Поиск по сайту

Псковские говоры 3

16  П. С. Кузнецов. К вопросу о сказуемостном   употреблении   прича­стий и деепричастий в русских говорах. — Материалы и исследования по русской диалектологии, т. Ill, M.—Л., 1949, стр. 77—79.
17  С. П. Обнорский. Очерки по морфологии русского глагола. М., 1953, стр. 157—159.
is О территориальном соотношении отпричастиого и поссессивиого перфектов см.: В. И. Трубииский. Взаимоотношение лексических и грам­матических значений в области глагольных времен. — Вестник ЛГУ, 1961, № 14.
фологическая и синтаксическая структура псковского посес­сивного перфекта, а также его семантика.
Одним из компонентов, составляющих конструкцию с по­сессивным перфектом, является субъект действия. Его функции выполняет имя в родительном падеже с предлогом у. Напри­мер: у вас пакушана? (Пек. Б. Толбицы); у мяня пастранст-еана (Сош. Владимирцы); эва, у миня дана двести рублей (Эст. Воронья); у ней набрана малины три бутылки (Поли. Замогилье) ф скатины объедена калосья (Печ. Кулье).
Известно, что в псковских говорах предлог у так же, как и приставка у-, может произноситься как в: ф пастуха йдено (Кар. Замосточье); постановлена ф председателя (там же); ф ката царапана (Пек. Голодуша) и т. п. Следует признать ошибочным мнение Л. И. Макаровой, что в рассматриваемых случаях имеет место не родительный падеж, а винительный 19.
Определение падежной формы субъекта во множественном числе может вызвать известные трудности. Имеются в виду следующие и подобные им примеры: в мальца дана Ваньки; ф кратах проделана. (Остр. Орлово); в муравьях оклевана. (Пушк. Поляне); я был уже забрана в немцах (Пек. Залит); названа дяревня в дедах, прадедах (Поли. Драготино) и т. п. Внешне формы в мальцах, в муравьях, в немцах — это формы предложного падежа с предлогом в. Предложный падеж обыч­но имеет значение направления действия, места или времени. Л. И. Макарова считает рассматриваемые примеры формами предложного падежа20. Для этого как будто нет достаточных оснований, так как рассматриваемые формы имеют, как и в единственном числе, значение родительного субъекта дей­ствия.
Характерная особенность посессивного перфекта состоит в том, что субъект действия обычно выражен в нем одушев­ленным именем. Это отмечали Ф. П. Филин21 и Ю. С. Мас-лов22. Их наблюдения подтверждаются и псковскими мате­риалами. В роли субъекта действия часто употребляется лич­ное местоимение. Например: У вас покушана? (Пек. Б. Толби­цы) ; у мяня плат был падвязана; как в яво феё устроена. (Кар. Замосточье). В качестве субъекта действия   употребляются и
19  Л. И. Макарова. Некоторые особеииости предикативного употребле­ния краткой формы страдательных причастий прошедшего времени в рус­ских народных говорах. — Ученые записки Балашовского педагогического’ института, т. I, 1956, стр. 173
20  Л. И. Макарова, указ. соч., стр. J82.
21  Ф. П. Филин, указ. соч., стр. 42.
22  Ю. С. Маслов, указ. соч., стр. 96.
существительные — названия лиц: заведено в детях получше (Поли. Драготино); аи ф пастуха эта йдено? Эта привязёна ф Коли с Ленаграду жонка (Кар. Замосточье); ф сасетки па-ставлина адна харомина (Латв. Зайцева). В функции субъек­та действия могут выступать названия животных: ф свиньях-та копана (Нов. Углы); ф ката царапана (Пек. Голодуша); ф катенка вытянута (Остр. Орлово); ф скатины объедена ка-лосья (Печ. Кулье). Названия неодушевленных предметов в функции субъекта действия встречаются редко, к тому же за названием предмета обычно стоит исполнитель — лицо: в ма-шынах эта зделана фее (Пек. Патрово).
Кроме субъекта действия, в состав посессивной конструк­ции входит страдательное причастие. В севернорусских гово­рах в посессивных конструкциях причастие употребляется в безличной форме, то есть в форме среднего рода (уехано, но-чевано, взято и т. п.). Сложнее обстоит дело в псковских гово­рах. Посессивный перфект в них употребляется как в личных, так и в безличных предложениях. Одним из компонентов по­сессивной конструкции личного предложения является подле­жащее, с которым согласуется сказуемое-причастие. Такие примеры встречаются: шшотки-то обои ф крёсной унесены (Поли. Замогилье); феи ф солдата уташшоны (Эст. Березье). Но в псковских говорах наблюдается утрата страдательными причастиями форм словоизменения. Нормой для псковских говоров является форма застывшего причастия на -но, -то (в акающих говорах — -на, -та) или на -н, -т независимо от рода и числа существительного. Ср.: лес навожена, дом поставлена, нага сломан была, двирёнка открыт, одеяла выткан, слова дан, туфли были взят, цашки поставлен, окопы были накопа­на, выпалата фее гряды (Остр. Орлово). Те же застывшие формы причастий употребляются в функции главного члена безличных предложений. Ср.: може гаварён, да я забыла (Пек. Патрово); маннай крупы взят (Кар. Замосточье); этым писан? (там же); вот в этам письме писан (Н-Рж. Черноя-рово).
В посессивных конструкциях употребляется одна из за­стывших форм страдательного причастия..Выбор той или иной формы причастия находится в зависимости от типа предложе­ния, в которое входит посессивный перфект. В безличных предложениях с посессивным перфектом чаще наблюдается форма на -но, -то, хотя возможна и вторая застывшая форма (на -н, -т): в ей куплена на кофту; ни патпахан в мамы, мусар-на; убран в нас; знаю, што у тибя аплочен; у меня оас праеха-
на (Кар. Замосточье); в яво натрапляна;   у нас для   палатен-цаф выткана (Остр. Орлово) и т. п.
В личных предложениях с посессивным перфектом одина­ково часто употребляются обе застывшие формы, независима от рода подлежащего: в мя ф катки поставлена малошник (Кар. Замосточье); в зятя в маво мост зделана; пяценье в-Нюшки привязён; ей адяяла в брата куплен (Остр. Орлово)..
Для характеристики посессивного перфекта интересны наблюдения над порядком слов в предложении. В предложе­ниях с посессивным перфектом без подлежащего на первом месте обычно стоит субъект действия, или во всяком случае-субъект предшествует сказуемому. Ср.: у меня там смолата (Остр. Орлово); в яво пахана (Гд. Луневщина); у мяня пора-ботано; в Маскву в их штоль подана; утрам-та в мя рана была падоен (Кар. Замосточье). Сказуемое, предшествующее субъ­екту, воспринимается как инверсия, вызванная какими-либо причинами: вопросительной интонацией, особенностями по­рядка слов сложноподчиненного предложения: аи была убран у вас са стала-та? а ты как хошь гавари, што нидашшопан ф^ тябя (Кар. Замосточье). В личных предложениях с посессив­ной конструкцией на первом месте стоит либо субъект дейст­вия, либо подлежащее: у мяня плат был падвязана (Кар. За­мосточье) ; у яво фсё была с сабой складен; у маей сястры ня-веска взят была (Остр. Орлово); билет у ей уже взята (Печ. Городище); жерди накладена ф самаво (Сер. Аксентьево); чай в мя гарячый наставлена (Кар. Замосточье).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Из истории псковских говоров
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Гимн Пскова переведен на английский язык
  • Интересное