Псковский Кремль
ентральным образом пятого, праотеческого ряда иконостаса является икона "Отечество". На престоле Бог Отец Саваоф, на коленях у него Сын Божий Иисус Христос, в сфере — голубь, символ Духа Святого. Эта иконография возникла как отклик на еретические движения, подвергающие критике учение о Троице. В иконографии "Отечества" со всей наглядностью проявилось учение о Троице.
центре местного ряда иконостаса находятся Царские врата, расположенные напротив престола в алтаре, которым резчики уделили наибольшее внимание, поскольку они являются смысловым и декоративным центром иконостаса. Врата называются Царскими потому, что через них во время Божественной литургии невидимо исходит в святых Дарах причастия Царь Славы Иисус Христос. "Иконостас есть граница между миром видимым и невидимым" , — пишет священник Павел Флоренский. Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что делается в храме. Царские врата выполнены в технике высокой ажурной рельефной резьбы. Виноградная лоза, разрезные листья, гроздья винограда, причудливо переплетаясь, образуют сложный и в то же время четкий орнамент. На вратах в медальонах, украшенных "корунами", образы евангелистов Марка, Матфея, Иоанна, Луки. На двух центральных — образы архангела Гавриила и Богоматери, символизирующие Благовещение. Иконы Царских врат написаны в XX веке. Над Царскими вратами в овальном медальоне размещено изображение Тайной Вечери, последней трапезы Христа с учениками, как символ начала и основания Христовой Церкви с её самым главным таинством — Евхаристией (причастием). Изнутри Царских врат привешивается завеса, которую открывают в определенные моменты богослужений. Открытие завесы символизирует открытие людям тайны спасения. Открытие Царских врат — открытие христианам Царствия небесного. Слева от Царских врат находится икона с образом Пресвятой Богородицы с младенцем, сидящей на престоле. Справа икона с образом Иисуса Христа с Книгою Судеб в руке.
рамовая икона "Троица" (фрагмент). Находится справа от Царских врат иконостаса. Написана в XVII веке в характерной для мастеров Московской Оружейной палаты манере, с их стремлением к телесному, осязаемому, что видно в светотеневой моделировке ликов, использовании линейной перспективы, реального пейзажа. Вместе с тем, сохранен тип традиционной иконографической схемы.
еисус — центральная икона третьего, главного ряда иконостаса. Христос в архиерейском облачении изображен с Евангелием в руке. Обращенные к Христу Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил выступают посредниками между Богом и людьми, молят Христа о прощении человеческих грехов. Древние Деисусы — оглавные, поясные, оплечные, в XIV веке появляется Деисус с фигурами во весь рост.
а южной стене Троицкого храма в деревянном киоте с резными изображениями Ангела, Орла, Тельца, Льва-символами святых евангелистов Матфея, Луки, Иоанна, Марка — находится образ Псковской Божьей Матери, написанный в XVIII веке. До 1848 года икона находилась в церкви Богоявления с Запсковья. Во время эпидемии холеры икона явилась псковскому купцу А. Барзову, который перенес её в Троицкий собор и украсил ризой.
одкупольное пространство Троицкого кафедрального собора освещают три световых барабана — два малых западных и большой центральный. В XIX веке своды храма и верхняя часть стен были расписаны клеевыми красками. Купола храма — символ небесного свода, расписаны звездами и облаками. На парусах храма, где традиционно изображались евангелисты в силу архитектурных особенностей здания, написаны херувимы.
ридельный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери. Древнейшая икона Казанской Божьей Матери была, по преданию, написана в Казани в 1579 году. В 1612 году икона находилась в стане князя Пожарского. С её чудесным заступничеством связывают освобождение Москвы от польско-литовских интервентов 22 октября 1612 года. С этого времени икона Казанской Божьей Матери считается заступницей Руси.
еверный придельный храм во имя Святого Благоверного князя Александра, который в честь победы над шведами в 1240 году на реке Неве вошёл в историю под именем Невский. Князь разгромил Ливонский орден на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года и спас русские земли от порабощения. После победы в Северной войне Петр Великий торжественно перенес мощи Александра Невского в Петербург в Александро-Невскую лавру.
олокольня Троицкого собора стоит на крутом склоне правого берега реки Псковы. По мнению некоторых исследователей древнего Пскова, возможно, на этом месте когда-то стояла одна из древних башен "костер на Рад-чине всходе" или "костер против Лубянского всхода". Костер — древнерусское слово, обозначающее башню. Первоначальная Троицкая колокольня находилась на Персях южной приступной стене Крома и имела, видимо, типичный для Пскова вид "звонницы". В 1526 году при укреплении Персей её поставили деревянной "на старом месте". Позднее колокольню заменили на каменную, и она просуществовала до конца XVII века. Изображение шатровой колокольни на Персях сохранилось на плане Псковской крепости 1694 года. Изображение колокольни, встроенной в восточную стену Кремля, впервые появляется на "Плане псковских укреплений" 1706 года. Нижний объем квадратной в плане колокольни сложен из грубо обтёсанной плиты и возводился, по-видимому, одновременно с Троицким собором в конце XVII -начале XVIII веков. В XVIII веке на башне находились часы немецкой работы, утраченные к середине XIX века. Завершается колокольня ярусом арочных пролётов для колокольных звонов, декоративным ярусом для башенных часов и высоким шпи лем с крестом постройки начала XIX века. Существующий часовой механизм — немецкой работы 1884 года. Верхний ярус колокольни стал использоваться для звона только в конце XIX века. Сюда перевесили большой соборный колокол в 1557 году. Колокольня, построенная псковскими мастерами, сочетает в себе черты псковской гражданской и крепостной архитектуры и напоминает боевую башню для защиты сердца города.
л колокольне собор* все 7 коло-колоб древние, они отлиты псковскими мастерами в XVI веке. О самом раннем из них известно, что это работа псковских мастеров Тимофея Онд-реева Котельникова и Микулы Овда 1526 года. На протяжении XVI века псковские колокольники лили колокола для Пскова, Псковской земли и для крупнейших русских монастырей, например таких, как Кирилло-Белозер-ский и Соловецкий монастыри.
олокол 1557 года украшен характерным для псковских литейщиков, так называемым, звериным орнаментом в виде вьющегося стебля, в завитки которого мастерски вписаны рельефные изображения зверей и птиц, часто фантастических: льва, оленя, грифона, двуглавого орла, крылатого рогатого чудовища, козла, зверя с передней поднятой лапой и широко раскрытой пастью, барса, птицы с петушиным хвостом и многих других.
ом причта.
Здание построено архитектором Ф. Уткиным б 1843 году. Позже на этой территории был разбит Соборный сад, который существовал до середины XX века. Здание находится в ведении Псковской епархии. Здесь размещаются иконописная, реставрационная и швейная мастерские, детская воскресная школа, выставочный зал.
ороховые погреба или Зелейная палата в Кремле, где хранился порох, восстановлена в XX веке. Летописные известия о палате относятся к 1562 и 1609 годам. Царь Петр I, готовясь к Северной войне в начале XVIII века, приказал засыпать обветшавшие стены и башни в Пскове и устроить бастионы. Остатки насыпей можно видеть и сейчас в Кремле и других районах города, они такие же как рядом с Пороховыми погребами.
ашня Кутний костер или Куте-крома, то есть башня б углу (ку-ту) Крома, построена в 1400 году. Название Кутекрома появилось при неправильном прочтении текста в летописи. Бастион над Кутним костром назывался Красной батареей. В начале XIX века на развалинах башни была устроена беседка и, по преданию, здесь любил бывать А. С. Пушкин. Место так и называлось Пушкинская беседка.
<шшя Плоская завершает участок стены, спускающийся от Кутнего костра к устью реки Псковы. Напротив, уже на Запсковье, псковичи построили Высокую или Воскресенскую башню. Между башнями в 1500 году поставили стену с водобеж-ными воротами, закрывающими вход в реку, так называемыми Нижними решетками потому что выше по течению были Верхние решетки, закрывающие вход в реку с другой стороны.
оанно-Предтеченский собор бывшего женского монастыря расположен на левом берегу реки Великой напротив Кремля. Собор построен в первой половине XII века, хотя, по преданию, монастырь был основан княгиней Евфросиньей Рогволо-довной (в иночестве Евпраксией) в сороковых годах XIII века. Княгиня происходила из рода полоцких князей, была теткой князя Довмонта-Тимофея и женой бывшего псковского князя —
Современные американские интерьеры a-interiors.ru.