Псковский характер в контексте исторического процесса
А есть ли он — псковский характер? Есть: «Что ни город, то норов», — говорит русская пословица. Псковский характер отличается рядом специфических черт. Именно выделение их и является самым трудным в нашей теме, ибо псковский характер есть одновременно и русский характер. Выявлению специфики псковского характера мы и посвятим наше выступление.
В словаре В.И. Даля характер определяется как «нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца»1. То же касается и народа: «Свойство целого народа, населения племени, не столько зависящее от личности каждого, сколько от условно принятого; житейские правила, привычки, обычаи»2. Отметим, что словосочетание «псковский народ» когда-то было распространенным. Современные словари в выделение характера включают «своеобразную особенность человека», «индивидуальный склад личности, проявляющиеся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности»3. Исследователи склонны видеть в характере личности человека «общество внутри нас, существующее в виде однозначных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний»4. Заметим, что в определениях характера присутствует и то, что сейчас называется менталитетом, поэтому мы рассматриваем и то, и другое, тем более что отделить их друг от друга иногда нельзя.
Мы отчетливо сознаем, что полностью раскрыть тему в одном выступлении вряд ли возможно. Наша задача скромнее — поставить проблему псковского характера и осветить некоторые его аспекты, особенно важные и интересные для современников.
В советские времена до рубежа 1980—1990-х годов проблема национального характера и менталитета в науке вообще отсутствовала. В социально-политическую задачу, ставившуюся ученым Коммунистической партией, входило «исследование» процесса создания новой исторической общности — советского народа, что предполагало поиски унифицирующих тенденций в жизни советских людей. Сама по себе эта задача исключала необходимость и даже возможность заняться, во всяком случае, открыто изучением особенностей характера населения той или иной области, края или местности. В то время как в США, например, около 40 лет существует государственный научный центр по изучению национального характера.
Сейчас, когда региональный аспект в жизни России набрал большой вес, дело коренным образом изменилось. Тщательное изучение всего, связанного с историей местного края, должно помочь решить многие вопросы. Учет особенностей взглядов, мировоззрения, черт характера жителей конкретных российских местностей просто необходим при осуществлении политики региональных органов власти и местного самоуправления.
Отличительные черты псковского характера надо искать в особенностях положения, хозяйства, обстоятельств, исторического процесса Псковской земли. Предки псковичей — это кривичи псковские, являвшиеся отдельной этнической единицей в рамках крупного племенного образования славян — кривичей. Начало их формирования восходит к середине 1-го тыс. н.з. Археологические данные свидетельствуют о том, что это была именно отдельная группа славян — кривичей
(например, длинные курганы — усыпальницы и образ захоронения, женские украшения). Причем, в этногенетический процесс здесь включились финно-язычные аборигены и балты. Территория псковских кривичей включала в себя бассейны реки Великой и Псковского озера, включая Гдовскую землю5. То, что псковские кривичи были особым этнографическим образованием, не вызывает сомнения у ученых. Это подтверждают и лингвистические данные. Так сложилось, что кривичи долгое время жили в относительной изоляции от других славян. Это сохранило их самобытность и язык, отличающийся архаизмами и ставший основой псковского диалекта: псковичи акали, а не окали. У них звук «х» или «хв» произносился вместо «ф», «ц» вместо «ч», предлог «в» превращался в «у», и наоборот. Нередко переставлялись целые слоги (вместо магазин — гамазея, монастырь — намастырь). В западных местностях Псковской земли заметным было влияние прибалтийских языков или белорусского6. По справедливому замечанию В.В. Седова этнографический ареал псковских кривичей совпадал с государственной территорией Псковской республики. Это было обычным явлением: «Псковская земля была таким же образованием, как Саксония, Бавария, Фризия или Тюрингия»7.
Особенностью Псковской земли было ее пограничное положение. Находясь геополитически между Западной Европой и Россией, она веками была передовым рубежом в деле защиты русских земель, а с другой стороны — посредницей в многогранных русско-европейских связях. И если она избежала непосредственного нашествия монголо-татар, то западное влияние здесь было заметным (не случайно, например, у С. Герберштейна есть упоминание о том, что псковичи носят прическу с польским пробором8).
С давних времен, со времен великой княгини Ольги и великого князя Владимира — Крестителя, Псковская земля была одним из оплотов и форпостов православия. Основой псковского характера, впрочем, как и великорусского, были православная религиозность. И сейчас в Пскове действует 26 храмов (в Новгороде, к примеру, только 6), возрождены многие монастыри и этот процесс продолжается.
С точки зрения экономической псковичи были самодостаточны. В средние века они не только обеспечивали себя хлебом, но и вывозили его за рубеж. Процветало рыболовство и льноводство. Общеизвестно, что Псков был крупным центром ремесла и торговли. На всю Россию славились псковские строители и литейщики.
Есть и еще одно обстоятельство, ранее не отмечавшееся в научной литературе. Территория Псковской земли была не очень большой — до 350 км с севера на юг и до 150 км с запада на восток. Это способствовало централизации государственной жизни и осознанию псковичами себя единой общностью, обостренному чувству Родины. Влияние Запада (в том числе и положительное) не подавляло, а обостряло это чувство. Кроме того, отсутствие больших площадей земли делало класс бояр не столь богатым: «Боярские владения не достигли в Псковской земле таких размеров, как в Новгороде, вследствие чего не было большой разницы состояний: низшие классы не находились в такой зависимости от высших, и боярский класс не был таким замкнутым, как в Новгороде», — писал академик С.Ф. Платонов9. Боярская аристократия в Пскове не выродилась в олигархию и не имела здесь такой политической силы, как в Новгороде. В Пскове не было резкого сословного неравенства и хронической социальной розни по сравнению с тем же Новгородом. Не было и следов холопства, полусвободных состояний, как новгородские половники. По замечанию В.О. Ключевского, «в этом отношении Псковская область была, может быть, единственным исключением в тогдашней России»10. Этот великий историк сделал чрезвычайно важное для нашей темы
замечание: «В псковских нравах и заключалась нравственная сила, смягчившая действие противоречий, какие мы заметили в политическом быту Новгорода, хотя элементы их были налицо и в Пскове»11. Далее он говорит о том, что эти элементы не различались слишком, «сохраняли способность ко взаимному соглашению и дружному действию и тем выработали некоторый политический такт, эту нравственную силу, обнаружившуюся в настроении общества и в складном соотношении общественных классов в гуманных и благовоспитанных нравах, которые замечали в псковичах иноземные наблюдатели»12. Псков был централизованнее и демократичнее, а это «наряду с местными особенностями жизни, давало другое содержание истории Пскова». Добавим, что это же придавало и некоторые особенности псковскому характеру. То, что пскович был не столь политизирован, что политическое спокойствие было характерно ему, проходит через всю нашу историю. И в царское время Псков был политически благонадежен и не дал ни одного сколько-нибудь выдающегося революционера.
Все указанные выше обстоятельства, безусловно, отразились на «функционировании» псковского характера. Тут же, правда, надо отметить, что его нельзя отрывать от общерусского. В этом смысле все то, что писали русские ученые о народном характере, надо учитывать и при анализе псковского характера. Имеется в виду и В.О. Ключевский, и Н.О. Лосский, и Н.А. Бердяев и др.13
Изучая псковский характер, мы до сих пор не нашли непосредственных сведений о нем и вынуждены довольствоваться больше косвенными данными, сохранившимися в летописях, книгах и других средневековых источниках.
Кое-что дают свидетельства иностранцев, наблюдавших псковичей в разные века. Небольшой материал представлен в изданиях краеведов XIX в., в частности — в работах И.И. Василева. Интересные данные имеются у литераторов и лингвистов, изучавших псковские литературные памятники и занимавшихся проблемами создания «Псковского областного словаря».
Картон переплетный Картон.