Псковское губернское земство в 1865 — 1875 годы
ЗЕМСТВО (ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ) — выборные органы местного самоуправления в России в 1864 — 1917 годах. В состав земств входили помещики, домовладельцы, фабриканты, купцы, деревенские кулаки, представители духовенства, интеллигенции и служащие. Выборы в земство проходили по куриям (землевладельческой, городской и сельской) раз в три года. Первоначально земства делились на губернские и уездные, а в 1917 году образовались и волостные. Распорядительными органами являлись земские собрания, а исполнительными — земские управы.
В 1914 году земства были объединены во Всероссийский земский союз. В их функции входили лишь местные хозяйственные дела. Земство не имело самостоятельности, политических прав, ему не предоставлялись финансовые средства, которые складывались из земских сборов с населения, оно находилось под контролем царской администрации. В Псковской губернии первый состав уездных земских собраний был из бран в начале 1865 года, а весной этого же года приступили к работе земские управы. В июне состоялось первое заседание губернского земского собрания. Первым председателем губернской земской управы стал М.А. Назимов, многое сделавший для развития системы школьного образования губернии. Заметный след в деятельности псковских земств оставили: А. А. Черемнов, крестьянин Д.И. Иванов, Н. А. Ваганов, Я. Н. Яхонтов, В. П. Горбунов (председатель Великолукской уездной, а затем губернской земской управы), А. Н. Брянчанинов, Н. А. Бек-лешов (председатель Островской уездной земской управы). В составе псковских земств господствующее положение занимали дворяне. В начале 1900-х годов в губернском земском собрании 49 мест из 51 принадлежа-
ли крупным помещикам, большинство их было и в земских управах, а число крестьян было незначительным. Представители духовенства и мещан составляли небольшой процент. Деятельность земств в губернии положительно сказалась на развитии народного образования, здравоохранения, системы призрения, культуры, банковского дела, статистики, общественного транспорта, благоустройства городов. Были созданы уездные земские больницы, появились земские врачи и фельдшеры, функционировали земские народные школы; в Пскове, благодаря заботам земских деятелей открылась учительская семинария, в деревнях и городах велось строительство зданий различного предназначения, решались вопросы благотворительности.
«Псковская энциклопедия», с. 266
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость реформирования системы органов власти. Указом царя Александра II с января 1864 года вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому законодательному акту в губерниях и уездах учреждались выборные от всех сословий органы местного самоуправления. В их компетенцию входили хозяйственные дела, народное образование, здравоохранение, но в решении этих вопросов земства часто были ограничены действующим законодательством. Деятельность земств ставилась под
контроль администрации. Председателей управ утверждали губернатор и министр внутренних дел. Губернатор мог опротестовать решения представительных органов. В дальнейшем политика ограничения прав органов местного самоуправления продолжалась.
Противодействия со стороны правительства не остановили активности земских деятелей, однако результаты их трудов на первых порах были не столь очевидны, что вызвало разочарование и критику в адрес земств со стороны либеральных и консервативных кругов русской общественности. Через два года после введения органов местного самоуправления была опубликована «Записка псковского губернатора» с негативной оценкой деятельности земств. К десятилетнему юбилею количество критических публикаций возросло. Самой значительной публикацией либерального толка была работа А. А. Головачева «Десять лет реформе 1861 — 1871 гг.». Работа В.П. Безобразова «Земские учреждения и самоуправление» представляла консервативное направление. В обеих отмечалась неэффективность представительных органов власти из-за ограничения их прав.
Несмотря на недостатки, отмеченные критикой, органы местного самоуправления всё-таки добились определенных успехов за десять лет своего существования. На наш взгляд, опыт, методы и формы их работы представляют интерес и в настоящее время.
Псковская губерния входила в число 33 губерний России, где земские учреждения вводились «Положением» от 1 января 1864 года. Первые выборы в уездные земские собрания проходили в декабре 1864 года и в январе 1865 года. Им предшествовала большая подготовительная работа особых временных уездных комиссий и временного губернского комитета по составлению сроков и места избирательных съездов.
В марте 1865 года почти во всех уездах губернии состоялись первые уездные земские собрания, на которых были избраны гласные в губернское собрание. 15 июня 1865 года открылось первое губернское земское собрание. Председательствовал на нем, согласно «Положению», губернский предводитель дворянства барон Фитингоф. За период с 1865 по 1875 гг. состоялось 16 собраний; в т.ч. и внеочередных. Самым многочисленным было первое собрание, на котором присутствовало 34 гласных из 42 избранных. В последующем число гласных на собраниях колебалось от 13 до 24 человек. По сословной принадлежности преобладали дворяне, из 42 гласных первого трехлетия 33 были дворянами. Это соотношение без больших изменений сохранялось в последующие годы.
Губернское собрание избирало исполнительный орган — губернскую управу. Поначалу в управу входили председатель и 6 членов, трое из них — на постоянной основе. К концу рассматриваемого периода управа состояла из трех человек: председателя и двух гласных, работающих на постоянной основе. Штат служащих в управе был невелик. Смета расходов на 1873 год предусматривала жалованье секретарю, писцу, бухгалтеру, мальчику-писцу и журналисту.
На первых собраниях губернского земства решались вопросы не только организационного характера, раскладка земских повинностей на губернские и земские, но и определены основные принципы работ губернского земства. Сразу же были четко разграничены сферы деятельности уездных и губернских земств. «Собрание… руководствовалось основной мыслью предоставлять наибольшую самостоятельность уездным собраниям и управам хозяйственным и административным в хозяйственном и адми-
нистративном заведовании местными и своими интересами. В губернской управе собрание полагает сосредоточить, как в административном центре губернского земства, все капиталы оного и все нужные сведения для разработки общих вопросов, подлежащих ведению и суждению губернских собраний». (ГАПО, ф.20, оп. 1, д. 2052, л. 726.)
Этим правилом земство руководствовалось не только в рассматриваемое десятилетие. Например, в области народного просвещения губернская управа брала на себя подготовку учителей для народных школ, а снабжение школ учебниками, выдача содержания учителям было делом уездных земств. На содержании уездных земств находились уездные больницы, и только в экстренных случаях губернское земство оказывало им помощь. В 1869 году Холмс-кий уезд охватила эпидемия тифа, губернская управа выделила дополнительные средства и направила туда медицинских работников и члена губернской управы Ягмина. Вопросы «народного здравия» занимали значительное место в деятельности губернского земства в этот период, потому что в губернии периодически возникали эпидемии тифа, холеры, было много больных сифилисом и оспой. Это было вызвано прежде всего нищетой пореформенной деревни. Губернская управа была также вынуждена заниматься организацией дополнительного снабжения продовольствием крестьян. Наряду с этим в ведении губернского земства находились и учреждения общественного призрения.
В целом деятельность земства в рассматриваемый период приносила конкретные результаты, улучшая условия жизни населения губернии.
Т.Н. Журавлёва