Псковские летописи
Поскольку оригинальный характер в изучаемых сводах носит почти исключительно общерусско-новгородский материал (частью только сходится с Соф. 2-й, Воскр. летоп. и Соф. 1-й по сп. Царек.) и поскольку изучаемые своды представляют собою не псковскую переработку летописи, а новгородско-софийскую переработку новгородско-псковской летописи, встает вопрос, следует ли печатать изучаемый текст вместе с псковскими летописями или же отнести к софийским сводам? Мы решительно склоняемся к последнему и полагаем, что вместе с псковскими летописями из текста исследуемых сводов следует напечатать только в прибавлениях введение к рассказу о псковском взятии под 7017 г. (по Бальз, и Гор. сп.), * ‘
Таким образом мы полагаем, что изучаемый текст следует печатать вместе с Софийскими летописями. Печатать его следует как отдельную летопись, но лишь начиная с 6975 г., с которого идет самостоятельный материал: общерусские и новгородские вставки в сокращенный текст псковской летописи. Вопрос о том, какой из списков,— Рум., Типогр. или Вахр.— следует взять как основной, решается в пользу Типогр. или Вахр. Во-первых, Вахр. и Типогр. сп. относятся к XVIII в., а Рум. — к XIX; во-вторых, хотя все списки дают индивидуальные искажения, однако Вахр. и Типогр. сп. чаще сохраняют первоначальное чтение; в-третьих, при сравнении Вахр., Типогр. и Рум. cm с Бальзеровским видим, что Вахр. я Типогр. в ряде случаев отступают от Рум., сближаясь с Бальзеровским (и Гор.): так, например, под 6980 г. в Рум. на полях нет слов „Владыко Феофил’ь", имеющиеся в Вахр., Типогр. и Гор.; под 6986 г. в Бальз,, Вахр. и Типогр. читаем „соедииачился" (Вахр., л. 226), а в Рум. — „соедина числя" и т. п. Поскольку в Типогр. сп. сохранилась более ранняя редакция свода, чем в Вахр. сп., я полагаю, что за основной список следует взять Типографский. В вариантах, однако, следует дать текст и Вахр. и Рум. списков, поскольку Рум. сп. не копия с Вахр., а оба они восходят к одному протографу. С того места текста, откуда начинается Бальзеровский список, следует за основной список взять Бальзеровский, дополняя его (в квадратных скобках) в тексте и под строкой в вариантах текстом Горюшкин-ского списка. Списки Рум. и Вахр. — оба также следует дать в вариантах. Наконец, остальную часть текста, следующую за годом, на котором кончается Гор. сп., следует печатать, снова взяв в основу Типогр. сп., а Вахр. и Рум. — в вариантах. В виде дополнения напечатать продолжение летописи по Вахр. сп. (с того года, на котором кончается Типогр. сп.), ?а. в вариантах—Рум. список.
Итак, текст псковских летописей следует разделить на три летописи: Псковскую 1-ю, Псковскую 2-ю и Псковскую 3-ю.
Псковскую 1-ю следует печатать, взяв за основной список Тиханов-ский (начиная с л. 9, ибо л. 1—8 об. содержат отрывок из летописи типа Авраамки). В вариантах—дать Архивский 1 сп. В тех случаях, когда в Тих. сп. имеются пропуски известий или более или менее значительной
части текста, текст Арх. 1 (недостающий в Тих.) давать не под строкой» а в квадратных скобках в основном тексте. Начиная с известия 6955 (6956) г. („ки[я]зь Александръ Васил[ь]евич с мужи новгородцы…" и т.’д.) до 6971 г. (иа котором кончается Арх. сп.) включительно—дать в вариантах: Арх. 1, Погод. 1 и сп. Оболенского. С 6972 г. до 6977 года (на котором кончается Тих.) в основном тексте — печатать Тихаиовский, частью в Левой колонне, а в правой колонне — Погод. 1 с вариантами по списку Оболенского. Далее, до 7055 г. (иа котором кончается Погод. 1) в основном тексте печатать продолжение Погод. 1, а в вариантах сп. Оболенского и отрывок из Арх. 3 списка. Наконец в виде прибавлений к Псковской 1-й летописи дать летописное продолжение и текст повестей по сп» Обол, с л. 681 об.—763, т. е. до конца рукописи с вариантами по Арх. 3 сп., и в виде прибавлений — часть текста из Арх. 3 сп., не имеющуюся в других списках (л. 143—146 об.). В качестве приложения к Псковской 1-й летописи напечатать отрывок из летописи типа Авраамки, занимающий лл. 1—8 об. Тихаиовского списка.
Вслед за Псковской 1-й летоп. печатать Псковскую 2-ю по Синодальному списку.
Вслед за Псковской 2-й — печатать Псковскую 3-ю летопись, взяв за основной сп. Строевский, а Архивский 2 сп. — в вариантах. Начало летописи, недостающее в Строевском сп., дать по Архивскому 2; текстом же этого списка продолжить текст Строевского до конца Архивского 2» Вслед за Псковской 3-й летописью напечатать „Отрывки" Копенгагенского сборника, а в прибавлениях — введение к рассказу о псковском взятии под 7018 г. по Бальзеровскому и Горюшкинскому спискам.1
А. Насонов
СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕНЕЗИСА ЛЕТОПИСНЫХ ПАМЯТНИКОВ
ПСКОВА
Объяснения и таблице
В настоящей таблице укаяаны все известные мне списки, кроме Уваровского, представляющего собою компяляцяю, составлениую в XIX в. из Арх. 1-го и Арх. 2-го. Четырехугольниками обозначены дошедшие до иас летописи. Затушеванными четырехугольниками обозначены списки, привлеченные к иастоищему ияданяю псковских летописей (вып. 1 и 2). Вслед за названием указаи год, на котором коичается летопясь. В скобках дан век яли год, когда сделан список, если до иас дошел не Первоначальный экземпляр. Пунктиром обозначены ляияя связи, для точного определения которой нет достаточно данных. Сокращение „деф." означает „дефектный".
Слева видим Синодальный список: Псковскую 2-ю летопись. В центре — группу списков, представляющих Псковскую 1-ю летопясь. Виязу указаиа, как особая группа, иов-гор.-софийская переработка. Справа — группа списков, представляющях Псковскую 3-к> летопись.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ
ВЫПУСК ВТОРОЙ
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
А. Н. НАСОНОВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР
МОСКВА — 1955
Ответственный редахтор академик М. Н. Тихомиров
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый второй выпуск „Псковских летописей" составляет продолжение первого выпуска, вышедшего в свет в 1941 г. В этих двух выпусках публикуются все известные нам древние псковские летописные своды.
Летописание Пскова и Новгорода, особенно Пскова, носит в большей мере местный характер, чем летописание ряда других феодальных центров древней Руси периода феодальной раздробленности и периода образования и укрепления централизованного государства. И тем не менее, отражая общую закономерность развития, псковские летописные своды XV в. обнаруживают, хотя и в слабой степени, общее стремление выйти за пределы местного. Значение псковских летописей как исторического источника трудно переоценить. Наибольший интерес представляет обильнейший материал, почерпнутый из местных источников, преимущественно официальных документов; интересны литовско-смоленские известия, взятые из какого-то неизвестного летописного источника. Особый интерес представляют включенные в текст псковских летописных сводов литературные памятники.
Псковские известия, записанные в псковские летописи, весьма разнообразны по содержанию. Они повествуют о неурожаях, об эпидемиях, о пожарах, о ценах на хлеб и пр., о состоянии посевов, о торговле, о городском строительстве, о событиях, связанных со вспышками классовой борьбы, о внутриклассовой борьбе в стране, о внутриполитических делах Пскова, о деятельности посадников, о вечевых решениях, о псковских пригородах, о делах судебных, о взаимоотношениях с Новгородом, о взаимоотношениях с Москвой, о внешнедипломатических сношениях, о многовековой борьбе с немецкими феодалами и т. п.
Псковские летописи — основной источник по истории Пскова, Псковской земли, причем особенно богато освещают они социально-политическую ее историю. Но псковские летописи служат историческим источником и для тех, кто интересуется историей древнерусских городов, историей классовой борьбы на Руси, образованием русского централизованного государства, народами, населявшими
Прибалтику (эстами, латигаллами и др.), и особенно — для изучающих борьбу русского народа с немецкими феодалами, завоевательное наступление которых на Восток остановилось у границ Русской земли.
Значение псковских летописей как исторического источника раскрывается в свете их критического изучения на основе марксистско-ленинской теории.