Псковский Кремль
Ярослава Владимировича, который в 1240 году помог немецким рыцарям взять город, а после победы Александра Невского в 1242 году на льду Чудского озера, вновь убежал в Ливонию. В 1243 году князь пригласил свою бывшую супругу на переговоры в ливонскую крепость Одемпе (Медвежья голова), где она была убита пасынком князя. Тело княгини привезли в Псков и похоронили в Ивановском монастыре. Через десять дней после смерти княгини над её гробом в соборе произошло чудесное знамение от иконы святого Спаса. Это событие сделало икону особо почитаемой, а княгиню канонизировали. В народе монастырь называли княгининым, ведь в его синодике записаны 12 представительниц княжеских родов. Здесь похоронены жена князя Довмонта княгиня Мария (в иночестве Марфа), внучка Александра Невского; супруга князя Давида, сына Довмонта, княгиня Наталия.
Собор представляет собой тип новгородского храма XII века. Храм венчают три главы со световыми барабанами. Над центром храмового пространства возведён главный барабан с куполом, над западной частью храма — два других меньшего размера. Особенностью архитектуры собора являются круглые окна "верхнего света" в апсидах и на северной и южной стенах. До нашего времени собор дошёл с незначительными переделками, не нарушающими его первоначальный облик, так в XVI веке была построена звонница, а в XVII веке с западной стороны возведён притвор. В 1924 году монастырь был закрыт и обречён на долгие годы разрухи и забвения. В 1991 году храм был возвращён Русской православной церкви и началось его возрождение. С 1993 года при храме работает иконописная мастерская.
апсковье — правый берег реки Псковы, впервые упоминается в Псковской летописи в 1323 году. Здесь происходили важнейшие события трёхмесячной осады Пскова в 1615 году армией шведского короля Густава-Адольфа. Во время военного парада шведов перед воротами города псковичами были заклепаны осадные пушки шведов и смертельно ранен главнокомандующий армией, что предопределило исход военных действий.
ойдя б Кремль через Великие ворота, мы оказываемся в длинном каменном коридоре, который ведёт на вечевую площадь. Его название, "захаб", происходит от "хапать ".Служили такие коридоры для защиты крепостей. Попадая в него через внешние ворота, которые часто открывались специально, отряд врага отсекался опускной решеткой (герсой) от основных сил штурмующих и, зажатый между стенами захаба, уничтожался.
ашня князя Довмонта или Смер-дья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь. В XII веке в Персях со стороны реки Псковы были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких, существующие до сих пор. В "Житии князя Всеволода-Гавриила" рассказывается, что при перенесении мощей святого князя в Троицкий собор рака встала неподвижно, не желая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью святой Всеволод-Гавриил явился во сне одному псковичу и сказал: "Не хочу идти в те врата, которые зовутся Смердьими. Но скажи снова князю, и посадникам, и всему священному собору, чтобы пробили врата от реки Псковы… и через них пронесут мощи мои в церковь святой Троицы". Так были построены новые ворота.
У Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердий захаб. В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли. Средневековая Смердья башня была больше и внушительней, а современная башня построена вместо древней по проекту архитектора К. Тона в 1866 году во время реставрации Кремля. Вместо круглой псковской башни в русском Кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни немецких замков. На кровле башни установлен кованый прапор-флюгер, изображающий русского воина.
апреле 1972 года, в дни празднования 730-й годовщины Ледового побоища, в Довмонтовом городе был установлен памятный знак — прапор, выполненный псковским архитектором-реставратором, художником, кузнецом Всеволодом Петровичем Смирновым в честь победы русских воинов на льду Чудского озера в 1242 году. По его проектам были реставрированы Покровская башня и церковь Покрова от Пролома в Пскове, стены Окольного города Пскова, Псково-Пе-черский монастырь и другие памятники архитектуры. В. П. Смирнов выполнил девять скульптурных композиций из кованого металла, в том числе для советского посольства в Вашингтоне. Он автор надгробия на могиле Анны Андреевны Ахматовой.
Большой прямоугольный щит в виде воинского знамени — прапора, на котором изображены герб и план Пскова, укреплен между контрфорсами Персей. Псковским гербом стал полуфантастический хищный "лютый" зверь с поднятой когтистой лапой, которого принято считать барсом. Впервые он появился на псковских монетах и печатях в XV веке.
На круглых пластинах, укрепленных под прапором, гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переяславля-Залес-ского. Выкованный мастером меч -символ славы русских воинов, очертани ями близок боевому оружию князя-воина Довмонта-Тимофея. Старинные колокола в верхней части композиции напоминают о вечевом колоколе Псковской республики и набатном колоколе, созывающем псковичей на защиту родного города. Колокола — это символический призыв к единению в борьбе с врагами Отечества.
ОБМОНТОБ ГОрОД.
Князь Довмонт-Тимофей княжил б Пскове с 1266 по 1299 год. Литовец по происхождению, он бежал в Псков после внутренних распрей на родине. За время княжения Довмонт не раз совершал походы на земли Ливонии и Литвы, отражал набеги врагов от стен Пскова. Князь — воин прославился и как князь — строитель, его имя осталось в истории Пскова в связи со строительством второй линии укреп-
лений в конце XIII века. Название "Дов-монтова стена" возникло, скорее всего, после смерти князя. Часть города между стенами позднее стала называться Дов-монтовым городом. Письменные источники сообщают о строительстве здесь в разное время около 20 храмов. На кладбище у церкви Кирилла с Гребли был похоронен мастер Кирилл, строитель второго каменного Троицкого собора, который руководил и артелью мастеров, строящих храмы в Довмонтовом городе. В Довмонтовом городе археологические раскопки проводились с 1956 года экспедицией Государственного Эрмитажа, за время работы археологи открыли 11 храмов и б гражданских построек. В одной из построек был найден средневековый архив, от которого сохранилось только более 500 свинцовых печатей. В 1962 году в Довмонтовом городе была найдена берестяная грамота. По данным археологии до первой половины XIII века территорию занимал посад, где жили горожане. Во второй половине XIII — начале XIV веков Довмонтов город превращается в административный центр Пскова. Здесь сооружаются три храма, возводится крепостная стена, строится каменная жилая постройка, вероятно, палаты князя. В XIV-XV веках строятся новые каменные храмы и Довмонтов город становится, главным образом, религиозным центром Пскова. В XVII-XVIII веках храмы постепенно ветшают и разрушаются. В первой половине XIX века разбирается последний храм на этой территории. В 70-е годы XX века раскрытые археологами фундаменты церквей были надстроены и выведены над поверхностью земли. Сейчас Довмонтов город — музей под открытым небом.
удотворная икона "Богоматерь Великая Панагия или Мирож-ская Оранта," вероятно, является точной копией оригинала XIII века, выполненной во второй половине XVI века. В иконографии Оранта — самый древний тип изображения Богоматери, когда она предстает в молитвенной позе с воздетыми руками. Икона была написана по заказу князя Довмон-та и его жены Марии .которые предстают на иконе в княжеских одеждах.
еч князя Довмонта — боевое оружие XIII века работы мастеров немецкого города Пас-сау. Это один из немногих сохранившихся в Восточной Европе древнейших колющих готических клинков удлинённо-треугольной формы. На клинке меча — пассауский волчок, точечная инкрустация желтым металлом бегущего волка — клеймо пассауских мастеров. После смерти Довмонта псковичи вручали меч князю, приглашенному на псковский престол.
жная стена Крома носит название "Перси" (от древнерусского "перси" — грудь). В средние века перед стеной псковичи устроили соединяющий две реки глубокий ров, наполненный водой, именуемый Греблей. Впервые каменные Перси упоминаются в летописи в 1337 году. Высота Персей была всегда не менее 20 метров. Пройти в Кром можно было через двое ворот — Великие и Смер-дьи.