Пути Псковского Краеведения.
Псковское Общество изучения местного края со времени выпуска им второго сборника «Познай свой край!» пережило весьма немало перемен, связанных как с экономическим ростом края, так и с развитием краеведческих методов. Эти перемены значительно повлияли на то, что третий сборник выходит с фактическим опозданием на один год. Но за то можно надеяться, что содержание сборника, как и вся деятельность Общества, стало действительно Неским.
Общество, зародившееся в нашем многострадальном Пскове, сейчас после пережитого тяжкого периода гражданской войны, ощупью искало приложения своим силам для возбуждения интереса к родному краю. Не было ни опыта, ни методов, ни мало-мальски подобранного рабочего апарата, ни организационных навыков. Работа велась кустарно и почти без плана.
Обществу предстояло преодолеть много организационных недостатков. Хотя оно и находилось в губ. центре, но играть роль губернской организации еще не могло. Связь с уездами и волостями была слаба, недоставало общего координирующего плана, не всегда можно было помочь провинциальным организациям даже советом. Следует отметить, что оно не имело даже своего постоянного уголка. Чтобы изжить эти недостатки, нужно было проделать большую организационную работу, которая во многом удалась лишь только потому, что при выборах нового правления летом 1926 г. в его состав вошел ряд видных общественных работников. Период организации завершился первым губернским сездом краеведов, бывшим во Пскове с 25 по 28 февраля.
С’езд этот является крупным событием в Псковской краеведческой жизни. На нем краеведы выдержали экзамен зрелости (если можно так выразиться) как по организационным, так и по исследовательской линии. Горячие приветствия, материальная и нравственная поддержка весьма многих организаций губернии доказали, что краеведение уже вошло в работу советских будней, принося практическую пользу; весьма живые доклады с мест выявили весь недюжинный рост низовых ячеек, из которых некоторые ничуть не уступают Пскову по интенсивности и разносторонности работ; организация же Губернского • Бюро придаст краеведческому движению в будущем тот координирующий ¦й<елет, которого до сего времени не хватало.
Под знаком с’езда выпускается и настоящий, третий номер нашего сборника. Большинство помещаемых в нем статей слушались как доклады на с’езде, на остальных так или иначе заметен след бодрого послес’ездовского настроения, которое господствует среди наших краеведов. В подборе материала главную роль играла директива с’езда: быть строго научными, но вместе с тем и общедоступными, а также преследовать чисто практические задачи хозяйственнного строительства и краеведческой методики.
Как удалось выполнить эту задачу, пусть Судят благосклонные читатели.
А. Я.
Районирование Псковской губ. и краеведческие организации.
I.
Проводимое в С. С. С Р. районирование преследует две основные цели: во-первых, создать наиболее благоприятные условия для скорейшего восстановления и дальнейшего развития нашего хозяйства, во-вторых, обемге-, чить наиболее полное обслуживание населения в административном и куль турном отношении. Если второму условию современное административное деление в некоторой степени еще удовлетворяет, то этого нельзя совершенно сказать про первое, так как система губерний, ведущая свое начало со времен Петра I и Екатерины II совершенно не соответствует современной экономической обстановке. Особенно остро сказалось это после Октябрьской Революции, когда все старые условия хозяйствования сошли на нет.
По проекту Госплана, ныне проводимому в жизнь *), вся территория Союза делится на 21 крупную территориальную единицу (Область, Край). Каждая такая единица получает максимум прав, что дает наибольшую инициативу местам, разгружая вместе с тем цеитр от массы работы, имеющей чието местное значение. Дальнейшее деление территории идет так: вместо губерний, уездов и волостей создаются округа и районы, причем первые, как по территории, так и по своему значению, являются величиной средней между губернией и уездом, а вторые между уездом и волостью Наконец, в целях действительного приближения советского аппарата к населению, существующие сельсоветы получают значительно расширенные права.
II.
Северо-Западный Край организуется в составе нынешних Ленинградской, Псковской, Новгородской, Череповецкой и Мурманской губерний. Кроме того в состав края территориально1 входит Автономная Карельская Республика, управляющаяся однако совершенно самостоятельно и подчиняющаяся непосредственно Правительству Р. С. Ф. С. Р. Не считая последней, Край предполагается создать в составе 9 округор: Ленинградского, Лодейнополь-ского, Мурманского, Псковского, Великолуцкого, Новгородского, Череповецкого, Боровичского и Лужского, выделяемых на основе хозяйственной их законченности.
На территории Псковской губернии (с прирезкой некоторой части Ленин градской губернии) намечено образовать 2 округа: Псковский в составе теперешних Псковского, Островского, Новоржевского, большей части ОйЪ-чецкого и Порховского, небольшого отрезка Себежского, частей Гдовского и Лужского уездов и Великолуцкий в составе остальной территории Псков- > ской губернии В процессе работ по районированию, в связи с тем, что оба наши округа резко выделяются среди других по числу об’единяемого ими населения, прорабетывались и другие варианты окружной сетки на территории губернии (с 3 и даже 4 округами). Однако, в связи с большой дефицитностью всех округов при этих вариантах, пришлось остановиться на двух упомянутых округах.
Оба округа были выделены <*о принципу их хозяйственной специализации и связности: в состав Псковского вошли территории, имеющие интенсивное льноводство и сравнительно развитую промышленность, в состав Великолуцкого преимущественно лесистые территории, с животноводческим уклоном в сельском хозяйстве. Насколько этот принцип выдержан, несмотря на всю трудность полного его соблюдения, показывает как нельзя лучше, следующая, составленная нами таблица:
*) Районирование к настоящему времени проведено на Урале, Северном Кавказе, Украине, в Белоруссии и Сибири; проводится в С.-З. Области.
Общая площадь Псковского округа (включая сюда и территории, отходящие от соседней Ленинградской губернии) равняется 23 670 кв. километров, с населением около 900.000 человек *) (данные Всесоюзной переписи 1926 г.), площадь Великолуцкого составляет 28 958 кв. километров с населением в 884 794 чел (по переписи 1926 г.)
На территории Псковского округа организуется 18 районов, на территории В.-Луцкого 23 района, выделяемые, как и все районы края, на принципе транспортного тяготения населения к тому или иному районному центру для чего проводился самый широкий опрос населения о желании присоединиться к тому или иному району. Средняя площадь района на территории Псковского округа составляет—1315 кв. килом, и средняя населенность 48491 ч. **) (без городского населения) По Великолуцкому округу те же цифры равны соответственно: 11.259 кв. килом, и 35.280 чел. Однако, как в том, так и другом округах, величина отдельных районов сильно колеблется: по Псковскому округу от Ы4 до 2073 кв. килом, по площади и от 29.776 до 74 208 ч. по населению (без городов), по В-Луцкому от 755 до 2898 кв килом, по площади и от 11 824 до 93 S51 чел. по населению Наиболее крупные районы образуются, как общее правило, вокруг крупных центров; это вполне понятно, так как последние, конечно, распространяют свое влияние на большую территорию
В настоящее время наша окружная и районная сетки проработаны окончательно и уже приступлено, в связи с тем, что сроком практического проведения реформы намечено начало 1927J28 бюджетного года, к ряду работ имущественного, штатного и финансового ‘порядка. К настоящему моменту закончены: проэкт раздела имущесгв, капиталов, прав и обязан-
=») Ввиду гого, что неизвестно население присоединяемых частей Лужского уезда, дать точную цифру не представляется возможным.
**) При исчислении этой величины в расчет принималась только основная территория Псковской губернии.
ностей по заключенным договорам, проэкт соподчиненности учреждений^ и предприятий, проэкт дифференциации бюджетов в расходной и доходной частях, проэкт штатов будущих окружных и районных аппаратов.
На очереди стоят: бюджетная работа (составление бюджетов по новому административному делению), составление планов ликвидации существующих и развертывания новых учреждений, разработка плана переброски личного состава, подбор работников и целый ряд тому подобных вопросов.
Несмотря однако на то, что работы предстоит еще много, взятый учреждениями, проводящими эти работы, форсирований темп позволяет надеяться,-что оформление Северо-Западного края будет иметь место к началу нового хозяйственного года.
III.
Расшифровка и описания кабеля frls.