Поиск по сайту

Псковские говоры 2

Хорошо известное всем растение подорожник в Псковской области носит название попУтник или потягУшки. Происхож­дение последнего названия связано с тем, что листья этого ра­стения являются заживляющим, кровоостанавливающим и от­тягивающим жар народным средством. ПытягУшки ета, их вы­жимают и рассолам замазывают где болька.
4)  Хотя вера в целебные свойства растений   основывается главным образом на их физиологическом действии, подмечен­ном народом, но первоначальный источник этой веры, бесспор­но, коренится и в народных повериях. Растениям   приписыва­лись необыкновенные и чудесные   свойства   действовать   не только на природу человека, но и влиять на чисто внешние об­стоятельства его жизни: по всей вероятности, это был тот путь, которым шел народ в определении целебных свойств растений
и их действия при различных болезнях. Как отмечает В. Ф. Де-мич2), крестьяне Вологодской губернии в конце XIX века пользовались растениями в силу следующей легенды: «Когда бог пожелал сотворить человека, то начертал на песке его фи­гуру, а дьявол подошел и сделал на этом чертеже 77 ран-ды­рок. Тогда бог сказал: «Ты сделал 77 ран, а я создам 77 трав для излечения их».
Равным образом и в Пермской губернии народ верил, что всякий человек может иметь в себе 77 недугов, а от каждого из них есть целебная трава. Сколько недугов у человека — 77 или больше — этого не знают точно в Псковской области. Но зато здесь знают «универсальное»хредство, которое помогает от всех болезней, сколько бы их ни было у человека. Таким средством является богорОдицкая травка. Но рвать эту свя­щенную траву надо умеючи, не иначе как со словами: «-Гебе, травонька, на исхождение, а мне, рабе божьей, на исцеление». Богородицкая травка, однако, не только исцеляет, но и спасает от порчи, от домового, когда он ночью наваливается на спящего, и предохраняет человека от всякой другой нечи­стой силы. Она приносит удачу и потому бугурОдицку траву рыбаки сабирали (кагда выяокжали в озира фсягда с сабой брали) йим бытта бох памагае.
Мы видим, какие магические свойства народ приписывает этому растению, а потому не удивительно, что и до сих пор его иногда зашивают в ладанки или просто носят при себе на сча­стье. Происхождение названия растения связано с культом богородицы.
Вера в чудодейственные травы и цветы, расцветающие в ночь на Ивана Купалу (с 23 на^4 июня ст. ст.) или, как его иногда называют, на Ивана-травника, до сих пор сильна в Псковской области. К таким травам относится папоротник, ко­торый в эту ночь цветет огненным, а иногда даже «невиди­мым» цветом, а также растение мелколепестник, который на Псковщине широко известен под названиями богАтка, богАч-ка и — реже — божАнка. Растение это прежде играло боль­шую роль в колдовстве и знахарстве. Богатка предвещает бо­гатство дому, в котором на Иванов день она расцветет. По-видимому, отсюда и произошло название. Обычай гадать на богачках сохранился в области поныне. Багачки, бажанки, их на Ивана Купалу пат паталок наторкают   и загадают — если
харашо растьвитёт — будиш ба$атым, а ни растьвятё — ни бу-диш.
Гадают теперь не только на богатство, но также и на здо­ровье, долгую жизнь, удачу и -счастье.
С народным праздником «Купало» связаны старинные обы­чаи и поверия. Об обычае олицетворять Купало в виде соло­менной куклы, иногда двух (мужской и женской), в деревнях Псковской области уже не помнят. Но пара купальских олице­творенных существ — Иван и Купала, Иван-да-Марья — дала начало названиям одноименных цветов. Народ знает и помнит и пытается по-своему объяснить происхождение этих названий. О травах и* цветах наших полей и лесов народная фантазия сложила длинный ряд сказаний. Эти легенды поражают своей поэтичностью и изяществом. Так, например, согласно купаль­ским песням, в цветок Иван-да-Марья превратились брат и сестра, обвенчавшиеся по незнанию о своем кровно*! родстве. Оказывается, что цветок Ивана и цветок Марьи четко разгра­ничиваются по цвету. Иван так цвяточик сверху сиренивенышй а снизу жолтинький. Марья — снизу жолтая, вверху белая. Иногда вмести растут в анном кустке ожанифшысь вроди (ха-тя брат и сястра).
Н. Анненков, автор известного «Ботанического словаря» (1878 г.), приводит следующее поверие, которое говорит о про­исхождении двух красок на Цветке: «Як розсердивсь брат на сестру, та no6ir за шю, надушив н: вона и пожовкла, а вш, злякавшись, сам посинив».
Название растения купАльница связано с обычаем топить 23 июня, в день Аграфены-купальницы, бани и ввязывать в ве­ники разные травы, в числе которых непременно должны быть купАльница и дремА. Веники эти потом бросают из бани, смо­трят, в какую сторону падают они комлем и по атому судяг, умрет или нет в этом году бросивший.
Некоторые названия растений основаны на легендах о чер­те, который причиняет множество неприятностей народу. Тако­во, например, название чертогрЫз (надо отметить, что в Псков­ской области это название уже забывается, гораздо чаще это растение называется синеголОвом). В Словаре церковно-сла-вянского и русского языка 1847 г. сивец луговой называется дьявольское угрызение или чертогрыз. Приводится следующая легенда, основанная на том, что эта трава имеет перееденный корень. Однажды бог спорил с чертом. Черт говорил: «Я палец перегрызу у человека». А бог сказал: «Я создам такую траву, которая может вылечить эту болезнь», И создал ее. Черт под-
грыз корень, а бог пустил отчего корешки во’ все стороны. Так эта трава корня настоящего не имеет, а живет маленькими ко­решками.
По народным повериям, бес не только вредит человеку, но и потешается над ним, «впутывает» его в разные неприятные ис­тории. Вот почему народу приходится как-то спасаться от чер­та, придумывать множество средств для защиты от дьяволь­ского измышления. Такими средствами служат в первую оче­редь растения чертогОн и чертополОх. Чертополохом в народе называют многие колючие растения, их, по мнению знахарей, боятся бесы.
Необыкновенными свойствами обладает также трава черто­гон, которая имеет способность изгонять чертей.
Таковы некоторые наблюдения над местными псковскими названиями трав и цветов. Работа основана на сравнительно небольшом материале (115 названий). Дальнейшее изучение вопроса нуждается в расширении материала, который, несом­ненно, пополнится в ближайших экспедициях.
В. Н. ЕДИНА
ЛЕКСИКА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЧЕЛОВЕКА В ПСКОВСКИХ ГОВОРАХ
Лексика внешнего облика человека в диалектах еще не подвергалась специальному изучению. В трудах диалектологов мы не находим более йлр менее исчерпывающего анализа слов, относящихся к описанию, характеристике внешнего облика че­ловека. Можно было бы назвать ряд заметок по поводу отдель­ных слов, обозначающих части человеческого тела. В рецензии Ф. И. Буслаева !) на «Опыт областного словаря» дается толко­вание значения слов: глазина, гляделки, зенко, око и др. В его же работе «Русские пословицы и поговорки»2) — толкование значения и этимология слова буркалы. В «Записках» В. И. Григоровича3) находим этимологию Слова харя. Из более поздних может быть названа статья Н. П. Гринковой «Из на­блюдений над лексикой и фразеологией русских диалектов»4). В ней, останавливаясь на фактах выразительности отдельных слов, автор приводит глагол облапить и существительное лапа. В статье М. А. Соколовой «Из истории слов основного словар­ного фонда русского языка»5) раскрывается история слов око — глаз, перст — палец.
В настоящей статье мы дадим описание значения и упо­требления лексики внешнего облика человека в современных псковских говорах в соотнесении с литературным языком.
Мы берем материал из картотеки ПОС в ЛГУ (1945—47, 1951—52, 1956—60 гг.) и в Псковском педагогическом инсти­туте (в последнем — на буквы А и Б).
В картотеке ПОС лексика внешнего облика человека пред­ставлена немногочисленными записями, так как при сборе диа­лектных материалов для Диалектологического атласа русско­го языка и для областного словаря этому кругу лексики не уделялось достаточного внимания. Большинство интересую­щих нас слов зафиксировано один раз при очень скупом кон­тексте. Ограниченность материала иногда не позволяет уста­новить смысловую структуру анализируемых слов в совокупно­сти их значений, оттенков значений и отдельных употреблений.
Однако эта группа лексики является ценным материалом для истории русского языка, так как, обладая устойчивостью, хорошо сохраняет древние элементы в своем составе.
Выбранный нами лексический материал (около 160 слов) содержит в себе слова, создающие зрительный образ, пред­ставление о внешних качествах человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Псковская жизнь как лингвистический источник
  • Из истории псковских говоров
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Этические и эстетические оценки в речи псковичей
  • Интересное