонская рота тяжёлых танков была расформирована. Инструкторы же, из числа офицеров-севе -розападников, уволились из Вооруженных Сил и никак не могли участвовать в этих событиях.
Дальнейшая судьба бронетехники бывшей Белой Армии скла­дывалась весьма любопытно.
Когда, наконец, от французской военной миссии было получено официальное разрешение на использование танков "Рено" в учебных целях в армии Эстонии, занятия стали проводиться и на этих маши­нах. Но так как французских инструкторов не было, обучение прохо­дило только по французским инструкциям и справочникам по эксп­луатации этой техники. Сами же танки сразу использовать в практи­ческих занятиях по движению и стрельбе не представлялось возмож­ным из-за того, что первоначально следовало их привести в надлежа­щий вид, но при отсутствии в районе дислокации учебной части ма­стерских и должного инструмента для ремонта машин в порядок их приводили непосредственно в ходе учёбы.
Уже 6 января 1920 года капитан Ванавески докладывал началь­нику тыла о том, что курсанты способны управлять танками само­стоятельно. Но на фронт первые танкисты Эстонии так и не попали, потому что война уже закончилась.
14 февраля началась официальная передача бронетехники Севе­ро-Западной Армии Народной Армии Эстонии. К 19 февраля комис­сия закончила приёмку, после чего северо-западники стали уходить из армии и к 10 марта 1920 года демобилизовались все. В качестве вольнонаемного гражданского лица на службе остался лишь инст­руктор Голенищев-Кутузов, специалист по термодинамике.
30 марта Финляндии были возвращены 2 одолженных танка "Рено", которые сыграли свою положительную роль на фронте и в Хьшу. Следует добавить, что последние являлись собственностью Финляндии, но были одолжены главой французской военной миссии
генералом Этьеном армии генерала Юденича, с условием возвраще­ния техники в боеспособном состоянии. Что и было неукоснительно исполнено.
При расформировании Северо-Западной Армии, кроме вышеупо­мянутых танков, Вооруженным Силам Эстонии 2 марта 1920 года был передан и один броневик. Вероятно, это был броневик «Россия» Ливенской дивизии. В Эстонии он больше известен под своим пос­ледним именем — «Вамбола» ("Vambola"). Это был бронеавтомобиль «ФИАТ» образца 1915 года, который наряду с машинами "Остин" и "Русский Остин" являлся одним из наиболее распространённых ти­пов броневиков в России периода Первой мировой и Гражданской войн. Вооружение составляли два пулемёта «Максим» с боекомплек­том из 5.000 патронов (20 лент). Надо сказать, что были и «ФИАТы», вооружённые пулемётом "Максим" и 37-мм французской пушкой «Гочкисс» в башнях. Их боекомплект состоял из 5.000 патронов и 200 снарядов, из которых 25 было картечных и 175 — гранатных. Но продолжим описание «ФИАТа», состоявшего на службе в Ливенской Дивизии Северо-Западной Армии. Бронирование его было осуществ­лено на Ижорском заводе и по своим основным боевым качествам "ФИАТ" был примерно равноценен "Остину" при преимуществе в более мощном двигателе (85 л.с. против 50 л.с.) и соответственно -большей скорости — 60 км/ч. Клиренс у "ФИАТа" был тоже больше, что положительно сказывалось на проходимости. Колёса, как и у "Остина", были т.н. артиллерийского типа — с массивными спицами и пулестойкими шинами.
Так или иначе, но в Вооружённых Силах Эстонии броневик «ФИАТ» — "Vambola" числился вплоть до 1940 года. После передачи всей бронетехники Эстонии Красной Армии дальнейший путь этой уникальной машины не прослеживается.
Для того, чтобы уяснить себе некоторые особенности и нюансы условий, в которых приходилось воевать танкистам Северо-Запад­ной Армии, невольно придётся коснуться описания и других боевых машин, опустив, ввиду ограниченности формата данного издания, их более подробные тактико-технические данные и схемы.
Английские тяжёлые танки Мк V «Композит» в составе Северо-Западной Армии

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове проводится выставка , посвященная Красной армии
  • Средневеликорецкий регион.
  • Северный регион.
  • Нижневеликорецкий регион.
  • Интересное