Псковские говоры 4
От собирательных существительных с суффиксом -(н)яг образуются собирательные же существительные мужского рода с суффиксом -ник (из -ьн- + -м/с): пошли в малинняжник, заросли это большие, малины много (д. Селищи, М. Виш.), вересняжник, ельняжник (дд. Моисеево, Гадово и др. Молв.).
С суффиксом -н-(-ьн-) образуются имена прилагательные: ельняжные ветки (д. Кривандино, Хвойн.).
Суффике -(н)яг, как видно из приведенных примеров, распространен широко в собирательных существительных мужского рода, обозначающих группы деревьев, кустарников и пр Их около пятидесяти слов (47). Академическая грамматика с суффиксом -(н)як, синонимом диалектному -(н)яг, дает шесть слов. Следовательно, можно говорить о продуктивности суффикса -(н)яг внутри этой группы слов по новгородским говорам, но возможности его реализации ограничены, так как лексическая база их замкнута.
Продуктивность суффикса -(н)яг подтверждается возможным образованием от этих существительных других слов (ср. малинняжина, малинняжник, ельняжек, ельняжные ветки и т. п.) и распространением суффикса -(н)яг в сфере собирательных существительных, обозначающих живые существа (ср. мужичняг, ребетняг, воронняг, кумарняг), предметы и прочее (ср. желеэняг, пустырняг, половняг, мостовняг).
В новгородских говорах рассматриваемые существительные с суффиксом -(н)яг имеют постоянное ударение на этом суффиксе: оно не перемещается ни на флексию, ни на корень; во всей парадигме этих слов суффикс -(н)яг сохраняет на себе ударение.
Суффикс же -(н)як в одних формах имеет ударение (в имен, и вин. п.), в других же формах ударение переносится на флексию.
Суффикс -(н)яг для собирательных существительных по говорам впервые отмечен в лингвистической литературе С. А. Копорским в осташковских говорах Калининской области по соседству с Демянским и Молвотицким районами Новгородской области17. Эта территория в XVI в. входила в пре-
делы Деревской пятины Новгородской земли или граничила с последней 18.
Суффикс -(н)яг в собирательных существительных известен на значительной территории в исследуемых говорах современной Новгородской области. С. А. Копорский указывает, что «суффикс -яг в названиях видов леса распространен в северо-западных и западных районах Калининской области. Он отмечается: в Есеновском р-не: в ельняге, альшняге (Забо-ровье), в клянняге (от клен) — Старский с/с…; в Вышневолоцком: ильнягу нарубили, в малинняги, в альшняги и др. (д. Ни-кифоровка). В Торжке и в Медновском районе -яг сохраняется только в слове сосняг, слово с подвижным ударением (в со-сняге). В Козловском р-не интересна дифференциация: малинник, если он в саду, малинняг— в лесу…»19. Следует указать, что районы распространения суффикса -(н)яг в нынешней Калининской области есть не что иное, как южные окраины б. Новгородской земли или пограничная территория Новгород-чины с Тверью.
Необходимо отметить, что суффикс -(н)яг на юго-востоке б. Новгородской земли (Опеч., Боров., Мош., Пестовский р-ны Новгородской обл. и Болог. р-н современной Калининской обл.) идет на убыль: он делит сферу своего употребления с суффиксом -(н)ик, имеющим то же значение. В говорах по течению р. Меты при впадении в нее р. Березайки (Болог.) суффикс -(н)яг в собирательных существительных, обозначающих группы деревьев, кусты и пр., употребителен наряду с суффиксом -(н)ик: березняг и березник, ельняг и ельник, верес-няг и вересник, олешняг и олешник, шелепняг и шелепник и т. п. (с. Березовский Рядок, д. Тугановичи, Лошаково, Раменье, Городок и др.).
Известен суффикс -(н)яг и соседним псковским говорам, в которых употребляется он наряду с суффиксом -(н)юг.
Картотека Псковского областного словаря даег 18 собирательных существительных со значением совокупности растений: богуняг (трава), бредняг (кусты бредины, ивы), лягуш-няг (болотная трава), березняг и березняжек, дубняг, ельняг и ельняжек, калинняг, кустоняг и кустарняг, орешняг, осинняг, липняг, маливняг и малинняг, олешняг, ствольняг, сосняг, шелепняг, половняг, щепняг (куча мелких лучин).
Собирательные существительные других групп (со значе-
нием совокупности людей, животных, насекомых, «предметов»), как и в новгородских говорах, представлены малочисленно: бабняг (и бабняк), мужшиняг, белячняг (белки), же-лезняг. Наличие суффикса -(н)яг в псковских говорах подтверждают и данные «Дополнений к «Опыту областного великорусского словаря». Приведем примеры с пометой пек., твёр., осташк.: кустовтог и кустовняг, ивнюг и ивняг, лядинник и лядинняг (молодой березник), березнюг и березняг, трестнягу соснюг и сосняг, ракитнюг. и ракитняг, поруснюг и порусняг (мелкий лес), осиннюг и осинняг, хвойнюг и хвойняг и др. Суффикс -(н)юг в новгородских говорах встречается редко: Старорусский р-н (дд. Медниково, Взбышево, Высоково): скот пасется в олешнюге (и олешняге); осиннюжек, в осиннюжке.
В. И. Даль приводит поросняк и поросняга — поросль, мелкий лесишко, кустарник, с пометой Петербург. Слово желез-няга (железная плиточка в ладонь для игры в бабки, в козлы) дано Далем В, И. с пометой арханг.
В архангельских говорах у А. Подвысоцкого20 дано желез-няга, железняк с тем же значением, что и у В. И. Даля. Слово сосняга (сосновый лес) дано с пометой шенкурск.
Суффикс -(н)яг в данной группе собирательных существительных известен в русских говорах старообрядцев, бежавших: из России от преследований царского правительства в объединенное польско-литовское государство — Речь Посполиту (современная территория Литвы и юго-востока Латвии — Латгалии), а также на западное побережье Чудского озера21. Приведем примеры из этих материалов:
Ельнюг, ельняг, ельняк, а, м. — еловый лес. Железняг, железняк, а (у), м. — металлический лом. Олешняг; орешняг, а,, орешняг, а (у), м. Здесь же известно бережняг — побережье» полоса вдоль самого берега озера.
В олонецких говорах, судя по словарю Г. Куликовского22, слова с суффиксом -(н)яг не встречаются. В ярославских говорах суффикс -(н)яг не отмечен23. В калининских (б. Тверская
земля) этот суффикс также отсутствует (см. ссылки, приведенные из работы С. А. Копорского). В смоленских говорах24 суффикс -(н)яг не известен. Нет его и в донских говорах25. Суффикс -(н)яг отсутствует в украинском26 и белорусском27 языках. Нет его в болгарском28, польском29, чешском и словацком30, в сербо-хорватском языках31.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Болог. — Бологовский р-н Калининской области. Боров. — Боровичский р-н.
Волот. — Волотовский р-н Новгородской области. Дем. — Демянский р-и Новгородской области. Дрег. — Дрегельский р-н Новгородской области. Лычк. — Лычковский р-н Новгородской области. Люб.— Любытинский р-н Новгородской области. М. Виш. — Маловишерский р-н Новгородской области. Молв. — Молвотицкий р-н Новгородской области. Мош. — Мошенской р-н Новгородской области. Новг. — Новгородский р-н Новгородской области. Метин. — Мстинский р-н Новгородской области. Окул. — Окуловский р-н Новгородской области. Опеч. — Опеченский р-н Новгородской области.
Ост. — Осташковский р-н Калининской обл. (ссылки на указанную работу С. А. Копорского по этим говорам).
ГТолав. — Полавский р-н Новгородской области. Солец. — Солецкий р-и Новгородской области. Хвойн. — Хвойнинский р-и Новгородской области. Шимск. — Шимский р-н Новгородской области. Старорус. — Старорусский р-н Новгородской области. Поддор. — Поддорский р-н Новгородской области. Чуд. — Чудовский р-н Новгородской области.
Копорский С. А. О говоре севера Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии. Труды Ярославского пединститута, т, II, вып. 3, Ярославль, 1929. См. также «Краткий Ярославский областной словарь», Г. Г. Мельниченко, Ярославль, 1961 г.
84 В. Н. Добровольский. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914.
25 А. В. Миртов. Донской словарь, Ростов-на-Дону, 1929.
‘№ «Словарь украинского языка» под ред. Б. Д. Гринченко, Киев, 1907.
37 И. И. Носович. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870.
28 Л. Андрейчин, Л. Георгиев, Ст. Илчев и др. Български тълковен речник. София, 1963.
29 F. Slawski Slownik etymologiczny jezyka polskiego. Krakow, 1952—1956.
A. Bruckner. Slownik etymologiczny jezyka polskiego. Warszawa, 1957.
30 V. Machek. Etymologicky slovnik jazyka ceskeho a slovenskeho. Pra-ha, 1957.
31 Сербскохорватско-русский словарь. Сост. И. Толстой. М., 1957.
И. Д. СИДОРЕНСКАЯ
НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
НАД СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ
НЕЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ В ПСКОВСКИХ
ГОВОРАХ
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32