Поиск по сайту

Псковский характер в контексте исторического процесса

Псковичи отличались любовью к свободе. Свободолюбие во многом объяснялось демократическим, республиканским строем жизни Пскова. Скромность — их отличительная черта. Как однажды заметил академик А.М. Панченко, Псков никогда «не претендовал на первенство». Не случайно, теория «Москва — Третий Рим», рожденная на Псковской земле, пальму политического и религиозного первенства отдает Москве. Псковичам не присуща заносчивость. Псков можно уважать, по словам того же A.M. Панченко, за то, «что он уступал пальму первенства суеты мирской … порядочный человек… скромен… Вот Псков в этом смысле для меня — велик»14. Скромность псковича сочетается со смирением. Эта черта псковского характера проходит через века. Аполлон Григорьев назвал когда-то пушкинского Ивана Петровича Белкина русским идеалом «смирного человека». Он не знал, что этот персонаж — псковский дворянин. Недавно это убедительно доказал А.М. Панченко15.
Не случайно среди первых руководителей Псковской области мы почти не встретим собственно псковичей. Чаще всего это выходцы из Великих Лук.
Особенно сильно у псковича проявлялся консерватизм, вообще присущий русскому человеку. Еще с давних времен предки псковичей — кривичи — сохранили свою самобытность, будучи достаточно автономными от других славянских племен, как уже отмечалось выше. Это способствовало усилению консервативных начал в характере потомков.
Пограничное положение и ряд других обстоятельств делали псковичей более настроенными к коллективизму, ибо с врагом можно успешно бороться только
сообща. Надо сказать и о том, что необходимость защищать границы воспитывала ответственность за Родину, патриотизм и обостряла чувство собственного достоинства у псковичей.
Испытывая тяготы в столкновениях с врагами, псковичи склонны были понимать и тяготы других. Не случайно они оказывали помощь соседним землям, в том числе и новгородцам, принимали у себя опальных князей. Однако стоило какому-либо князю показать себя с негативной стороны или посягнуть на псковские вольности, он тут же изгонялся. И наоборот, верность псковским обычаям, честность и порядочность, любовь к истине и правде особенно ценились в Пскове, о чем говорит тридцатитрехлетнее княжение Довмонта (1266-1299), кстати говоря, выходца из прибалтийских земель.
Не раз подчеркивалось иностранцами, прибывшими в Псков в разные века, чувство собственного достоинства псковичей. Так, немец Кихель (конец XVI в.) сетовал на то, что псковичи в обращении с иноземцами угрюмы, грубы, да еще ни перед кем не снимают шапки16. Действительно, псковичи вели себя подчеркнуто независимо в переговорах, что, очевидно, и не понравилось иностранцу, желавшему, но не добившемуся от горожан чего-то для себя важного. Не упустил возможность Кихель заметить и склонность псковичей к хмельному застолью. Однако не мог он не подчеркнуть расположенность их к добротной, опрятной одежде, трудолюбие, исключительную выносливость в «алчбе и жажде», умение довольствоваться малым, стойкость в бою17 (это было очень хорошо проверено Стефаном Баторием).
Что же касается застолья с вином, то речь идет не о пьянстве. Как говорилось в одном из источников, «нельзя заключить, что крестьянин наш (псковский. — Е.И.) любит пьянство для пьянства. Он любит веселую славянскую беседу, компанию, и вино у него не цель, а средство»18.
Псковичи были осторожны, осмотрительны и бдительны в контактах с иностранцами, предпочитая не пускать их в город. Тем не менее иноземцы подчеркивали учтивость, вежливость псковичей и в то же время твердость их в отстаивании своей точки зрения (лифляндец Шпангейм, начало XV в.)19.
Внешнеполитические и военные обстоятельства сильно влияли на жизнь и характер псковичей. В.О. Ключевский о военной роли Пскова в истории нашей страны сказал так: «При двусмысленном и прямом враждебном отношении Новгорода, для которого Псков со своими стенами в четыре ряда служил передовым оплотом с запада и юга, эта борьба была крупной исторической заслугой не только перед Новгородом, но и перед всей русской землей тех веков. Эта же борьба в связи с ограниченным пространством области создала главные особенности политического строя и быта Пскова»20.
Качества псковичей-воинов не раз становились предметом рассуждений врагов, пытавшихся взять Псков. Тот же Кихель, например, отмечал, что псковичи «переносят алчбу и жажду более, нежели какой другой народ», что они «против неприятелей мужественны», особенно при защите своих крепостей и городов. Об этом же свидетельствовал не кто иной, как сам Стефан Баторий в 1581-1582 гг., безуспешно пытавшийся взять Псков: «псковичи в защите своих городов не думают о жизни», «умирают от голода, но не сдаются», а «в поле же сии верные отечеству ратники» отличались «чудесным терпением, снося морозы, вьюги и ненастье под легким наметом и в шалашах сквозящих». О том же говорил и один из свидетелей другой попытки захватить город шведами в 1615 г.: «Сидят в Пскове в осаде всякие люди добре крепко и меж себя крест целовали, что битца до смерти, а города не здать»21.
В мирской жизни псковичи, по свидетельству иноземцев, были добры, благожелательны, гостеприимны, веселы, отличались добрым юмором. Об этом есть много свидетельств в словаре-разговорнике ганзейского купца Т. Фене, хорошо изучившего псковичей (начало XVII в.). Еще раньше немецкий дипломат С. Герберштейн в «Записках и московитских делах» отмечал их «честность, искренность и простодушие», говорил о том, что они «не прибегали ни к какому многословию для обмана покупателей». В то же время С. Герберштейн заметил, что присоединение Пскова к Московскому государству отрицательно сказалось на нравственности псковичей. Потеря свободы и перевод в город москвичей, присланных сюда великим князем, сопровождались «введением» в Пскове «гораздо более порочных обычаев московитов… От этого вместо более общительных и даже утонченных обычаев псковитян почти во всех делах были введены гораздо более порочные обычаи московитов. Именно псковитяне при всяких сделках отличались такой честностью, искренностью и простодушием, что они не прибегали ни к какому многословию для обмана покупателей, а одним только словом указывали на самую вещь»22. Однако псковский характер выдержал это нелегкое испытание. Г. Вернадский в своем труде «История России. Россия в средние века» сделал интересное для нас замечание: «Однако влияние псковских традиций и близость города к Западу были таковы, что стечением времени манеры потомков москвичей, поселившихся в Пскове, постепенно «псковизировались». Псковский народ в конце XVI и на протяжении XVII в. являл собой свидетельство несколько иного духа, чем обычный московский. Они были более независимы по отношению к властям»23.
Таким образом, псковичи ассимилировали москвичей, проявив при этом нравственную стойкость, независимость и свободолюбие.
Упорство, самостоятельность псковичей были замечены иностранцами. Так, например, лифляндский магистр Шпангейм во время мирных переговоров с псковичами в начале XV в. говорил, что «псковский народ» никак не возможно отвратить «от того, что он задумал». Вполне естественной была и раздражительность Шпан-гейма, который сетовал на странности и упрямство псковичей в ходе переговоров. Более чем через полтораста лет, в конце XVI в., другой немец — Кихель — тоже жаловался, что в обращении псковичи «угрюмы и грубы, ни перед кем не снимают шапок»24. Эти жалобы понятны, если учесть многовековую агрессивность немцев, направленную против Руси.
Псковский характер отразился в литературе и искусстве Пскова. Об этом прекрасно сказал в свое время академик Д.С. Лихачев, который отмечал мягкий юмор псковичей, выражавшийся в сохранившихся на полях книг сетованиях, шутках и недоумениях писцов. Это придавало «псковским рукописям характер живого и непосредственного отражения действительности, характер удивительной домашности и семейности, которая была так типична для Пскова в целом. Не случайно псковские князья, возбуждая псковичей к битве, всегда напоминали им о том, что все они близки друг другу, как товарищи и родичи: «братие, не посрамим отец своих и дедов, кто стар, тот отец, кто млад, той брат…»
Тот же характер исключительного демократизма, простоты, домашности, интимности, обыденной хозяйственной предусмотрительности носит и псковская архитектура»25. Далее академик говорит о сочетании силы, жизнерадостности, исключительной простоты с изощренным мастерством в псковской живописи. Умея легко воспринимать западные достижения в живописи, псковские художники «претворяли их в крепкие формы национальных традиций в своеобразном чисто псковском живописном мастерстве»26. Даже «удивительно живописный, мягкий и обвитой пейзаж Псковской области есть такое же создание псковичей, как и их великое

Чем лучше использование световой проблы от химической? Сколько стоит световая пломба. Stomspb.ru!

Страницы: 1 2 3

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Псков и Москва на пути к объединению
  • Изменение границ Псковской земли
  • Откуда известно обо всех этих событиях?
  • История Пскова на страницах «Псковских губернских ведомостей»
  • Интересное