Псковские летописи
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ
ВЫПУСК ПЕРВЫЙ
ПРИГОТОВИЛ К ПЕЧАТИ А. НАСОНОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР МОСКВА . 1941 . ЛЕНИНГРАД
Ответственный редактор издания акад. Б. Д. Греков
ВВЕДЕНИЕ
Как и в других городах, где велось летописание княжеское, городское, или владычное,—летопнсанне во Пскове в основной своей традиции имело официальное значение. Такие „летописцы" (т. е. лето-пнсж) служили интересам данного княжения, города, епископской или
митрополичьей кафедры; иногда ими пользовались как указательным кодексом или обвинительным материалом;1 в них искали подтверждения иля оправдания политических прав. В 1510. г. псковичи должны были давать ответ послу вел. князя московского (Третьяку); когда утром позвонили в вечевой колокол, и дьяк вел. кн. московского Третьяк Долматов „вшол в вечье", то посадники и псковичи начали ему говорить: „тако в нас написано в лЬтописцех, с прадеды его и з дЬды и со отцем его крестное целование с великими князьми положоно, что нам пскови*ам от государя своего великого князя, кон ни будеть на Москве, и нам от него не итн ни в Литву ни в НЬмцы; а нам жнти по старине в добро-вольи…"
Летописные псковские известия XV в. предположительно считаются записями, веденными при церкви св. Троицы, а также записями, заимство-
— ванными из особых отчетов или реляций, представлявшихся на вече и, как все важнейшие документы города Пскова, хранившихся в ларе при церкви св. Троицы (см. Иконников, Опыт русск. нсториогр., т. II, кн. I, стр. 799). Древнейшие из дошедших до нас псковских летописей составлены во второй половине XV в. Они представляют собой уже сложные накятники, своды; в них, например, помимо местного псковского летописания, влит материал новгородско-софнйского свода. Псковские летописи, таким образом, связаны как бы родственными узами с другими русскими летописями: в подавляющем большинстве своем дошедшие до нас русские летописи близки между собою происхождением, составом, несмотря на то, что отражают многообразие литературной и общественно-политической жизин на протяжении восточноевропейской равнины от Новгорода к Ростова до Галича и Киева.
Псковские летописи, прежде всего, конечно, — основной фонд материала по истории Пскова, его области. По своему содержанию материал касается непосредственно Псковской земли и соседних стран и, в меньшей мере, иных земель древней Руси. В том. и в другом случае он может интересовать историка Пскова. В том и в другом случае он может интере-
совать историка, избравшего более или менее широкие темы для разысканий по древней истории СССР. Последнее поясним примером: псковские летописи на протяжении ряда столетий дают исключительно обстоятельные сведения по истории древнерусского города, по исторнн классовой борьбы и истории вечевого быта, в основе своей общего всем городам домонгольской Руси. Историку, интересующемуся древней историей СССР в плане указанных вопросов, псковские летописи послужат источником. Важный материал дают они историку, изучающему процесс образования централизованного московского государства, и мн. др.
В псковских летописях находим богатый материал не только по истории на’шей родины. Исследователь почерпнет в них сведения, например, о литовских и финских народах Прибалтики. Но особенно ценны псковские летописи для историка, изучающего явления и факты, относимые с одинаковым правом как к истории СССР, так и к истории некоторых -стран Запада: я разумею историю 1 борьбы славян с орденом рыцарей, осуществлявших колонизацию путем истребления и закабаления покоренных народов. Это своеобразное колонизационно-завоевательное движение остановилось у границ Пскова. Вековая борьба с немецкими „рыцарями" и другими соседями отнимала много сил у Псковской области, как области пограничной: даже расположение „пригородов" на Псковской земле носило характер оборонительной линии вдоль границы. Отсюда понятно, что борьба с немецким орденом составляет значительную часть содержания псковского летописания.
Псковские летописи издавались дважды. Первый раз в li?37 г. проф. Моск. Университета М. Погодиным;1 второй раз в 1848 —1853 гг. Дрхео-графической комиссией в серии „Полное собрание русских летописей".
Погодин издал псковские летописи по тоем спискам: Архивскому 1-му, Архивскому 2-му и Синодальному.2 В основание положен Архивский 2-й сп. (сер. XVII в.). Начало и конец этого списка издателем опущены. Напечатанный текст начинается словами: „оть 7-го Собора до последняго Собора, до преложения книгь…" Кончается известием 1650 г. (158) о доставлении в архимандриты в Печерский монастырь Митрофана, словами: „на великомъ престолов Живоначальныя Троица пресловущаго и преименитаго града Пскова шестыя степени". Книга открывается про-‘ странным предисловием издателя, заключающим в себе краткое описание списков, правила издания, несколько соображений о составе летописи и указаний на содержание, а также список слов и выражений, представляющих, по мнению издателя, интерес для исследователя, данные о ценах и т. п. В конце публикации к тексту приложены: указатель собственных имен, указатель географический и „роспись монастырям и церквам", упомянутым в псковской летописи.
Один и тот же список лежит в основании всего Погодинского издания. В тексте встречаем мало подновлений. То и другое следует отнести к числу немногих достоинств издания. Издание страдает крупными недостатками. Во-первых, как мы видели, опущены начало и конец (разрядные записи) основного списка. Затрудняет работу порядок известий, расставленных издателем в хронологический ряд (правда, в предисловии издатель указывает порядок годов, существующий в рукописи). Встречаются про-
1 „Псковская летопись ивданная на иждивения Общества Ист. и Древя. Росс, при Моск. Университете М. Погодиным," М., 1837. 28 ноября 1834 г. Общество Истории я Древностей.Российских „в заседании своем, по предложению председателя А. Ф. Малиновского, определило издвть Псковекую летопись, моей трн списка тогда же были пред-•стввлены Малиновским. Издание возложено было иа Погодина при помощи Коркуяова" {сп. Н. Барсуков, Жизнь н труды М. Погодине, ки. 5, стр. 64).
* Незввния списков мы дави свои; шифры списков указаны ниже.
пуски слов и искажения. Но главный недостаток — избранный Погодиным способ подведения вариантов: особыми значками в тексте отмечаются фразы, которые сходствуют в двух или трех списках; под строкой же Приводится только новый материал по сравнению с материалом основного списка. Таким образом о вспомогательных списках (использованных для .вариантов) читатель не может составить точного представления.
Археографической Комиссией была, издана в 1848 г. Псковская 1-я летопись, в одном томе с Новгородской 4-й летописью — в IV т. ПСРЛ, а в 1851 г. — Псковская 2-я летопись в одном томе с Софийской 1-й летописью, в V т. ПСРЛ. При издании Псковской 1-й лет. были привлечены восемь списков:1 Архивский 1-й („Арх. XIX"), Архивский 2-й („Арх. IV"), Строевский („Стр. II"), Румянцевский 2-й („Эрм."), Карамзин-ский („Кар. I"), Академический 2-й („Акад. XVIII"), Снегиревский („Снег. II"), Бальзеровский („Бал."). Псковская 2-я летопись издана по Синодальному списку.
Бальзеровский список только частью использован в вариантах к Псковской 1-й летописи, частью же издан в VI томе ПСРЛ, в виде продолжения Софийской 1-й летописи, вместе с копией Бальзеровского списка — Горюшкинским списком. Когда IV том ПСРЛ был уже отпечатан, в Арх. Ком. поступил» еще два списка: Оболенского („Офол. II") и Архивский 3-й („Арх. XXV"). Из них текст повестей из Эпохи „Смутного времени" с вариантами по Снегиревскому списку и материал Арх. 3-го сп., не имеющийся в других списках, напечатаны в виде „прибавлений" к псковским летописям в V т. ПСРЛ. Как Псковской 1-й так и Псковской 2-й летописям предпослано предисловие с кратким описанием списков и краткой характеристикой содержания псковских летописей. Указатели — общие с другими летописями первых восьми томов ПСРЛ.
По сравнению с Погодинским сп. описанное издание имеет некоторые преимущества. Во-первых, Арх. Ком., как мы видели, располагала не тремя, а одиннадцатью списками 2 (из них два списка могли быть использованы только в извлечениях;; во-вторых, издателем был выделен Синодальный список как особая псковская летопись и назван Псковской 2-й летописью. Следует также отметить, что искажения в тексте встречаются редко.