Псковский характер в контексте исторического процесса
искусство»27. Действительно и то, что псковские храмы удивительно вписываются в этот пейзаж. Недаром псковские церкви называют «самыми изящными во всей империи» (И. Бродский). Трудно не согласиться с еще одним выводом Д.С. Лихачева: «Простота, демократизм, мужественная суровость составляют важную черту псковского искусства, придавая ему особенно национальный характер»28. Именно псковский характер лежал в основе этого искусства.
После присоединения прибалтийских земель к России в начале XVIII в. Псковская земля теряет не только остатки былой самостоятельности и независимости, но и пограничное положение. Изменилось ее геополитическое положение. Она превращается в глухую, аграрную российскую провинцию. Замкнутость, оторванность от бурной экономической и политической жизни, усугубленные отвратительными путями сообщения, мелкотой и разбросанностью населенных пунктов, способствовали консервации бытовых норм и характера жителей Псковской земли. Псковский характер постепенно унифицируется с общероссийским. В частности, это выразилось в усилении монархических черт сознания, что в сочетании с традиционным консерватизмом привело к особенно проявлявшейся лояльности к императорам, а в советское время — к вождям и вообще к любой власти. Так что хрестоматийный эпизод из кинофильма «Мы из Кронштадта» («мы пскопские…») имеет под собой историческую почву. Конформизм бытует на Псковской земле.
Значительное воздействие на положение и характер населения Псковской губернии оказал развивавшийся в XIX в. капитализм. В деревне и городе усиливается стяжательство, обман и т.д. В результате некоторые черты мировоззрения, нравов и характера псковичей поменялись знаками — плюс на минус, усиливались негативные признаки в их жизни. Чувство достоинства и воинственность нередко перерастало в драчливость. Наверное, не случайно появилась даже разновидность рукопашного боя под названием «скобарь». (Показательно, что авторы многосерийного фильма «Рожденные революцией» главного героя сделали псковичом: карьера его начиналась именно с умения хорошо драться во время кулачных боев). В Новгородской области до сих по ходит частушка: Псковичи — народ потешный: Едут с ярмарки домой, Кто — в изорванной одежде, Кто — с разбитой головой.
Разрушение традиционных норм крестьянской жизни в советское время привело и к деформации лучших черт псковского характера. Прозвище «скобарь» с 1930-х годов все чаще становится оскорбительным и характеризующим человека как невежественного, грубого и некультурного.
Лишь в последние годы, с возрождением исторической правды и традиций, с расширением свободы появления индивидуальности, слово «скобарь» получает вновь уважительный смысл. Дело за «малым» — восстановить лучшие черты псковского характера! Тем более что, несмотря на огромные испытания, в душе псковичей осталось много хорошего: уважение к людям, искренность, чувство товарищества, трудолюбие, доброжелательность, открытость и многое другое. Крепкая основа положительных черт псковского характера, к счастью, сохранилась.
Таким образом, псковский характер, в основе своей конечно русский, имеет ряд специфических черт. Особенно благоприятными условиями для его появления явились условия самостоятельного существования Псковской республики в XII-XV вв. Но и после присоединения к Московскому государству псковичи сумели его сохранить.
Важным рубежом, повлиявшим на изменения в псковском характере, было превращение его во внутрироссийскую губернию после присоединения Прибалтаки в начале XVIII в. В первую очередь это выразилось в усилении консервативности характера, закреплении в нем монархических и ряда других черт.
Следующим рубежом в развитии псковского характера стало развитие капитализма в XIX в. Он выдержал ряд тяжелых ударов. Но, в общем, уцелел. Еще более тяжелые времена для него наступили в советские времена в связи с крупными социально-политическими и экономическими изменениями, борьбой с религией. Тем не менее лучшие черты его сохранились до сих пор, что вселяет надежду на неплохое будущее псковичей. Об этом свидетельствует удивительное письмо, поступившее в редакцию одной из псковских газет из далекой Сибири. Автор его — А.Н. Аникеева, пишет, что для нее Псковская область «является каким-то светлым символом». Обе ее бабушки — выходцы из разных мест Псковской земли. В начале XX в. семьи их переехали в Сибирь (очевидно, во время столыпинской реформы) и привезли с собой туда свой псковский характер. Видела она и псковичей, переселившихся в Сибирь уже в 20-30 годах XX в.. Автор письма отмечает: «…Жители Псковской земли … являются особыми людьми. Это самые умные, гуманные, то есть жалостливые, простые, добродушные люди. У псковских жителей и говор особый… все мужчины из Псковской области были настоящими патриотами своей Родины»29. Приятные, но обязывающие к ответственности нас, псковичей, слова. Нельзя же обмануть такие лестные суждения о себе.
Обручальные кольца из желтого золота каталог обручальных колец из желтого золота.