Псковский Кремль
районы города, которые имели равные права на вече. В каждом конце также было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова, т.е. крепостями, защищающими подступы к Пскову со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники псковского князя. Прежде чем вынести вопрос на вече, его рассматривала Господа -совет именитых горожан. Голосование выражалось криком. Князь и посадники во время веча стояли на вечевой степени, помосте, с которого недовольные псковичи могли столкнуть неугодного представителя власти, так случилось, например, в 1463 году, когда "сопхнули" со степени и изгнали из города князя Владимира Андреевича. На вече решались главные вопросы жизни Псковского государства: о войне, мире, призвании князя, выборах посадников, налогах, крупных строительных работах. В 1397 году на вече приняли Псковскую Судную грамоту, свод законов, по которому жила республика. При археологических раскопках были найдены остатки деревянного замощения вечевой площади, а в 1979 году у колокольни было открыто основание вечевой степени, сложенное, как и все псковские постройки, из местного известняка. Последний раз вечевой колокол зазвонил 13 января 1510 года, собирая псковичей на вечевой площади. Царский дьяк Третьяк Долматов объявил волю Великого князя Василия III: "Чтоб у вас вечья не было да и колокол вы вечевой сняли…" Плача, псковичи сняли вечевой колокол, отрубили "уши", побили кнутом и сослали на подворье Снетогорского монастыря, откуда колокол увезли в Москву. Так закончился период Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.
роицкий кафедральный собор. Конец XVII в. Первый деревянный храм на этом месте был по преданию построен княгиней Ольгой в X веке. Первый каменный храм святой Троицы был заложен псковским князем Всеволодом Гавриилом в конце 30-х годов XII века. В этом храме молился Александр Невский, здесь его встречали псковичи после Ледового побоища в 1242 г. В этом храме принял крещение князь Довмонт Тимофей.
Второй каменный храм возведен в 1363 году мастером Кириллом. В 1473 году в Троицком соборе встречали византийскую принцессу Софью Палеолог, будущую супругу Ивана III, когда она ехала из Константинополя в Москву. Собор служил усыпальницей псковских князей. Здесь шла основная работа по собиранию летописного материала, что являлось государственным делом. Ныне существующий собор построен в 1682-1699 годах. Материалом для строительства послужила хорошо обработанная местная известняковая плита, главный строительный материал Пскова. В облике храма нашли отражение черты московского архитектурного стиля XVII века т.к. он построен по чертежам московских зодчих. Одновременно собору присущи строгость и простота древнего псковского зодчества. Архитектурное решение по-псковски сдержанно: белёные стены с яркими пятнами изразцов в нижнем ярусе храма. Композиция представляет традиционный псковский тип с двумя приделами, галереей и крыльцом "на отлете". Собор вытянут с запада на восток, крыша четырехскатная. Пять глав собора несколько смещены к востоку. Расположенный на высоком Кром-ском мысу, 78-и метровый собор виден на расстоянии нескольких десятков километров от города. До конца XVI века Псков и Новгород имели общего епископа. В 1589 году в Пскове была учреждена своя епископская кафедра и собор стал кафедральным. С XVIII века в под-церковье храма хоронили псковских архиреев. Среди псковских архиреев был Феофан Прокопович — сподвижник Петра I и вице-президент Святейшего синода. С 1816 по 1822 год псковским архиреем был Евгений Болховитинов, будущий киевский митрополит и автор "Истории княжества Псковского ".
вятая Троица была символом Псковской земли. Во времена Псковской вечевой республики рядом с собором находились сени — постройка, где хранился ларь с государственной казной и архивом Пскова. В 1938 году в Троицком соборе был открыт антирелигиозный музей. В 1941 году Русская православная миссия открыла собор для проведения богослужений. В послевоенное время храм вновь стал центром духовной жизни Пскова.
упола Троицкого собора. Высоко в небе сияет центральный золотой купол храма — символ Святой Троицы. Площадь купола 300 квадратных метров, на его золочение во второй половине XX века израсходовано 1 килограмм 310 граммов сусального золота. Четыре пониженные главы символизируют святых евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
оясок из керамических изразцов нижнего яруса Троицкого собора. Мотивы орнамента "василёк" ."розетка", характерны для изразцов Пскова XVII века. Из псковской глины делались печные изразцы, черепица, киоты для икон, знаменитые керамиды-надгробные плиты Псково-Печерского монастыря. Изразцы Троицкого собора были открыты во время ремонта фасада в конце 60-х годов, и современные мастера дополнили поясок точными копиями.
амятная доска с образами святых учителей Кирилла и Мефо-дия выполнена и подарена городу скульптором Клыковым В.М. Открыта и освящена 24 мая 1999 года в Дни славянской письменности и культуры России.
Братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский богослужебные книги, чем способствовали развитию русской книжности и культуры.
нтерьер Троицкого собора. Храм трёхнефный, шестистолп-ный. Центральный и два западных барабана храма световые, два восточных — глухие. На западной стене храма находятся хоры. Современный интерьер Троицкого собора формировался с конца XVII века. Этим же временем датируются иконы на пилонах храма: "Богоматерь на Престоле","Константин и Елена", "Сошествие в ад" и другие. Пространство четверика подчеркивается великолепным семиярусным иконостасом.
левой стороны, между колоннами, находится деревянная рака, украшенная металлическими накладками, в которой покоятся мощи святых псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, блаженного Николая Саллоса и Иосаафа
Снетогорского, настоятеля Снетогорс-
кого монастыря, убитого ливонскими
рыцарями в 1299 году.
Ранее гробницы находились в южном
придельном храме собора.
кона святого праведного Николая Псковского Саллоса (в переводе с греческого "саллос"-юродивый) находится на северной стене храма Святой Троицы. Датируется XVIII веком. Он удостоился памяти потомков за обличение жестокости царя Ивана IV Грозного. Поэтическую версию событий дает "Житие святого Николая Саллоса". После разгрома Новгорода 18 февраля 1570 г. Иван Грозный въехал в Псков. В страхе ожидали своей участи псковичи. Шла вторая неделя поста. Звонили колокола псковских храмов. По приказу псковского воеводы князя Юрия Токмакова, обнажив головы, стоя на коленях в снегу, встречали псковичи государя.
По преданию, блаженный Николай подъехал к царю на деревянной палочке и, протянув ему кусок хлеба, сказал: "Иванушко, Иванушко, отведай хлеба-соли, а не христианской крови!" Иван приказал схватить юродивого, но произошло чудо — Николай стал невидим. Когда Иван пришёл в келью к юродивому, на столе стояло блюдо с сырым мясом, которое блаженный предложил ему отведать. "Я христианин и не ем мяса в пост," — ответил царь. "Ты пьешь кровь человеческую,"- сказал Николай. Устыдился этих слов Иван Грозный и не тронул Псков. Умер Николай Саллос 28 февраля 1576 года и был погребен под соборным храмом, где хоронили псковских князей. В этот день совершается слркба общая для всех юродивых, но Блаженному Николаю Саллосу поется отдельный кондак: "Ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение."
кона Святого Благоверного князя Всеволода-Гавриила (фрагмент). XVII век. В 1137 г. псковичи пригласили на княжение в Псков князя Всеволода-Гавриила, изгнанного из Новгорода. Князь стал символом независимости Пскова. В 1547 г. русская православная церковь канонизировала Всеволода-Гавриила. Он был прославлен как доблестный воин, как строитель Троицкого храма и человек, претерпевший несправедливую обиду от новгородцев.
ри гробнице князя хранился двуручный меч западной работы XV века с девизом на серебряном перекрестье: "Чести моей никому не отдам," написанном на латыни. Кожаные ножны украшены серебряными накладками. Вероятно, в XV веке им заменили подлинный клинок. Из летописей известно, что царь Иван Грозный в 1570 году "удивлялся" мечу князя. Меч в начале XX века был передан в Псковский музей.
удотворная икона Чирской Божьей Матери (XVI век)-одна из главных святынь Пскова. Находится в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат. Впервые икона упоминается в 1420 году в связи с чудесным знамением от иконы Богоматери, которая находилась в то время в селе Чирская в 25 километрах к югу от Пскова. В конце XVI века икона уже была перенесена в Троицкий собор.
Охолощенное оружие: покупка и продажа на Gunsroom.ru