Поиск по сайту

Псковский Кремль

районы города, которые имели равные права на вече. В каждом конце также было свое вече, связанное с двумя приго­родами Пскова, т.е. крепостями, защи­щающими подступы к Пскову со всех сторон. Из Пскова туда назначались по­садники, посылались наместники псков­ского князя. Прежде чем вынести воп­рос на вече, его рассматривала Господа -совет именитых горожан. Голосование выражалось криком. Князь и посадники во время веча стояли на вечевой степени, помосте, с которого недовольные пско­вичи могли столкнуть неугодного пред­ставителя власти, так случилось, напри­мер, в 1463 году, когда "сопхнули" со степени и изгнали из города князя Вла­димира Андреевича. На вече решались главные вопросы жизни Псковского го­сударства: о войне, мире, призвании князя, выборах посадников, налогах, крупных строительных работах. В 1397 году на вече приняли Псковскую Суд­ную грамоту, свод законов, по которому жила республика. При археологических раскопках были найдены остатки дере­вянного замощения вечевой площади, а в 1979 году у колокольни было открыто основание вечевой степени, сложенное, как и все псковские постройки, из мест­ного известняка. Последний раз вечевой колокол зазвонил 13 января 1510 года, собирая псковичей на вечевой площади. Царский дьяк Третьяк Долматов объя­вил волю Великого князя Василия III: "Чтоб у вас вечья не было да и колокол вы вечевой сняли…" Плача, псковичи сняли вечевой колокол, отрубили "уши", побили кнутом и сослали на подворье Снетогорского монастыря, откуда коло­кол увезли в Москву. Так закончился пе­риод Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе рус­ского государства Московской Руси.
роицкий кафедральный собор. Конец XVII в. Первый деревян­ный храм на этом месте был по преданию построен княгиней Ольгой в X веке. Первый камен­ный храм святой Троицы был заложен псковским князем Всеволодом Гавриилом в конце 30-х годов XII века. В этом храме мо­лился Александр Невский, здесь его встречали псковичи после Ледового побоища в 1242 г. В этом храме принял крещение  князь Довмонт     Тимофей.
Второй каменный храм возведен в 1363 году мастером Кириллом. В 1473 году в Троицком соборе встречали византий­скую принцессу Софью Палеолог, буду­щую супругу Ивана III, когда она ехала из Константинополя в Москву. Собор служил усыпальницей псковских кня­зей. Здесь шла основная работа по соби­ранию летописного материала, что явля­лось государственным делом. Ныне существующий собор построен в 1682-1699 годах. Материалом для стро­ительства послужила хорошо обработан­ная местная известняковая плита, глав­ный строительный материал Пскова. В облике храма нашли отражение черты московского архитектурного стиля XVII века т.к. он построен по чертежам мос­ковских зодчих. Одновременно собору присущи строгость и простота древнего псковского зодчества. Архитектурное решение по-псковски сдержанно: белё­ные стены с яркими пятнами изразцов в нижнем ярусе храма. Композиция пред­ставляет традиционный псковский тип с двумя приделами, галереей и крыльцом "на отлете". Собор вытянут с запада на восток, крыша четырехскатная. Пять глав собора несколько смещены к восто­ку. Расположенный на высоком Кром-ском мысу, 78-и метровый собор виден на расстоянии нескольких десятков ки­лометров от города. До конца XVI века Псков и Новгород имели общего епис­копа. В 1589 году в Пскове была учреж­дена своя епископская кафедра и собор стал кафедральным. С XVIII века в под-церковье храма хоронили псковских ар­хиреев. Среди псковских архиреев был Феофан Прокопович — сподвижник Пет­ра I и вице-президент Святейшего сино­да. С 1816 по 1822 год псковским архи­реем был Евгений Болховитинов, буду­щий киевский митрополит и автор "Истории княжества Псковского ".
вятая Троица была символом Псковской земли. Во времена Псковской вечевой республики рядом с собором находились се­ни — постройка, где хранился ларь с государственной казной и архивом Пскова. В 1938 году в Троицком соборе был открыт антирелигиозный музей. В 1941 году Русская православная миссия открыла собор для проведения богослужений. В послевоенное время храм вновь стал центром духовной жизни Пскова.
упола Троицкого собора. Высоко в небе сияет централь­ный золотой купол храма — сим­вол Святой Троицы. Площадь купола 300 квадратных метров, на его золочение во второй половине XX века израсходова­но 1 килограмм 310 граммов су­сального золота. Четыре пониженные главы символизируют святых евангелис­тов Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
оясок из керамических изразцов нижнего яруса Троицкого собо­ра. Мотивы орнамента "васи­лёк" ."розетка", характерны для изразцов Пскова XVII века. Из псковской глины делались печ­ные изразцы, черепица, киоты для икон, знаменитые керамиды-надгробные плиты Псково-Печерского монастыря. Изразцы Троицкого собора были открыты во время ремонта фасада в конце 60-х годов, и современные мастера дополнили поясок точными копиями.
амятная доска с образами свя­тых учителей Кирилла и Мефо-дия выполнена и подарена горо­ду скульптором Клыковым В.М. Открыта и освящена 24 мая 1999 года в Дни славянской письменности и культуры Рос­сии.
Братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческо­го на славянский богослужебные книги, чем способствовали развитию русской книжности и культуры.
нтерьер Троицкого собора. Храм трёхнефный, шестистолп-ный. Центральный и два запад­ных барабана храма световые, два восточных — глухие. На запад­ной стене храма находятся хоры. Современный интерьер Троиц­кого собора формировался с кон­ца XVII века. Этим же временем датиру­ются иконы на пилонах храма: "Богома­терь на Престоле","Константин и Елена", "Сошествие в ад" и другие. Пространство четверика подчеркивается великолепным семиярусным иконостасом.
левой стороны, между колонна­ми, находится деревянная рака, украшенная металлическими накладками, в которой покоят­ся мощи святых псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, блаженно­го Николая Саллоса и Иосаафа
Снетогорского,   настоятеля Снетогорс-
кого   монастыря, убитого   ливонскими
рыцарями в 1299 году.
Ранее гробницы находились в южном
придельном храме собора.
кона святого праведного Нико­лая Псковского Саллоса (в пе­реводе с греческого "саллос"-юродивый) находится на север­ной стене храма Святой Трои­цы. Датируется XVIII веком. Он удостоился памяти потомков за обличение жестокости царя Ивана IV Грозного. Поэтическую вер­сию событий дает "Житие святого Ни­колая Саллоса". После разгрома Новго­рода 18 февраля 1570 г. Иван Грозный въехал в Псков. В страхе ожидали своей участи псковичи. Шла вторая неделя поста. Звонили колокола псковских хра­мов. По приказу псковского воеводы князя Юрия Токмакова, обнажив голо­вы, стоя на коленях в снегу, встречали псковичи государя.
По преданию, блаженный Николай подъехал к царю на деревянной палочке и, протянув ему кусок хлеба, сказал: "Иванушко, Иванушко, отведай хлеба-соли, а не христианской крови!" Иван приказал схватить юродивого, но произошло чудо — Николай стал неви­дим. Когда Иван пришёл в келью к юро­дивому, на столе стояло блюдо с сырым мясом, которое блаженный предложил ему отведать. "Я христианин и не ем мяса в пост," — ответил царь. "Ты пьешь кровь человеческую,"- сказал Николай. Устыдился этих слов Иван Грозный и не тронул Псков. Умер Николай Саллос 28 февраля 1576 года и был погребен под соборным храмом, где хоронили псковских князей. В этот день совершается слркба общая для всех юродивых, но Блаженному Николаю Саллосу поется отдельный кондак: "Ты бо еси граду Пскову и всем христо­любивым людям похвала и утвержде­ние."
кона Святого Благоверного кня­зя Всеволода-Гавриила (фраг­мент). XVII век. В 1137 г. пско­вичи пригласили на княжение в Псков князя Всеволода-Гавриила, изгнанного из Новгорода. Князь стал символом независимости Пскова. В 1547 г. русская право­славная церковь канонизировала Всево­лода-Гавриила. Он был прославлен как доблестный воин, как строитель Троиц­кого храма и человек, претерпевший не­справедливую обиду от новгородцев.
ри гробнице князя хранился двуручный меч западной работы XV века с девизом на серебря­ном перекрестье: "Чести моей никому не отдам," написанном на латыни. Кожаные ножны ук­рашены серебряными наклад­ками. Вероятно, в XV веке им заменили подлинный клинок. Из летопи­сей известно, что царь Иван Грозный в 1570 году "удивлялся" мечу князя. Меч в начале XX века был передан в Псковский музей.
удотворная икона Чирской Божьей Матери (XVI век)-одна из главных святынь Пско­ва. Находится в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат. Впервые икона упоми­нается в 1420 году в связи с чудесным знамением от иконы Богоматери, которая находилась в то время в селе Чирская в 25 километрах к югу от Пскова. В конце XVI века икона уже была перенесена в Троицкий собор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Второй этап реставрационных работ в Псковском Кремле подходит к завершению
  • Самые известные исторические места Пскова
  • Страничка Псковской образованности
  • Демографические процессы: численность, миграция, половозрастная структура
  • Интересное