Поиск по сайту

Псковский Кремль

Ярослава Владимировича, который в 1240 году помог немецким рыцарям взять город, а после победы Александра Невского в 1242 году на льду Чудского озера, вновь убежал в Ливонию. В 1243 году князь пригласил свою бывшую суп­ругу на переговоры в ливонскую кре­пость Одемпе (Медвежья голова), где она была убита пасынком князя. Тело княгини привезли в Псков и похорони­ли в Ивановском монастыре. Через де­сять дней после смерти княгини над её гробом в соборе произошло чудесное знамение от иконы святого Спаса. Это событие сделало икону особо почитае­мой, а княгиню канонизировали. В на­роде монастырь называли княгининым, ведь в его синодике записаны 12 пред­ставительниц княжеских родов. Здесь похоронены жена князя Довмонта кня­гиня Мария (в иночестве Марфа), внуч­ка Александра Невского; супруга князя Давида, сына Довмонта, княгиня Ната­лия.
Собор представляет собой тип новгород­ского храма XII века. Храм венчают три главы со световыми барабанами. Над центром храмового пространства воз­ведён главный барабан с куполом, над западной частью храма — два других меньшего размера. Особенностью архи­тектуры собора являются круглые окна "верхнего света" в апсидах и на север­ной и южной стенах. До нашего време­ни собор дошёл с незначительными пе­ределками, не нарушающими его перво­начальный облик, так в XVI веке была построена звонница, а в XVII веке с за­падной стороны возведён притвор. В 1924 году монастырь был закрыт и об­речён на долгие годы разрухи и забве­ния. В 1991 году храм был возвращён Русской православной церкви и началось его возрождение. С 1993 года при храме работает иконописная мастерская.
апсковье — правый берег реки Псковы, впервые упоминается в Псковской летописи в 1323 го­ду. Здесь происходили важней­шие события трёхмесячной оса­ды Пскова в 1615 году армией шведского короля Густава-Адольфа. Во время военного па­рада шведов перед воротами города псковичами были заклепаны осадные пушки шведов и смертельно ранен главнокомандующий армией, что пред­определило исход военных действий.
ойдя б Кремль через Великие ворота, мы оказываемся в длин­ном каменном коридоре, кото­рый ведёт на вечевую площадь. Его название, "захаб", происхо­дит от "хапать ".Служили такие коридоры для защиты крепос­тей. Попадая в него через внеш­ние ворота, которые часто открывались специально, отряд врага отсекался опускной решеткой (герсой) от основ­ных сил штурмующих и, зажатый меж­ду стенами захаба, уничтожался.
ашня князя Довмонта или Смер-дья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, хо­лоп, человек из черни, крестья­нин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую пло­щадь. В XII веке в Персях со стороны реки Псковы были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких, существующие до сих пор. В "Житии князя Всеволода-Гавриила" рассказывается, что при пере­несении мощей святого князя в Троиц­кий собор рака встала неподвижно, не желая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью святой Всеволод-Гавриил явил­ся во сне одному псковичу и сказал: "Не хочу идти в те врата, которые зовутся Смердьими. Но скажи снова князю, и посадникам, и всему священному собору, чтобы пробили врата от реки Псковы… и через них пронесут мощи мои в церковь святой Троицы". Так были построены новые ворота.
У Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердий захаб. В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе хорошо видно, что поверхность дороги, ведущей к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли. Средневековая Смердья башня была больше и внушительней, а совре­менная башня построена вместо древней по проекту архитектора К. Тона в 1866 году во время реставрации Кремля. Вместо круглой псковской башни в рус­ском Кремле появилась многогранная за­падноевропейская башенка, напоминаю­щая башни немецких замков. На кровле башни установлен кованый прапор-флюгер, изображающий русского воина.
апреле 1972 года, в дни празд­нования 730-й годовщины Ле­дового побоища, в Довмонтовом городе был установлен памятный знак — прапор, выполненный псковским архитектором-рес­тавратором, художником, кузне­цом Всеволодом Петровичем Смирновым в честь победы русских воинов на льду Чудского озера в 1242 году. По его проектам были реставри­рованы Покровская башня и церковь Покрова от Пролома в Пскове, стены Окольного города Пскова, Псково-Пе-черский монастырь и другие памятники архитектуры. В. П. Смирнов выполнил девять скульптурных композиций из ко­ваного металла, в том числе для советско­го посольства в Вашингтоне. Он автор надгробия на могиле Анны Андреевны Ахматовой.
Большой прямоугольный щит в виде воинского знамени — прапора, на кото­ром изображены герб и план Пскова, укреплен между контрфорсами Персей. Псковским гербом стал полуфантасти­ческий хищный "лютый" зверь с подня­той когтистой лапой, которого принято считать барсом. Впервые он появился на псковских монетах и печатях в XV веке.
На круглых пластинах, укрепленных под прапором, гербы городов, принимав­ших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переяславля-Залес-ского. Выкованный мастером меч -символ славы русских воинов, очертани ями близок боевому оружию князя-во­ина Довмонта-Тимофея. Старинные ко­локола в верхней части композиции напоминают о вечевом колоколе Псков­ской республики и набатном колоколе, созывающем псковичей на защиту родного города. Колокола — это символи­ческий призыв к единению в борьбе с врагами Отечества.
ОБМОНТОБ ГОрОД.
Князь Довмонт-Тимофей кня­жил б Пскове с 1266 по 1299 год. Литовец по происхожде­нию, он бежал в Псков после внутренних распрей на родине. За время княжения Довмонт не раз совершал походы на земли Ливонии и Литвы, отражал на­беги врагов от стен Пскова. Князь — воин прославился и как князь — строитель, его имя осталось в истории Пскова в связи со строительством второй линии укреп-
лений в конце XIII века. Название "Дов-монтова стена" возникло, скорее всего, после смерти князя. Часть города между стенами позднее стала называться Дов-монтовым городом. Письменные источ­ники сообщают о строительстве здесь в разное время около 20 храмов. На клад­бище у церкви Кирилла с Гребли был похоронен мастер Кирилл, строитель второго каменного Троицкого собора, который руководил и артелью мастеров, строящих храмы в Довмонтовом городе. В Довмонтовом городе археологические раскопки проводились с 1956 года экс­педицией Государственного Эрмитажа, за время работы археологи открыли 11 храмов и б гражданских построек. В од­ной из построек был найден средневеко­вый архив, от которого сохранилось только более 500 свинцовых печатей. В 1962 году в Довмонтовом городе была найдена берестяная грамота. По дан­ным археологии до первой половины XIII века территорию занимал посад, где жили горожане. Во второй половине XIII — начале XIV веков Довмонтов город превращается в административный центр Пскова. Здесь сооружаются три храма, возводится крепостная стена, строится каменная жилая постройка, вероятно, палаты князя. В XIV-XV ве­ках строятся новые каменные храмы и Довмонтов город становится, главным образом, религиозным центром Пскова. В XVII-XVIII веках храмы постепенно ветшают и разрушаются. В первой по­ловине XIX века разбирается последний храм на этой территории. В 70-е годы XX века раскрытые археологами фунда­менты церквей были надстроены и выведены над поверхностью земли. Сей­час Довмонтов город — музей под откры­тым небом.
удотворная икона "Богоматерь Великая Панагия или Мирож-ская Оранта," вероятно, явля­ется точной копией оригинала XIII века, выполненной во вто­рой половине XVI века. В иконографии Оранта — самый древний тип изображения Бого­матери, когда она предстает в молитвен­ной позе с воздетыми руками. Икона была написана по заказу князя Довмон-та и его жены Марии .которые предста­ют на иконе в княжеских одеждах.
еч князя Довмонта — боевое оружие XIII века работы мас­теров немецкого города Пас-сау. Это один из немногих со­хранившихся в Восточной Ев­ропе древнейших колющих готических клинков удлинён­но-треугольной формы. На клинке меча — пассауский волчок, точеч­ная инкрустация желтым металлом бе­гущего волка — клеймо пассауских мас­теров. После смерти Довмонта пско­вичи вручали меч князю, приглашен­ному на псковский престол.
жная стена Крома носит наз­вание "Перси" (от древнерус­ского "перси" — грудь). В средние века перед стеной псковичи устроили соединя­ющий две реки глубокий ров, наполненный водой, именуе­мый Греблей. Впервые камен­ные Перси упоминаются в летописи в 1337 году. Высота Персей была всегда не менее 20 метров. Пройти в Кром можно было через двое ворот — Великие и Смер-дьи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Интересное