Псковские источники по истории коррупции в России
«Почести» на именины «началников», их родственников и даже слуг — еще одна возникшая в XVII в. прибыльная форма кормления с чистым доходом. Она появилась в подражание празднованию дней ангелов царской семьи, которые отмечались по всей России богатым обедом у воевод с неизменной денежной «почестью» и по случаю самого события, и за обед. К этому факту уместно привести пословицы: «Каков игумен, такова и братья», «Где хан тут и орда»7. В Пскове таким образом были отпразднованы за год именины царя, царицы и, почему-то только одного царевича и трех царевен. В других городах отмечали и по 15 «царских ангелов». Данная «почесть» также неизвестна в кормлении наместников. Таким образом, именинная «почесть» — еще одна принудительная повинность.
В расходной книге Савелия Лялина и Давыда Бахарева присутствуют и «почести», аналогичные обязательным наместничьим кормам. Речь идет о «почестях»— кормах «на приезде», на Рождество Христово, Пасху и Петров день. Получение именно этих «почестей» администраторами XVII в. без видимых, в отсутствие кормленых грамот, правовых оснований, служит для исследователей доказательством действия обычая.
По этому поводу следует заметить, что указанные кормы устанавливались с давних пор не обычаем, а нормативными документами, и применительно к аналогичным воеводским кормам-«почестям» можно говорить скорее о традиции содержания органов управления за счет населения в целом, но не об отдельном обычае.
Во-вторых, тяглые люди вовсе не были закоснелыми приверженцами обычаев. Многие исследователи указывали на высокий уровень правосознания тяглого населения в XVII в. Городские и уездные миры отказывали воеводам в кормах, не обращая никакого внимания на обычай и требуя правительственный документ, который бы предписывал им «давать въезжее и корм, и посошной хлеб»8.
Сменившие князей Долгорукого и Волконского 28 сентября окольничий А.В. Бутурлин и его сын стольник Иван провели на воеводстве в Пскове всего 5 с половиной месяцев. 13 марта 1664 г. приехали новые воеводы, князья Ф.Г. Ромодановский и В.М. Гагарин, и новый дьяк Мина Гробов. Обе смены отражены в книге в особых разделах под заглавием «Приезд новых началников».
Только денежный доход Бутурлиных с женами и слугами составил «тритцать два яфимка». А в целом «приезд» Бутурлиных встал посаду в 39 рублей 13 алтын 2 деньги. •«Воевода приедет — и калачи принесут»9 бесстрастно резюмировала пословица обязательность подношений «на приезде».
С князьями Ромодановским и Гагариным приехал и новый дьяк Мина Гробов, что существенно увеличило издержки земских старост. Повысились они и за счет более высокого, чем у Бутурлиных, сословного статуса князей. Окольничий и стольник Бутурлины получили «на приезде» десять и шесть ефимков, а князья Ромодановский и Гагарин соответственно 20 и 10, шесть ефимков достались Мине Гробову. Всего же было роздано 58 ефимков стоимостью в 34 рубля 26 алтын 4 деньги, а общие затраты «на приезд» достигли 47 рублей 15 алтын 4 денег.
Обращает на себя внимание факт почти полного отсутствия в записях о расходах «на приезд» слова «почесть». Объективности ради укажем присутствие этого термина в записях о подношении хлеба и пирогов, вина, яблок, т.е. натуральных продуктов, и оловянных солонок Бутурлиным. В записях о раздаче денег, а их в обоих разделах 25, слово «почесть» отсутствует, за исключением записи о 8 ефимках княгине Ромоданов-ской. Ссылок на «почести» нет даже в записях о благодарности деньгами за обеды. Старосты просто описывают рутинную процедуру, не имеющую отношения к моральной категории почитания. Лишь оформляя итоговую запись расходов «на приезд» Ромода-новского и Гагарина, как бы спохватившись, они написали, что деньги розданы в «почесть». В итоговой записи «на приезд» Бутурлиных и этого не было сделано.
И опять не обычай руководил земскими мирами. Если бы это было так, то не задавался бы воеводам вопрос: «Почему тебе давать въезжее..?» А потому, отвечала пословица, что «Земля любит навоз, лошадь — овес, а воевода — принос»10. «Въезжее» было единственным обязательным нерегламентированным кормом наместников. Законодатели не регламентировали его потому, что осознавали заинтересованность местных миров в установлении хороших отношений с новыми «началниками». Это относится и к другим кормам наместничей традиции.
«Почесть рожественская» (так озаглавлен раздел «почестной» книге) стоила 32 рубля 2 деньги. «Почесть святонеделская» опустошила мирскую казну на 43 рубля 4 алтына 2 деньги. Общий итог «петровской почести» — 20 рублей 29 алтын 2 деньги.
Расходная книга Лялина и Бахарева называет еще одну «почесть», по всем признакам соответствующую наместничьим кормам, но неизвестную у наместников. Она и оформлена в книге как все «почести» на наместничьи праздники — отдельным разделом с заглавием. Речь идет о «Масленитцкой прощалной почести». Данная «почесть» —
большая новость для источников. В других городах она не имела места, во всяком случае, в том виде, в каком она выступает в Пскове. Здесь она была выплачена по программе рождественской и пасхальной «почести». За ее счет мирской бюджет обеднел на 26 рублей 14 алтын 2 деньги. Посаду эти 4 праздника и «приезды» воевод стоили 209 рублей 11 алтын 4 деньги.
Но и это еще не все праздники с непременной денежной «почестью» и обедом. Праздничный стол с последующей расплатой за обед получили воеводы и дьяк еще на 10 церковных праздников.
На «почести» тратились, как видим, огромные суммы. Еще больших расходов требовали ежедневное питание воеводских и дьячего дворов, их отопление, освещение, ремонт, снабжение необходимой утварью и инвентарем. Собранных старостами денег не хватало. И в псковской книге «почестного росходу» появилась 26 ноября, менее чем через три месяца после вступления старост в должность, запись о «почести» местному богатею Сергею Поганкину, «что он дал взаймы денег сто рублев на градцкой росход». Данный заем был вызван и сделанными и предстоящими чрезвычайными расходами.
Лялину и Бахареву выпали еще и тяжелые хлопоты, связанные с возвращавшимся «от римского цесаря» через Псков посольством.
Еще 5 ноября появились первые члены посольства стольник И.Я. Коробьин и дьяк Иван Микулйн, 1 декабря приехали великие послы окольничий B.C. Волынский и думный дворянин И.А. Прончищев с дьяками Герасимом Дохтуровым и Ефимом Родионовым. Все они получили «почесть на приезде», а также постоянную •«почесть на воскресной день». Однако главные затраты заключались в обязанности старост приготовить подводы за мирской счет для отправки посольства к Москве.
Посольство было многолюдным, подвод требовалось много, и они должны были находиться в режиме постоянного ожидания, поскольку посольство растянулось на сотни верст. Оплата подвод с возчиками стоила немалых денег и, чтобы сократить расходы, старосты обращались и к воеводам, и к послам с просьбами о разрешении не держать все подводы в бесполезном времяпровождении.
Так как отправлять часто было некого, то и воеводы, и послы легко шли навстречу, но их согласие стоило дорого. Фольклорное творчество обобщило многообразие подобных случаев в пословице: «На мир беда, а воеводе нажиток»11. С 5 ноября по 30 января получили послы и воеводы «в почесть»от посолских месячных подвод» денег, рыбы и мехов на сумму в 169 рублей 7 алтын и 2 деньги.
Все подношения сопровождаются объяснением его причины — «от подвод», чем полностью снимается нравственный флер «почести». Это уже совсем не «ночесть», а взятка, лишь прикрытая этикетным определением.
В то же время «почесть» абсолютно ничего не гарантировала старостам, что было подмечено в пословице: «Обещать — дело господско, исполнять — холопско»12.
12 декабря в Пскове появился полковой воевода князь Никита Григорьевич Гагарин. «На приезде» его встретили хлебом и пирогами, включили в число получателей «почести» по воскресеньям. В первый же день ему вместе с городовыми воеводами и дьяком принесли свежей рыбы «в почесть… о даточных подводах». 18 декабря ему отдельно купили рыбы «от подвод даточных». Видимо князь Никита соглашался не держать подводы в простое. Но 21 декабря появилась крайне важная для понимания характера взаимоотношений старост и государственных агентов запись: «Дано рубль вос-ме алтын 2 денги, куплено свежие рыбы… Снесено в почесть столнику и воеводы князю Никиты Григорьевичю Гагарину, как били земского старосту Савелья Лялина на правежи в даточных подводах». Причина наказания заключалась, скорее всего, в отсутствии подвод, когда они потребовались немедленно.