Поиск по сайту

Псковский Кремль

В историческом прошлом Пскова и Псков­ской земли А. С. Пушкин искал и находил сюжеты своих произведений. Вспомните «Песнь о вещем Олеге»: «Князь Игорь и Ольга на холме сидят, дружина пирует у брега…» Древняя граница Руси с Литвой, проходившая недалеко от Пскова, навеяла поэту для траге­дии «Борис Годунов» сюжет сцены «в корчме на литовской границе»; псковский юродивый Никола, по легенде, спасший Псков от гнева Ивана Грозного словами: «Иванушка! Поку­шай хлеба и соли, а не христианской кро­ви!»— стал одним из прототипов юродивого Николки в этом произведении.
Башня Кутекрома… ЗагаДочвое название интригует, а между тем разгадка проста: «кут» — угол, «кром» — кремль, следователь­но, — угол кремля.
Названия храмов тоже часто давались пско­вичами по месту, на котором они были воз­двигнуты: церковь Василия на Горке, цер­ковь Успения от Парома, церковь Николы со Усохи (высохшее болото), церковь Анастасии римлянки в Кузнецах, где жили кузнецы, цер­ковь  Михаила  архангела  с  Городца   и  т.  д.
Башне Кутекрома рестанраторы вернули бойницы, высокую шатровую кровлю и дозор­ную вышку, а следовательно, и необыкновен­ную стройность. От нее к Пскове уступами сбегает крепостная стена. Раз… два… три… четыре уступа! Коренастая кряжистая Пло­ская башня останавливает ее у самого устья реки.
Восстановлены и крепостные стены кремля с их щелями-бойницами, ходовыми площад­ками под двускатными кровлями. Мы видим их такими, какими они были в XIV—XVII ве­ках. На восточной стене Крома, выходящей к Пскове, реконструирована каменная Сред­няя  башня,  построенная  в  начале  XV  века.
Уже с XII века на территории кремля не возводилось жилых и хозяйственных построек. В северной его части находились городские житницы, а с середины XV века — и порохо­вые погреба. У восточной стены хорошо видны открытые реставраторами мощные стены и своды пороховых погребов, которые в даль­нейшем будут восстановлены полностью.
Хлебные хранилища были довольно вме­стительны. Летопись рассказывает, что с 1422 года многие русские города в течение трех лет голодали, а в Пскове тогда «бяше старых лет клети всякого обилиа изнасыпани на крому…».
Заповедная кремлевская территория тща­тельно охранялась специальной стражей и сторожевыми собаками. Кража из кремля приравнивалась к государственной измене, и в законодательстве Псковской республики — Судной грамоте — предписывалось: «Кром-скому татю… живота не дати…»
В центре кремля привлекает внимание ве­личавый Троицкий собор — выдающийся па­мятник русского зодчества.
Главные соборы древнерусских городов не­редко  становились  их  своеобразными  симво-
лами. Любимой поговоркой новгородцев стали слова Мстислава Удалого: «Где святая Со­фия— там и Новгород!» Псков же в летописи часто назывался «домом святой Троицы».
Богата история Троицкого собора. В нем свершались посажения на княжество псков­ских князей, перед уходом на битвы с врагами проходила церемония «препоясывания» князей
или посадников мечом Довмонта. В подцер-ковье собора погребали видных общественных деятелей Пскова. До наших дней сохранились девять древних захоронений, в том числе и князя Довмонта.
Предание гласит, что первый деревянный Троицкий собор был построен княгиней Оль­гой еще в X веке. Однако исторические факты не подтверждают это. Археологические иссле­дования тоже не дают оснований говорить о существовании собора в то время. Но они же подтверждают летописные свидетельства о строительстве каменного Троицкого собора в первой половине XII века. Это был мону­ментальный одноапсидный храм со сводчатым покрытием. Пучковые пилястры (плоские ко­лонны) и высокие столпы боковых притворов (помещений перед входом в церковь) прида­вали зданию необычайную легкость и строй­ность.
Собор XII века простоял более 200 лет. В 1362 году он обрушился. В 1365—1367 го­дах на сохраненном его основании был вы­строен новый собор, существовавший до XVII века. Предполагается, что его строите­лем был псковский зодчий Кирилл.
Облик этой постройки известен нам по ри­сунку конца XVII века и по изображениям на древних   иконах.   По   ним   видно,   что   собор
сохранил основные особенности храма XII ве­ка, но композиция верха была сильно перера­ботана. Строители применили здесь ступенча­тые своды. Арки, поддерживающие своды и купол, были сделаны повышенными, а угло­вые части главного объема, напротив, пони­женными, поэтому центральные закомары (верхние части фасадов в виде полукруга) поднялись вверх, разорвав сплошную кривую перекрытия. Сложная форма постамента под барабаном, увенчанным куполом, точно отра­жала внутреннюю конструкцию здания.
В течение XV века собор постепенно менял свой внешний облик, обрастая приделами (по­мещениями, где находятся дополнительные алтари) и галереями. Сначала был пристроен притвор с западной стороны, затем приделы с севера и юга, появились боковые притворы и галереи. В 1465 году псковичи покрыли со­бор деревянной кровлей, заменив: при этом криволинейное покрытие прямолинейным и соответственно перестроив восьмерик под ба­рабаном.
Ныне существующий Троицкий собор стро­ился 17 лет — с 1682 по 1699 год. Это не­обыкновенно величественное здание. Монумен­тальность, стройность и гармоничность ярус­ной композиции вызывают истинное восхище­ние мастерством русских зодчих. Расположен-
ный в самой высокой части города, собор за­метен с расстояния 30—40 километров. Ни одно здание XVII века в России не превзо­шло Троицкий собор по размерам, по высоте же с ним могла сравниться лишь колокольня Московского Новодевичьего монастыря.
Его зодчий, как и прежние строители, ста­рался связать здание собора с окружающей природой. Стремясь усилить впечатление ве­личественности, он отказался от измельчен­ного декора. Собор построен из тесаной плиты, строительный материал в какой-то сте-
пени определил простую и скромную обра­ботку фасадов. В нижней части собора были открытые галереи, четверик почти не имел украшений, кроме лопаток, соединенных деко­ративными арочками и карнизом. Для луч­шего освещения интерьера второй ярус собора расчленялся двумя рядами больших окон. Центральный объем кубического четырех-столпного храма завершало традиционное пя-тиглавие, которое, правда, носило декоратив­ный характер, так как световыми были только три главы — центральная и западные.
До наших дней прежний облик собора в це­лом не сохранился. В конце XVIII века в ре­зультате неравномерной осадки здания в сво­дах его галерей появились трещины. Тогда-то и заложили нижние галереи, крутую лест­ницу крыльца с высокими ступенями заме­нили пологой и длинной, собор оштукатурили цементом и «украсили» лепными наличниками окон. Тогда же появились и контрфорсы — вертикальные выступы, подпирающие здание с северной и южной стороны. Расширив ниж­нюю часть собора, они крепче связали с зем­лей основной архитектурный объем. К счастью, пропорции и конфигурация контрфорсов бы­ли   найдены   удачно,   и   они   воспринимаются
Троицкий собор XVII века.
первоначальной архитектурной деталью зда­ния.
Стоящая неподалеку колокольня собора тоже относится к концу XVII столетия. Вна­чале она представляла собой подобие крепо­стной башни со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе, амбразурами для «огненного боя» и пирами­дальной тесовой крышей. Существующий ныне верхний ярус и покрытие со шпилем были надстроены в начале XIX века, отчего башня-колокольня утратила прежний вид, впечатля­ющий силой и мощью.
С южной стороны к Троицкому собору при­мыкает древняя вечевая площадь. Она про­стирается до южной стены Крома, которую псковичи называли Персями, или Першами, т. е. грудью крепости. Она дошла до нас в ре­конструкции XIX века, исказившей ее древ­ний облик. Тогда же вместо круглой Смердьей появилась восьмигранная Довмонтова башня, своими контурами напоминающая башни не­мецких рыцарских замков.
В древности стена выглядела иначе. В ней было двое ворот: с восточной стороны — Вели­кие (примерно на месте нынешнего входа в Кром) и с западной — Смердьи. Смердьи во­рота находились под защитой большой и вну­шительной  для  врага  Смердьей  башни.   Над
Великими воротами тоже поднималась высо­кая башня, которую в XVII веке называли Ча­совой, так как на ней были установлены часы.
С внутренней стороны крепости к воротам вели длинные захабы (охабни) — узкие кори­доры между двумя крепостными стенами. У нынешних Троицких ворот можно видеть остатки внутренней стены захаба.
Попасть к воротам снаружи можно было только пройдя подъемные мосты, которые были переброшены через Греблю — глубокий ров, вырубленный в скале вдоль Першей.

На каком сайте можно заказать курсовую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Интересное