Поиск по сайту

Псковский Кремль

о преданию крест, установлен­ный на месте чудесного видения княгини Ольги, был перене­сен псковичами в Троицкий храм и хранился там до город­ского пожара 1609 года, уничто­жившего интерьер храма и многие его реликвии. В 1623 го­ду при царе Михаиле Фёдоровиче взамен сгоревшего креста был выполнен дубо­вый крест, украшенный серебряной бас­мой. Сейчас этот крест установлен слеп:! от Царских врат Троицкого храма.
кона "Богородица Псково-Пок­ровская." Конец XVI века. Хра­мовая икона церкви Покрова и Рождества Богородицы от Про­лома в Пскове была создана, как и икона Жиглевича, на основе "Сказания о видении старца До-рофея". На иконе изображены святые: благоверные князья Владимир (Василий) Киевский, Всеволод (Гаври­ил) и Довмонт (Тимофей) Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печер-ский, Никола Блаженный Псковский, псковские святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, молящие Богороди­цу о заступничестве. Икона "Богородица Псково-Покровская", первая и самая древняя икона на данный сюжет, была написана именно для Покровского мо­настыря в Пскове вскоре после событий Ливонской войны 1558-1582 годов. В 1944 году икона вместе с другими сокровищами Пскова была вывезена в Германию. В 1970 году стало известно о её местонахождении в частном собрании в Германии. В то время попытки воз­вращения в Россию иконы были сделаны известным искусствоведом С В. Ямщи­ковым, но, к сожалению, тогда икона не вернулась в Псков. В начале 90-х годов вопросом поиска и возврата святыни за­нимались Министерство культуры России и Псковский музей.
Во время визита президента В. В. Путина в Германию 16 июня 2000 года немецкое правительство официально заявило о воз­вращении её в действующий храм Пско­ва, а 31 августа 2000 года посол ФРГ пе­редал икону патриарху Алексию II. Его Преосвященство Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил псковскую святыню в Троицкий собор 7 сентября 2001 года.
а правом, ближнем к иконоста­су пилоне Троицкого храма, на­ходится одна из особо чтимых икон Пскова — Троица Ветхоза­ветная с Деяниями (конец XVI-начало XVII века). Возможно, этот образ находился в ико­ностасе прежнего собора и являлся храмовой иконой, то есть иконой праздника Троицы, во имя которого освящен храм. Средник иконы "Троица или Гостеприимство Авраама" основан   на   тексте   Ветхого   Завета   о
посещении праведника Авраама Госпо­дом в образе трех ангелов, принесших престарелым Аврааму и Сарре благую весть о скором рождении у них мла­денца. Христианская традиция видит в этом явлении первое раскрытие тайны троичности Бога. Три ангела сидят за столом, на котором в чаше находится те­лец — символ жертвенной миссии Хрис­та. Трапеза ангелов — смысловой центр иконы, символизирует Евхаристию (причастие). Действие происходит на фоне палат Авраамовых, символизиру­ющих Божественное познание и сози­дание. Дуб -древо жизни. Гора — "восхи­щение" духа. В клеймах, небольших ико­нах, обрамляющих средник;, представле­ны события Ветхозаветной истории: со­творение мира, человека, рождение гре­ха, изгнание Адама и Евы из Рая и другие сюжеты. Все три лица Троицы едино­сущной и нераздельной — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой участвуют в со­творении и бытии мира. Через ветхо­заветные прообразы раскрывается и ут­верждается троичность Бога. Икона, в целом, выполнена в традициях псковской школы иконописи с её зна­менитым трехцветием: преобладанием зелёных, красных и коричневых тонов. В написании ликов уже чувствуется влия­ние иконописной манеры, присущей московским мастерам начала XVII века. В XIX веке средник иконы закрывал серебряный позолоченный оклад, укра­шенный жемчугом и драгоценными камнями.
Резное деревянное золочёное обрамле­ние иконы выполнено в XVII веке в технике высокой горельефной резьбы одновременно с иконостасом.
кона Святой Равноапостольной княгини Ольги, копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве (фрагмент). Выполнена намест­ником Псково-Печерского мо­настыря, архимандритом Али-пием (Вороновым В. Н.) в 50-60-е годы XX века. Иконы, написанные ар­химандритом Алипием, можно увидеть в Псково-Печерском Свято-Успенском мужском монастыре под надвратным храмом во имя преподобного Корнилия.
кона "Троица Ветхозаветная" выполнена в древней технике мозаики в 1942 году. Работа по её созданию началась в августе 1941 года, когда в Пскове по инициативе митрополита Сер­гия, главы Прибалтийского эк­зархата, была организована Псковская православная миссия. На средства художника Е. Е. Климова и по его эскизу. Икона была создана для Великих ворот Кремля, но была сразу установлена в соборе.
емиярусный, деревянный, рез­ной, золоченый иконостас Тро­ицкого собора — один из самых грандиозных иконостасов XVII-XVIII веков, сохранившихся до наших дней, удивляет своей мощью и декоративным убран­ством. Высота иконостаса с Распятием, завершающем его, 42 метра. Расположение ярусов (рядов, чинов) иконостаса Троицкого храма характерно для русского иконостаса, традиционный облик которого сложился уже к началу XV века и имел на то время пять рядов. Нижний ряд иконостаса носит название "местного чина". Здесь находятся чудо­творные и храмовые иконы. Второй ряд иконостаса "праздничный", на иконах -изображение событий Нового Завета "двунадесятых праздников", которые особенно торжественно отмечаются пра­вославной Церковью. Третий ряд "Деи-сус", что означает моление. Центральный образ Деисусного чина — сидящий на престоле Христос, по сторонам от него Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, святители, апостолы, преподобные, муче­ники, молящие Христа о спасении рода человеческого. Четвертый ярус иконоста­са- пророческий чин с образами ветхоза­ветных пророков, возвестивших гряду­щее Рождение Христа. Пятый ярус прао-теческий ряд. Праотцы — это ветхозавет­ные патриархи, жившие по заповедям и законам Божиим. Среди них Адам, Ной, Авраам и другие.
Два верхних ряда — 6-й и 7-й — дополнили иконостас в XVIII веке. Это Страсти Христовы и предстоящие перед Распяти­ем Жены Мироносицы с Иоанном и сот­ником Лонгином. Завершается иконо­стас Распятием. Живописный стиль икон нижних пяти ярусов, стремящийся к "живоподобию", зародился в среде цар­ских "изографов" (иконописцев), возглавляемых   Симоном  Ушаковым   и
утвердился к концу XVII века. Живопись 2-х верхних рядов характерна для, уже укоренившегося в русском изо­бразительном искусстве светского на­правления. Основу "иконы нового типа" в русском искусстве заложили художники начала XVIII века, учившиеся у ино­странцев в России или за границей. Многоплановое построение пространства в иконах второй половины XVII века, усиливающаяся объёмность фигур, рос­кошные одежды требовали иного обрам­ления икон. Появляются иконостасы, ук­рашенные пышной позолоченной го­рельефной резьбой.
Освоение нового вида фигурной резьбы произошло на Руси не без участия бело­русских и украинских мастеров и, скорее всего, они работали над созданием ико­ностаса Троицкого кафедрального собо­ра в конце XVII века.
В нижнем ряду иконостаса 14 колонок со сквозной горельефной резьбой с орна­ментом в виде свободно вьющейся вино­градной лозы, бутонами, цветами и пло­дами отделяют иконы местного чина од­ну от другой. Такие же колонки обрам­ляют центральные образы третьего, чет­вертого и пятого рядов. Консоли второго яруса, их тоже 14, ук­рашает тот же мотив виноградной лозы с пышными кистями винограда. Украше­ние 3-го, 4-го и 5-го рядов — 36 изящных витых колонок. Фигурная резьба иконо-стасадокрытая позолотой, кажется выли­той, или вычеканенной из драгоценного металла. Резьба двух последних ярусов (середина XVIII века) имеет признаки уже иного стиля. Здесь чувствуется боль­ший, по сравнению с нижними ярусами, отрыв от традиций древнерусского ико­ностаса. В целом же иконостас можно отнести к стилю барокко.
рагмент позолоченной рез­ной колонки иконостаса в виде свободно вьющейся виноградной лозы. Резьба, в которой выполнен ико­ностас, получила название флемской, от голландского слова "fleme"- пламя. Высокий рельеф, продольные и попереч­ные углубления на карнизах иконостаса, игра света и тени при колеблющемся пламени свечей создавали иллюзию пламенеющих язычков живого огня.
аспятие, завершающее иконо­стас, пришло на смену иконе Спасителя по решению Собора 1640 года. У ног Христа череп Адама, как символ человека вет­хозаветного, уходящего. На го­лове Христа терновый венец, символ страданий. Справа и слева от фигуры распятого Христа изображались Богоматерь, Иоанн Бого­слов, иногда плачущие жены — мироно­сицы, сотник Лонгин и другие святые. Резьба выполнена в XVIII веке

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Второй этап реставрационных работ в Псковском Кремле подходит к завершению
  • Самые известные исторические места Пскова
  • Страничка Псковской образованности
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Интересное