Псковские летописи
Один экземпляр этого свода, в котором отсутствовал >лист в начале „летописца" и последние листы с концом „рукописания" и „повестью о Козарине", был списан в XVIII веке; мы знаем, что он был во владении какого-то крестовоздвиженского священника. Экземпляр этот дошел , до нас в составе Вахр. собр. под № 499. Другой экземпляр, переписанный пономарем гр адской новгородской Пантелеймоновской церкви, принадлежал Новгородской софийской библ’иотеке. В конце его были выписки из разных книг (той же библиотеки?) и запись о смерти Федора Алексеевича и о воцарении Петра и Иоанна; вероятно при его переплетении последние листы оказались перепутанными и один лист утерян, чем объясняется, что на л. 257 Рум. сп. текст обрывается на полуфразе, и далее идут выписки из разных книг и запись, а еще дальше — „рукопи-саше" и „повесть". Этот экземпляр Новгородско-софийской библиотеки до нас не дошел; но копия с него, снятая для Румянцева, сохранилась (№ 249 Рум. собр. в рукоп. отд. библ. им. Ленина). ‘
Более раннюю редакцию того же свода (той же переделки новгородско-псковской летописи) представляет собою рукопись б. библиотеки Моск. синод, типографии № 1915/1179. %
Сравнивая типогр. список с Вахр. сп., обнаруживаем, что-в Типогр. сп. после статьи о крещении Ольги идет ряд известий, отсутствующих в Вахр. сп., а именно: известия под 6471, 6473 и 6475 гг., касающиеся Святослава. С другой стороны, в Типогр. сп. мы .находим некоторые погрешности, которых иет в Вахр. сп. Так, например, под 6478 г. в Тнпогр. сп. вместо „уи Владимеру" читаем: „и Володимеру"; под 6479 г. пропущены слова: „бЬ бо Русии толко 10 тысящъ" и т. п. В рукописи Моск. синод, типогр. № 1915/1179 мы имеем тот же летописный свод,.
‘что я в Вахр. и Рум. списках, но в более ранией редакции, в редакции 1584 года, в списке XVIII века.
В общем протографе Рум. и Вахр. (и Тнпогр.) списков текст известий собственно псковской летописи доходил до 7055 (1547) г.; таким образом в основе общего протографа Рум., Вахр. и Типогр. лежал свод 1547 г. в редакции, близкой к Погод. 1 и сп. Обол., содержавший до 1447 г. текст Новгор. 5-й летописи, а с 1447 г. — текст псковской летописи. К своду же 1547 г., как можно заключить из сравнения изучаемых списков со списками, содержащими Новгор. 5-ю лет. в основе (см. их. -описание в гл. III), относятся вводные статьи или статья „имена всемъ градомъ русским ближиимъ и дальним?/’, а также: „рукописаше" Всеволода и „повесть" о царе Козариие. Изучаемые списки дают текст, в котором свод 1547 г. подвергнут особой обработке. Так, составитель изучаемого текста, во-первых, систематически сокращал текст свода 1547 г., как в части, содержащей Новгор. 5-ю лет., так и в части, содержащей псковскую летопись.
Это явствует, например, из сравнения текста в Вахр. оп. аа л. 10, озаглавленного „о обычаехъ и эаконехь" (книов.) и начинающегося словами „поляне бо своигь о[те]цъ обычаи имутъ кротокъ, тихъ, стыдливъ", и кончающегося словами „ио творяще сами себе закоиъ", — с текстом, напечатанным в ПСРЛ, т. IV, ч. 2, изд. 1917 г., на стр. 7, а также из сравнения текста Вахр. св. на л. 10 об., озаглавленного „временкикъ, йхе иарецается лЪтописецъ земли Россшсюя о ки[я]зегь россшскихъ" (кииов.) и начинающегося словами кого набра 6[о]гъ страну иашу на последнее время",—с текстом, напечатанным в ПСРЛ, т. IV. изд. 1917 г., иа стр. 9. Мы видим лишь извлечения из текста Новгор. 5-й летоп.; то же оамое видим мы и далее.
Сравнивая текст Вахр., Рум. и Типогр., с одной стороны, с текстом
Погод. 1 и сп. Обол., с другой, в части от 1447 г., откуда идет текст
^«йсковской летописи, мы также обнаруживаем в Вахр., Рум. и Типогр.
списках р**д сокращений и пропусков известий по сравнению с Погод. 1
и сп. Обол.
Систематические пропуски в техзйге псковской летописи в Вахр., Рум. и Типогр. (по сравнению с Погод, и сп. Обол.), а также в тождественном "С ними тексте отрывка Бальзеровского списка (о нем см. ниже) мы видим далее иа всем протяжении текста вплоть до 1547 г., на котором кончается Логод. 1404"и на котором кончался псковский источник изучаемого свода.
Итак, составитель изучаемого текста, во-первых, систематически сокращал текст свода 1547 г. Во-вторых, составитель изучаемого текста делал ряд вставок в текст свода 1547 г. из иного источника (или источников).
Сравнивая текст Вахр., Рум. и Типогр. сп. с 1447 г., откуда идет псковская летопись, с Погод. 1 и сп. Обол., мы видим, что вставки в текст псковской летописи идут, начиная с 1467 г. (6975 г).
Сравнение изучаемого текста с отрывком псковской летописи, сохранившейся в Бальзерозском сборн., обнаруживает, что отрывок этот есть отрывок изучаемого нами свода, представленного списками Рум., Типогр. и Вахр. Ниже, в помянутом летописном рассказе Рум. и Вахр. сп. мы доходим до той фразы, с которой начинается отрывок Бальзеров-ского списка: „И по томъ кн[я]зь великш пожаловалъ и спустилъ из заточения плЬненныхъ новогородцовъ Казимера и с нимъ 30 мужей в Новъ-город к женамъ их и к дктем. В л^то 6980. Явися звЬзда на н[е]бЬ с хвостомъ" (Вахр., л. 219 об.; Рум., л. 201, Типогр., л. 144). Именно так начинается Бальзеровский отрывок: „И по тол* кн[я]зь великш пожаловал и пустил из заточения пл^неныл: новгородцовъ Казимера и с нил* 30 муж…" и т. д. И далее в Бальзеровском сп. мы читаем в дефектном виде текст,
тождественный с текстом изучаемого свода, кончая последними словами отрывка (в известии 7026 г.: „й Литва поганая о/ичболшие силы").
Горюшкинский список представляет собою копию с Бальзеровского сборн., снятую тогда, когда Бальзеровский сборн. не был еще попорчен и сохранял часть текста, которая утрачена в настоящее время (см., напр., ПСРЛ, т. VI, стр. 27).
Сравнивая тексты Вахр., Рум., Типогр. и Бальзер. (и Гор.), с одной стороны, и Погод. 1 и сп. Обол., — с другой, видим, во-первых, ту же картину, которую наблюдали при сравнении Вахр и Рум. с Погод, и сп. Обол, до 6975 г., т. е. сокращения текста псковской летописи; во-вторых, видим ряд вставок из иного источника (или источников).
Сокращенный текст псковской летописи, имеющейся в Погод., сп. Обол, и других списках, мы читаем под 6981, 6986, 6988, 6990, 6996, 6999, 7001, 7004, 7008 гг. и т. д.; текст псковской летописи в Вахр. и Рум. сп. мы читаем вплоть до 7055 г.
Ряд вставок в тексте псковской летописи из иного источника (или источников) находим под 6980, 6984, 6985, 6987, 6989, 6995, 7000, 7014, 7024, 7029, 7032, 7034, 7038, 7041, 7042, 7044, 7050 гг. („того же лЬта августа въ 4 д[е]нь, в первомъ часу дни бысть трясете земли великое в трехъ погостед: в Керети и в Ковде и в Кандалакше и до Уньбы верстъ на 300 и болши, горы и кЬсы тряслися", Вахр., п. 258—258 об.; ср. Рум.), 7052 г. („того же л^та начася первое казаньская война"), 7055 г. („а прйхалъ въ Новъгородъ ноября въ 14 въ неделю и стоял въ Нов^городЬ 10 днш и в 11 поЬхалъ во Псковъ"). Далее, до 7079 г., идут, во-первых, новгородские известия, во-вторых, московские или общерусские.
Знакомство с текстом Вахр., Рум. и Типогр. списков после 1547 (7055) г. может обнаружить, откуда вышла редакция изучаемого свода (общего протографа Рум., Вахр. и Типогр.").
Приведенный материал дает основание предполагать, что переработка псковского свода 1547 г. на общерусском материале (вероятно,— митрополичьего свода) была произведена при Новгородско-софийском соборе. На такое происхождение изучаемой нами редакции указывает также, во-первых, вставка в Рум., Вахр. и Типогр. списках в текст Новгор. 5-й летописи следующего известия: „в л^то 6528-е родися Ярославу сынъ Владимеръ, иже созда в ВелицЬ в Нов?градЬ церковь святыя Софш премудрости бож1я (Рум., л. 65), где слова „иже созда въ ВелицЬ въ НовЬградЬ (в Велицемъ Новгороде: Типогр.) церковь святыя Софш премудрости
бояия" являются прибавкой к соответствующему тексту других летописей; во-втЪрых, наше предположение подкрепляется тем, что летописный свод, с которого был списан Рум. сп., принадлежал Новгородско-софийской библиотеке (см. Описание Рум. Музеума, стр. 350).
Итак, на протяжении всего текста псковской летописи в Рум., Вахр., Бальз, и Гор. списках, т. е. текста," соответствующего Погод. 1, сц. Обол, и другим спискам, мы видим сокращения; новых псковских известий или псковских добавлений к известному нам тексту не находим. Исключением является текст — введение к рассказу под 7018 г. о псковском взятии, изложенное в Бальз., Гор., Рум, Типогр. и Вахр. иначе, чем в Погод. 1, сп. Обо>л. и других списках.