Поиск по сайту

Псковский Кремль

ентральным образом пятого, праотеческого ряда иконостаса является икона "Отечество". На престоле Бог Отец Саваоф, на коленях у него Сын Божий Иисус Христос, в сфере — голубь, символ Духа Святого. Эта ико­нография возникла как отклик на еретические движения, подвергаю­щие критике учение о Троице. В иконографии "Отечества" со всей наглядностью проявилось учение о Троице.
центре местного ряда иконоста­са находятся Царские врата, рас­положенные напротив престола в алтаре, которым резчики уде­лили наибольшее внимание, поскольку они являются смысло­вым и декоративным центром иконостаса. Врата называются Царскими потому, что через них во вре­мя Божественной литургии невидимо ис­ходит в святых Дарах причастия Царь Славы Иисус Христос. "Иконостас есть граница между миром видимым и неви­димым" , — пишет священник Павел Фло­ренский. Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что делается в храме. Царские врата выполнены в тех­нике высокой ажурной рельефной резь­бы. Виноградная лоза, разрезные листья, гроздья винограда, причудливо перепле­таясь, образуют сложный и в то же время четкий орнамент. На вратах в медальонах, украшенных "корунами", образы еванге­листов Марка, Матфея, Иоанна, Луки. На двух центральных — образы архангела Гав­риила и Богоматери, символизирующие Благовещение. Иконы Царских врат на­писаны в XX веке. Над Царскими вра­тами в овальном медальоне размещено изображение Тайной Вечери, последней трапезы Христа с учениками, как символ начала и основания Христовой Церкви с её самым главным таинством — Евхарис­тией (причастием). Изнутри Царских врат привешивается завеса, которую открывают в определенные моменты бо­гослужений. Открытие завесы символи­зирует открытие людям тайны спасения. Открытие Царских врат — открытие христианам Царствия небесного. Слева от Царских врат находится икона с образом Пресвятой Богородицы с мла­денцем, сидящей на престоле. Справа икона с образом Иисуса Христа с Кни­гою Судеб в руке.
рамовая икона "Троица" (фраг­мент). Находится справа от Царских врат иконостаса. На­писана в XVII веке в характер­ной для мастеров Московской Оружейной палаты манере, с их стремлением к телесному, ося­заемому, что видно в свето­теневой моделировке ликов, использова­нии линейной перспективы, реального пейзажа. Вместе с тем, сохранен тип традиционной иконографической схе­мы.
еисус — центральная икона третьего, главного ряда иконо­стаса. Христос в архиерейском облачении изображен с Еванге­лием в руке. Обращенные к Христу Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил выступают посредни­ками между Богом и людьми, молят Христа о прощении человеческих грехов. Древние Деисусы — оглавные, поясные, оплечные, в XIV веке появляется Деисус с фигурами во весь рост.
а южной стене Троицкого хра­ма в деревянном киоте с резны­ми изображениями Ангела, Ор­ла, Тельца, Льва-символами свя­тых евангелистов Матфея, Луки, Иоанна, Марка — находится об­раз Псковской Божьей Матери, написанный в XVIII веке. До 1848 года икона находилась в церкви Бо­гоявления с Запсковья. Во время эпиде­мии холеры икона явилась псковскому купцу А. Барзову, который перенес её в Троицкий собор и украсил ризой.
одкупольное пространство Тро­ицкого кафедрального собора освещают три световых бараба­на — два малых западных и боль­шой центральный. В XIX веке своды храма и верхняя часть стен были расписаны клеевыми красками. Купола храма — сим­вол небесного свода, расписаны звезда­ми и облаками. На парусах храма, где традиционно изображались евангелисты в силу архитектурных особенностей здания, написаны херувимы.
ридельный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери. Древнейшая икона Казанской Божьей Матери была, по преда­нию, написана в Казани в 1579 году. В 1612 году икона находилась в стане князя По­жарского. С её чудесным зас­тупничеством связывают освобождение Москвы от польско-литовских интер­вентов 22 октября 1612 года. С этого времени икона Казанской Божьей Матери считается заступницей Руси.
еверный придельный храм во имя Святого Благоверного кня­зя Александра, который в честь победы над шведами в 1240 году на реке Неве вошёл в историю под именем Невский. Князь разгромил Ливонский орден на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года и спас русские земли от пора­бощения. После победы в Северной вой­не Петр Великий торжественно перенес мощи Александра Невского в Петербург в Александро-Невскую лавру.
олокольня Троицкого собора стоит на крутом склоне правого берега реки Псковы. По мнению некоторых исследователей древ­него Пскова, возможно, на этом месте когда-то стояла одна из древних башен "костер на Рад-чине всходе" или "костер против Лубянского всхода". Костер — древнерус­ское слово, обозначающее башню. Пер­воначальная Троицкая колокольня нахо­дилась на Персях южной приступной стене Крома и имела, видимо, типичный для Пскова вид "звонницы". В 1526 году при укреплении Персей её поставили де­ревянной "на старом месте". Позднее ко­локольню заменили на каменную, и она просуществовала до конца XVII века. Изображение шатровой колокольни на Персях сохранилось на плане Псковской крепости 1694 года. Изображение коло­кольни, встроенной в восточную стену Кремля, впервые появляется на "Плане псковских укреплений" 1706 года. Ниж­ний объем квадратной в плане колоколь­ни сложен из грубо обтёсанной плиты и возводился, по-видимому, одновременно с Троицким собором в конце XVII -нача­ле XVIII веков. В XVIII веке на башне находились часы немецкой работы, утра­ченные к середине XIX века. Завершается колокольня ярусом арочных пролётов для колокольных звонов, декоративным яру­сом для башенных часов и высоким шпи лем с крестом постройки начала XIX века. Существующий часовой механизм — не­мецкой работы 1884 года. Верхний ярус колокольни стал использоваться для звона только в конце XIX века. Сюда перевеси­ли большой соборный колокол в 1557 го­ду. Колокольня, построенная псковскими мастерами, сочетает в себе черты псков­ской гражданской и крепостной архитек­туры и напоминает боевую башню для защиты сердца города.
л колокольне собор* все 7 коло-колоб древние, они отлиты псковскими мастерами в XVI веке. О самом раннем из них известно, что это работа псков­ских мастеров Тимофея Онд-реева Котельникова и Микулы Овда 1526 года. На протяжении XVI века псковские колокольники лили колокола для Пскова, Псковской земли и для крупнейших русских монастырей, например таких, как Кирилло-Белозер-ский и Соловецкий монастыри.
олокол 1557 года украшен ха­рактерным для псковских ли­тейщиков, так называемым, зве­риным орнаментом в виде вью­щегося стебля, в завитки которо­го мастерски вписаны рельеф­ные изображения зверей и птиц, часто фантастических: льва, оле­ня, грифона, двуглавого орла, крылатого рогатого чудовища, козла, зверя с пе­редней поднятой лапой и широко рас­крытой пастью, барса, птицы с петуши­ным хвостом и многих других.
ом причта.
Здание построено архитекто­ром Ф. Уткиным б 1843 году. Позже на этой территории был разбит Соборный сад, который существовал до середины XX ве­ка. Здание находится в ведении Псковской епархии. Здесь раз­мещаются иконописная, рес­таврационная и швейная мастерские, детская воскресная школа, выставочный зал.
ороховые погреба или Зелейная палата в Кремле, где хранился порох, восстановлена в XX веке. Летописные известия о палате относятся к 1562 и 1609 годам. Царь Петр I, готовясь к Север­ной войне в начале XVIII века, приказал засыпать обветшав­шие стены и башни в Пскове и устро­ить бастионы. Остатки насыпей можно видеть и сейчас в Кремле и других рай­онах города, они такие же как рядом с Пороховыми погребами.
ашня Кутний костер или Куте-крома, то есть башня б углу (ку-ту) Крома, построена в 1400 го­ду. Название Кутекрома появи­лось при неправильном прочте­нии текста в летописи. Бастион над Кутним костром назывался Красной батареей. В начале XIX века на развалинах башни была устроена беседка и, по преданию, здесь любил бывать А. С. Пушкин. Мес­то так и называлось Пушкинская бе­седка.
<шшя Плоская завершает учас­ток стены, спускающийся от Кутнего костра к устью реки Псковы. Напротив, уже на За­псковье, псковичи построили Высокую или Воскресенскую башню. Между башнями в 1500 году поставили стену с водобеж-ными воротами, закрывающими вход в реку, так называемыми Нижними ре­шетками потому что выше по течению были Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны.
оанно-Предтеченский собор бывшего женского монастыря расположен на левом берегу ре­ки Великой напротив Кремля. Собор построен в первой поло­вине XII века, хотя, по преда­нию, монастырь был основан княгиней Евфросиньей Рогволо-довной (в иночестве Евпраксией) в со­роковых годах XIII века. Княгиня происходила из рода полоцких князей, была теткой князя Довмонта-Тимофея и женой   бывшего   псковского   князя   —

Современные американские интерьеры a-interiors.ru.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Городские поселения: возникновение, функции, внешний облик
  • В Псков приехали студенты Чеченского университета
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • Социально-политическая жизнь Псковской губернии
  • Интересное