Поиск по сайту

Псковские говоры 2

Омшаник в ел. Д. с пометой Пек. Твр. Слово отмечено в Новг., Пек., Смол. (Опыт.), в калининских гов. в значении не­большого сарая для ме!лкого скота94), то же в кашинских гов. (Смирнов), в Твер. губ. (Тр. МДК, XII), Владим. губ. (Тр. МДК, XI); амшаник — где хранят ульи, в смоленских гов. (Добр., 9^, омшаник — птмно в Гомельской губ (бывш. Чер­нигов, губ.), (Тр. МДК, IX). в, донских — нижний этаж дома, частью в земле. Д.: Яросл. В белорусском4 языке амшенник —
1)  хлевок,   оконопаченный   мхом,   для   молодых   животных,
2)  амбар, оконопаченный мхом Шосович).
Хлев (хлЕф, ахлЕф) — помещение для скота. Передняя часть называется прикрылок (прикрЫлак), там помещаются лошади, за высокой перегородкой — коровы, тёлки, свиньи.
Хлевок (хлявОк) — небольшая пристройка к хлеву, где по­мещаются телки, овцы, куры. У некоторых впереди хлевка имеется небольшое помещение лля овец, называемое ясли.
ХлЕФ стАвилга ад дОмц дАльшъ. СарАй стАвилп къла хлявА, блИокъ кОръм насИть. СалОму склАдывъюд блИжъ к ахпявУ. СЕнни нАдъ ахлЕф ачЫстать. Къл хляфкА бЫла пУня. ТАм хлявОк, дьзинфЕщыю дЕлъли в ахляфкУ. АткрЫ-ла хлявОк, а цыплЁнка нЕт.
. В древнерусском языке «хлев — помещение Для скота, ко-
нюшня. Да на коровьи дворце два хлева. Купч. Кирил. мон. 1568 г.» (Срезы., III, 1376). Отмечено в Псков, губ. (Тр. МДК, VIII), в арх. гов.95), олонецких (Кулик., 128), калининских38), в Твер. губ. (Тр. МДК, VIII), Волог. губ. (Тр. МДК, XI), в зап. части Ворон, обл.97). В ел. Д. без помет.
Охлев — отмечено в калининских говорах98), Ленингр. губ., Лужского у., Шлиссельб. у. (Тр. МДК, XI), Новг. губ., Боро-вич., Крестец, у. (Тр. МДК, XII).
Место, огороженное для свиней и птиц, называется загород­ка (зъгарОтка).
ТУт свИньйи, зъгарОжъна, зъгарОтка зОвицца. СвИньйи в зъгарОтки, а тАм афчАрник дли авЕц. СвИньйи в зъгарОт-ки и свинЯтник зОвут. ТАм каптУх,   карОвам   сЕна   кладУт.
Каптух — ясли, место, из которого корова ест сено; обычно называют кормушка (кармУшка): КармУшка для сЕна, ка-рЫтъ для хрЯпы.
В,ел. Д. кормушка — корыто, из которого кормят дворовую птицу. Арх. (II, 165).
Курятник строили в той части хлева, которая называется прикрылком. Место, куда садятся куры, называется нашесть (нАшъсть).
НАшъсть ф курЯтники, кУры садЯццъ на нАшъсть. Иш пьтунЁнак, тОжъ палЕз на нАшъсть.
Нашест — насест. Новг. Тихв. Нашесть Псков. Опоч. (Опыт, 126), в осташковских93), в калининских гов. отмечено на-шесь]0°), в арх. нашесть — скамейка для гребцов, на промыс­ловом судне (Подв., 100), в олонецких — сиденье, скамья (Ку­лик., 63).
III. Лексика, обозначающая другие постройки
Почти у каждого хозяина имеется байня (бАйня), произ­водное бАинька. Холодная половина называется прибАйник, печка, сложенная из камней, — каменка (кАминка). Место, где парятся, называется полок (палОк).
БАйню абряжАют тАк: кАмни нъкидАиш, дрОф нъкладЕш, кАмни сагрЕюцца ы в вадУ.
ЗахОдиш ф прибАйник, ръздяёсся, идЕш мЫцца в бАйню. МОюцца из тАза, Есть лАвъчки, палОк къли хОш пАрицца. Я нъ зянИ пАрюсь. В бАйни давнЕй ф карЫтъх вЫдълба такАяа бальшАя фкарЫтъх,вйИхгрЕлив6ду;тя-пЕрь катлЫ муравАныйи. ТапИли кАминку. В наз былА пЕчка с кирпичОф. МЫлись ф шАичках дирявЯных.
Байня отмечено в Новг. Твер. (Опыт, 5), Новг. губ., Крес­тец, у. (Тр. МДК, XII), Арханг. обл.,101), Ленингр.губ, Лужск., Шлиссельб. у. (Тр. МДК, XI), в осташковских гов.102); бай-на — в архангельских гов. (Подв., 3), Арх., Волог., Псков. (Опыт, 5), в печорских гов.103), беломорских.104).
Прибайник — отмечено в Новг. губ.,105). Псков., Твер., Ос-таш. Прибанник — вход в баню. Смол. Псков. Твер. Осташ. (Доп., 209).
Каменка — печь в бане и овине в арханг. гов. (Подв.), бе­ломорских 106), в Свердловской обл.107),.в Новг. губ., Белозер., Черепов., у. (Тр. МДК, XII), Северодвинской губ., Верхнето-тем. у. (там же), в осташковских103), кашинских (Смирнов), в Зап. Сибири 1М), в Иркутской обл..110), в смоленских гов. (Добр., 309).
Каменка — печь, наскоро сложенная из кругляков и плит­няка. Енисейск, Том. (Доп., 76). В донских гов. каменка — шоссе, каменный забор (Миртов, 29J383). «..Каменка — при­митивное сооружение из камней, которым местами и до сих нор северновеликорусы и их соседи нагревают бани и при по­мощи которого сушили хлеб в овинах».1’1).
Полок отмечено в Волог. губ., Вельск, у. (Тр. МДК, XI).
Помещение для сушки снопов — рей. реже называли овин* ня (авИння).
Внутри рья были каменка и колосники (кълаёникИ), на них сажали снопы.
СнапЫ сушЫли ва рьЯх. РЕй зОвут, ва рьЮ сушЫли и лён. НЕт рьЯ. СнапЫ стАвили на къласникИ, къмялькОм внИс, сушЫли ва рьЮ. Ва рьЮ пОл з гнИлы. ЗОвут ы авИння, рЕй частЕй гъварЯт.
Рей в ел. Д. с пометой Зап., Пек., Эст.; Пек. овин хлеба, сколько сушится его.за раз во рью (IV, 90), Псков. (Опыт., 190). Срв. эстонское rehi — овкн112), лагыш. rija — рига, овин.
Рей отмечено в Псковском у., Псковской губ., рья — в Ост­ровском у.113).
Колосники в том же значении отмечены в Вят. губ. (Доп., 85), угличских гов.114), арх. гор. повсеместно (Подв., 69), ка­шинских (Смирнов), олонецких гов. (Кулик., 39), в Западной Сибири115), Тверск. губ., Новоторж. у. (Тр. МДК, XII), в Ир­кутской обл.116).
Огород загораживают азгородой (азгарОда). Азгорода бы­вает из двух или трех поперечных жердей.
ГрАбли къл азгарОды. За тОй азгарОдай Есть чЕрви, ПЕтька къл згарОды шЫпка идЕ. ЦЕлъя прЯсла азгарОды корОвы пъламАли. САма бЫла здъравЕцкъя, азгарОду згъра-дИть Ей кап штО.
Прясло — часть изгороди, одно звено. В этом же значении’ отмечено в вятских гов. (Васн. 255), в Свердловской обл.117), В Зап. Сибири"8), в Каз. губ., на Урале119). В ел. Д. без помет. В. арх. гов. прясло — укреплённые между двумя столбами го­ризонтальные жерди, на которые развешивают снопы для про-cvihkh (Подв., 142). Прясла — плетень в Гомельск. губ. (Тр. МДК, IX), изгородь возле хаты в смоленских (Добр., 745), в донских гов., пряслы — звенья в изгороди, прясла — жерди, из которых делают ворота (Миртов, 396).
«Прясло — первоначально звено изгороди — характерно для псковского городского диалекта. Новгородцы заимствова­ли у псковитян»120).
Азгарода — изгородь. Псков. (Доп., 1), Калин, обл. (осташк.)121).
В белорусском яз. азарода и азарод — переплет на столбах вроде лестницы, сделанный из жердей для просушки хлебных снопов (Носович).
Изгорода отмечено в угличских122), олонецких (Кулик., 31), вятских (Васн., 95), новгородских гов. Огорода — изгородь из длинных жердей, отмечено в печорских123), арх. (Подв.), вят­ских (Васн.), угличских124), олонецких (Кулик.), беломорских гов.125). Огорода, згарода в смоленских гов. (Добр., 264).
Иногда огород обносят частоплегом (чъстаплЕт). Это пле­тень из еловых сучьев.
ЧъстаплЕд зОвут. ЧъстаплЕт нАд-р срабОтъть,’ кУри ф шкОду пашлИ. Из ялОвых сУчйьф пирьплятЁн чъстаплЕт.
Частиплет — род частокола. Псков., Опоч. (Опыт., 224).
Жердь, которой закрывают проезд в изгороди, называется сламбон (сламбОн). Переносно — любой предмет, который может мешать пройти или проехать.
Там сламбОн, сламбОн зОвут; праЕзд заклАдывъют слам~ бОнам; тЫ ни прайдЁш, сламбОн.
В современных псковских говорах отмечено дать шлам-бот— ударить126). .
Лексика нашего говора в основе своей севернорусская. Из слов, характерных для севернорусских говоров, в изучаемом говоре можем отметить следующие: изЬА, посОм, пОдпол, чердАк, печУрка, ларь, зАсЕк, клеть, нАшест, бАйня, прибАй-ник, кАменка «печь в бане и овине», полОк, ленУшка, токовнЯ, припУнник, колосники «жерди, на которые ставят снопы в ови­не»! прЯсло «звено изгороди», азгарОда, частоплЕт.
Большая часть бытовой лексики, рассматриваемой в этом разделе, употребляется в псковских и новгородских говорах. Из таких лексических совпадений отметим следующие: до-мовьЁ, избА, изОбка, изОбочка, хабУнька, хорОмы, хорОми-
на, посОм, крОвля, истрУб, крылЕц, сЕни, мОст (пол), пОд-пол, чердАк, забОрка, перЕдний угол, опЕчек, ошОсток, челО, заслОна, печУрка, ленУха, ленУшка, серЯнка, зАсек, клЕть, пУня, токовнЯ, припУнник, амшАник, охлЕв, нАшест, бАйня, прибАйник, кАменка, обряжАть, рЕй, азгарОда, прЯсло, ча-стоплёт127) .
Эти совпадения не случайны. Носители нашего говора яв­ляются выходцами из псковских и новгородских земель, о чем свидетельствуют исторические данные128).
Л. А. ИВАШШ
ЗАМЕТКИ   ПО  ФРАЗЕОЛОГИИ
(По материалам картотеки Псковского областного словаря)
Развитие словарного состава языка или диалекта необхо­димо предполагает увеличение числа фразеологических слово­сочетаний — одного из неисчерпаемых источников обогащения словаря. В живой речи постоянно возникают устойчивые соче­тания слов, и наши диалекты, имеющие только устную форму,. богаты фразеологией.
Мы часто говорим о важности всестороннего изучения го­воров. Сейчас, когда повсюду ведется интенсивная работа над региональными словарями, вопросы фразеологии не могут не привлекать внимания лексикографов: областной словарь, отра­жая состав того или иного говора или группы говоров во всем его многообразии, должен по возможности полно представить фразеологические связи слов в говоре.

Bitcoin Lottery review is the leading international media hub for the land-based and

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Из истории псковских говоров
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Этические и эстетические оценки в речи псковичей
  • Интересное