Псковский Кремль
В историческом прошлом Пскова и Псковской земли А. С. Пушкин искал и находил сюжеты своих произведений. Вспомните «Песнь о вещем Олеге»: «Князь Игорь и Ольга на холме сидят, дружина пирует у брега…» Древняя граница Руси с Литвой, проходившая недалеко от Пскова, навеяла поэту для трагедии «Борис Годунов» сюжет сцены «в корчме на литовской границе»; псковский юродивый Никола, по легенде, спасший Псков от гнева Ивана Грозного словами: «Иванушка! Покушай хлеба и соли, а не христианской крови!»— стал одним из прототипов юродивого Николки в этом произведении.
Башня Кутекрома… ЗагаДочвое название интригует, а между тем разгадка проста: «кут» — угол, «кром» — кремль, следовательно, — угол кремля.
Названия храмов тоже часто давались псковичами по месту, на котором они были воздвигнуты: церковь Василия на Горке, церковь Успения от Парома, церковь Николы со Усохи (высохшее болото), церковь Анастасии римлянки в Кузнецах, где жили кузнецы, церковь Михаила архангела с Городца и т. д.
Башне Кутекрома рестанраторы вернули бойницы, высокую шатровую кровлю и дозорную вышку, а следовательно, и необыкновенную стройность. От нее к Пскове уступами сбегает крепостная стена. Раз… два… три… четыре уступа! Коренастая кряжистая Плоская башня останавливает ее у самого устья реки.
Восстановлены и крепостные стены кремля с их щелями-бойницами, ходовыми площадками под двускатными кровлями. Мы видим их такими, какими они были в XIV—XVII веках. На восточной стене Крома, выходящей к Пскове, реконструирована каменная Средняя башня, построенная в начале XV века.
Уже с XII века на территории кремля не возводилось жилых и хозяйственных построек. В северной его части находились городские житницы, а с середины XV века — и пороховые погреба. У восточной стены хорошо видны открытые реставраторами мощные стены и своды пороховых погребов, которые в дальнейшем будут восстановлены полностью.
Хлебные хранилища были довольно вместительны. Летопись рассказывает, что с 1422 года многие русские города в течение трех лет голодали, а в Пскове тогда «бяше старых лет клети всякого обилиа изнасыпани на крому…».
Заповедная кремлевская территория тщательно охранялась специальной стражей и сторожевыми собаками. Кража из кремля приравнивалась к государственной измене, и в законодательстве Псковской республики — Судной грамоте — предписывалось: «Кром-скому татю… живота не дати…»
В центре кремля привлекает внимание величавый Троицкий собор — выдающийся памятник русского зодчества.
Главные соборы древнерусских городов нередко становились их своеобразными симво-
лами. Любимой поговоркой новгородцев стали слова Мстислава Удалого: «Где святая София— там и Новгород!» Псков же в летописи часто назывался «домом святой Троицы».
Богата история Троицкого собора. В нем свершались посажения на княжество псковских князей, перед уходом на битвы с врагами проходила церемония «препоясывания» князей
или посадников мечом Довмонта. В подцер-ковье собора погребали видных общественных деятелей Пскова. До наших дней сохранились девять древних захоронений, в том числе и князя Довмонта.
Предание гласит, что первый деревянный Троицкий собор был построен княгиней Ольгой еще в X веке. Однако исторические факты не подтверждают это. Археологические исследования тоже не дают оснований говорить о существовании собора в то время. Но они же подтверждают летописные свидетельства о строительстве каменного Троицкого собора в первой половине XII века. Это был монументальный одноапсидный храм со сводчатым покрытием. Пучковые пилястры (плоские колонны) и высокие столпы боковых притворов (помещений перед входом в церковь) придавали зданию необычайную легкость и стройность.
Собор XII века простоял более 200 лет. В 1362 году он обрушился. В 1365—1367 годах на сохраненном его основании был выстроен новый собор, существовавший до XVII века. Предполагается, что его строителем был псковский зодчий Кирилл.
Облик этой постройки известен нам по рисунку конца XVII века и по изображениям на древних иконах. По ним видно, что собор
сохранил основные особенности храма XII века, но композиция верха была сильно переработана. Строители применили здесь ступенчатые своды. Арки, поддерживающие своды и купол, были сделаны повышенными, а угловые части главного объема, напротив, пониженными, поэтому центральные закомары (верхние части фасадов в виде полукруга) поднялись вверх, разорвав сплошную кривую перекрытия. Сложная форма постамента под барабаном, увенчанным куполом, точно отражала внутреннюю конструкцию здания.
В течение XV века собор постепенно менял свой внешний облик, обрастая приделами (помещениями, где находятся дополнительные алтари) и галереями. Сначала был пристроен притвор с западной стороны, затем приделы с севера и юга, появились боковые притворы и галереи. В 1465 году псковичи покрыли собор деревянной кровлей, заменив: при этом криволинейное покрытие прямолинейным и соответственно перестроив восьмерик под барабаном.
Ныне существующий Троицкий собор строился 17 лет — с 1682 по 1699 год. Это необыкновенно величественное здание. Монументальность, стройность и гармоничность ярусной композиции вызывают истинное восхищение мастерством русских зодчих. Расположен-
ный в самой высокой части города, собор заметен с расстояния 30—40 километров. Ни одно здание XVII века в России не превзошло Троицкий собор по размерам, по высоте же с ним могла сравниться лишь колокольня Московского Новодевичьего монастыря.
Его зодчий, как и прежние строители, старался связать здание собора с окружающей природой. Стремясь усилить впечатление величественности, он отказался от измельченного декора. Собор построен из тесаной плиты, строительный материал в какой-то сте-
пени определил простую и скромную обработку фасадов. В нижней части собора были открытые галереи, четверик почти не имел украшений, кроме лопаток, соединенных декоративными арочками и карнизом. Для лучшего освещения интерьера второй ярус собора расчленялся двумя рядами больших окон. Центральный объем кубического четырех-столпного храма завершало традиционное пя-тиглавие, которое, правда, носило декоративный характер, так как световыми были только три главы — центральная и западные.
До наших дней прежний облик собора в целом не сохранился. В конце XVIII века в результате неравномерной осадки здания в сводах его галерей появились трещины. Тогда-то и заложили нижние галереи, крутую лестницу крыльца с высокими ступенями заменили пологой и длинной, собор оштукатурили цементом и «украсили» лепными наличниками окон. Тогда же появились и контрфорсы — вертикальные выступы, подпирающие здание с северной и южной стороны. Расширив нижнюю часть собора, они крепче связали с землей основной архитектурный объем. К счастью, пропорции и конфигурация контрфорсов были найдены удачно, и они воспринимаются
Троицкий собор XVII века.
первоначальной архитектурной деталью здания.
Стоящая неподалеку колокольня собора тоже относится к концу XVII столетия. Вначале она представляла собой подобие крепостной башни со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе, амбразурами для «огненного боя» и пирамидальной тесовой крышей. Существующий ныне верхний ярус и покрытие со шпилем были надстроены в начале XIX века, отчего башня-колокольня утратила прежний вид, впечатляющий силой и мощью.
С южной стороны к Троицкому собору примыкает древняя вечевая площадь. Она простирается до южной стены Крома, которую псковичи называли Персями, или Першами, т. е. грудью крепости. Она дошла до нас в реконструкции XIX века, исказившей ее древний облик. Тогда же вместо круглой Смердьей появилась восьмигранная Довмонтова башня, своими контурами напоминающая башни немецких рыцарских замков.
В древности стена выглядела иначе. В ней было двое ворот: с восточной стороны — Великие (примерно на месте нынешнего входа в Кром) и с западной — Смердьи. Смердьи ворота находились под защитой большой и внушительной для врага Смердьей башни. Над
Великими воротами тоже поднималась высокая башня, которую в XVII веке называли Часовой, так как на ней были установлены часы.
С внутренней стороны крепости к воротам вели длинные захабы (охабни) — узкие коридоры между двумя крепостными стенами. У нынешних Троицких ворот можно видеть остатки внутренней стены захаба.
Попасть к воротам снаружи можно было только пройдя подъемные мосты, которые были переброшены через Греблю — глубокий ров, вырубленный в скале вдоль Першей.
На каком сайте можно заказать курсовую.