Псковский Кремль
о преданию крест, установленный на месте чудесного видения княгини Ольги, был перенесен псковичами в Троицкий храм и хранился там до городского пожара 1609 года, уничтожившего интерьер храма и многие его реликвии. В 1623 году при царе Михаиле Фёдоровиче взамен сгоревшего креста был выполнен дубовый крест, украшенный серебряной басмой. Сейчас этот крест установлен слеп:! от Царских врат Троицкого храма.
кона "Богородица Псково-Покровская." Конец XVI века. Храмовая икона церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове была создана, как и икона Жиглевича, на основе "Сказания о видении старца До-рофея". На иконе изображены святые: благоверные князья Владимир (Василий) Киевский, Всеволод (Гавриил) и Довмонт (Тимофей) Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печер-ский, Никола Блаженный Псковский, псковские святые преподобные Евфросин и Савва Крыпецкий, молящие Богородицу о заступничестве. Икона "Богородица Псково-Покровская", первая и самая древняя икона на данный сюжет, была написана именно для Покровского монастыря в Пскове вскоре после событий Ливонской войны 1558-1582 годов. В 1944 году икона вместе с другими сокровищами Пскова была вывезена в Германию. В 1970 году стало известно о её местонахождении в частном собрании в Германии. В то время попытки возвращения в Россию иконы были сделаны известным искусствоведом С В. Ямщиковым, но, к сожалению, тогда икона не вернулась в Псков. В начале 90-х годов вопросом поиска и возврата святыни занимались Министерство культуры России и Псковский музей.
Во время визита президента В. В. Путина в Германию 16 июня 2000 года немецкое правительство официально заявило о возвращении её в действующий храм Пскова, а 31 августа 2000 года посол ФРГ передал икону патриарху Алексию II. Его Преосвященство Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий лично доставил псковскую святыню в Троицкий собор 7 сентября 2001 года.
а правом, ближнем к иконостасу пилоне Троицкого храма, находится одна из особо чтимых икон Пскова — Троица Ветхозаветная с Деяниями (конец XVI-начало XVII века). Возможно, этот образ находился в иконостасе прежнего собора и являлся храмовой иконой, то есть иконой праздника Троицы, во имя которого освящен храм. Средник иконы "Троица или Гостеприимство Авраама" основан на тексте Ветхого Завета о
посещении праведника Авраама Господом в образе трех ангелов, принесших престарелым Аврааму и Сарре благую весть о скором рождении у них младенца. Христианская традиция видит в этом явлении первое раскрытие тайны троичности Бога. Три ангела сидят за столом, на котором в чаше находится телец — символ жертвенной миссии Христа. Трапеза ангелов — смысловой центр иконы, символизирует Евхаристию (причастие). Действие происходит на фоне палат Авраамовых, символизирующих Божественное познание и созидание. Дуб -древо жизни. Гора — "восхищение" духа. В клеймах, небольших иконах, обрамляющих средник;, представлены события Ветхозаветной истории: сотворение мира, человека, рождение греха, изгнание Адама и Евы из Рая и другие сюжеты. Все три лица Троицы единосущной и нераздельной — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой участвуют в сотворении и бытии мира. Через ветхозаветные прообразы раскрывается и утверждается троичность Бога. Икона, в целом, выполнена в традициях псковской школы иконописи с её знаменитым трехцветием: преобладанием зелёных, красных и коричневых тонов. В написании ликов уже чувствуется влияние иконописной манеры, присущей московским мастерам начала XVII века. В XIX веке средник иконы закрывал серебряный позолоченный оклад, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
Резное деревянное золочёное обрамление иконы выполнено в XVII веке в технике высокой горельефной резьбы одновременно с иконостасом.
кона Святой Равноапостольной княгини Ольги, копия росписи художника М. В. Нестерова во Владимирском соборе в Киеве (фрагмент). Выполнена наместником Псково-Печерского монастыря, архимандритом Али-пием (Вороновым В. Н.) в 50-60-е годы XX века. Иконы, написанные архимандритом Алипием, можно увидеть в Псково-Печерском Свято-Успенском мужском монастыре под надвратным храмом во имя преподобного Корнилия.
кона "Троица Ветхозаветная" выполнена в древней технике мозаики в 1942 году. Работа по её созданию началась в августе 1941 года, когда в Пскове по инициативе митрополита Сергия, главы Прибалтийского экзархата, была организована Псковская православная миссия. На средства художника Е. Е. Климова и по его эскизу. Икона была создана для Великих ворот Кремля, но была сразу установлена в соборе.
емиярусный, деревянный, резной, золоченый иконостас Троицкого собора — один из самых грандиозных иконостасов XVII-XVIII веков, сохранившихся до наших дней, удивляет своей мощью и декоративным убранством. Высота иконостаса с Распятием, завершающем его, 42 метра. Расположение ярусов (рядов, чинов) иконостаса Троицкого храма характерно для русского иконостаса, традиционный облик которого сложился уже к началу XV века и имел на то время пять рядов. Нижний ряд иконостаса носит название "местного чина". Здесь находятся чудотворные и храмовые иконы. Второй ряд иконостаса "праздничный", на иконах -изображение событий Нового Завета "двунадесятых праздников", которые особенно торжественно отмечаются православной Церковью. Третий ряд "Деи-сус", что означает моление. Центральный образ Деисусного чина — сидящий на престоле Христос, по сторонам от него Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, святители, апостолы, преподобные, мученики, молящие Христа о спасении рода человеческого. Четвертый ярус иконостаса- пророческий чин с образами ветхозаветных пророков, возвестивших грядущее Рождение Христа. Пятый ярус прао-теческий ряд. Праотцы — это ветхозаветные патриархи, жившие по заповедям и законам Божиим. Среди них Адам, Ной, Авраам и другие.
Два верхних ряда — 6-й и 7-й — дополнили иконостас в XVIII веке. Это Страсти Христовы и предстоящие перед Распятием Жены Мироносицы с Иоанном и сотником Лонгином. Завершается иконостас Распятием. Живописный стиль икон нижних пяти ярусов, стремящийся к "живоподобию", зародился в среде царских "изографов" (иконописцев), возглавляемых Симоном Ушаковым и
утвердился к концу XVII века. Живопись 2-х верхних рядов характерна для, уже укоренившегося в русском изобразительном искусстве светского направления. Основу "иконы нового типа" в русском искусстве заложили художники начала XVIII века, учившиеся у иностранцев в России или за границей. Многоплановое построение пространства в иконах второй половины XVII века, усиливающаяся объёмность фигур, роскошные одежды требовали иного обрамления икон. Появляются иконостасы, украшенные пышной позолоченной горельефной резьбой.
Освоение нового вида фигурной резьбы произошло на Руси не без участия белорусских и украинских мастеров и, скорее всего, они работали над созданием иконостаса Троицкого кафедрального собора в конце XVII века.
В нижнем ряду иконостаса 14 колонок со сквозной горельефной резьбой с орнаментом в виде свободно вьющейся виноградной лозы, бутонами, цветами и плодами отделяют иконы местного чина одну от другой. Такие же колонки обрамляют центральные образы третьего, четвертого и пятого рядов. Консоли второго яруса, их тоже 14, украшает тот же мотив виноградной лозы с пышными кистями винограда. Украшение 3-го, 4-го и 5-го рядов — 36 изящных витых колонок. Фигурная резьба иконо-стасадокрытая позолотой, кажется вылитой, или вычеканенной из драгоценного металла. Резьба двух последних ярусов (середина XVIII века) имеет признаки уже иного стиля. Здесь чувствуется больший, по сравнению с нижними ярусами, отрыв от традиций древнерусского иконостаса. В целом же иконостас можно отнести к стилю барокко.
рагмент позолоченной резной колонки иконостаса в виде свободно вьющейся виноградной лозы. Резьба, в которой выполнен иконостас, получила название флемской, от голландского слова "fleme"- пламя. Высокий рельеф, продольные и поперечные углубления на карнизах иконостаса, игра света и тени при колеблющемся пламени свечей создавали иллюзию пламенеющих язычков живого огня.
аспятие, завершающее иконостас, пришло на смену иконе Спасителя по решению Собора 1640 года. У ног Христа череп Адама, как символ человека ветхозаветного, уходящего. На голове Христа терновый венец, символ страданий. Справа и слева от фигуры распятого Христа изображались Богоматерь, Иоанн Богослов, иногда плачущие жены — мироносицы, сотник Лонгин и другие святые. Резьба выполнена в XVIII веке
Декоративный газон цена искусственный газон.