Псковские говоры 2
Хорошо известное всем растение подорожник в Псковской области носит название попУтник или потягУшки. Происхождение последнего названия связано с тем, что листья этого растения являются заживляющим, кровоостанавливающим и оттягивающим жар народным средством. ПытягУшки ета, их выжимают и рассолам замазывают где болька.
4) Хотя вера в целебные свойства растений основывается главным образом на их физиологическом действии, подмеченном народом, но первоначальный источник этой веры, бесспорно, коренится и в народных повериях. Растениям приписывались необыкновенные и чудесные свойства действовать не только на природу человека, но и влиять на чисто внешние обстоятельства его жизни: по всей вероятности, это был тот путь, которым шел народ в определении целебных свойств растений
и их действия при различных болезнях. Как отмечает В. Ф. Де-мич2), крестьяне Вологодской губернии в конце XIX века пользовались растениями в силу следующей легенды: «Когда бог пожелал сотворить человека, то начертал на песке его фигуру, а дьявол подошел и сделал на этом чертеже 77 ран-дырок. Тогда бог сказал: «Ты сделал 77 ран, а я создам 77 трав для излечения их».
Равным образом и в Пермской губернии народ верил, что всякий человек может иметь в себе 77 недугов, а от каждого из них есть целебная трава. Сколько недугов у человека — 77 или больше — этого не знают точно в Псковской области. Но зато здесь знают «универсальное»хредство, которое помогает от всех болезней, сколько бы их ни было у человека. Таким средством является богорОдицкая травка. Но рвать эту священную траву надо умеючи, не иначе как со словами: «-Гебе, травонька, на исхождение, а мне, рабе божьей, на исцеление». Богородицкая травка, однако, не только исцеляет, но и спасает от порчи, от домового, когда он ночью наваливается на спящего, и предохраняет человека от всякой другой нечистой силы. Она приносит удачу и потому бугурОдицку траву рыбаки сабирали (кагда выяокжали в озира фсягда с сабой брали) йим бытта бох памагае.
Мы видим, какие магические свойства народ приписывает этому растению, а потому не удивительно, что и до сих пор его иногда зашивают в ладанки или просто носят при себе на счастье. Происхождение названия растения связано с культом богородицы.
Вера в чудодейственные травы и цветы, расцветающие в ночь на Ивана Купалу (с 23 на^4 июня ст. ст.) или, как его иногда называют, на Ивана-травника, до сих пор сильна в Псковской области. К таким травам относится папоротник, который в эту ночь цветет огненным, а иногда даже «невидимым» цветом, а также растение мелколепестник, который на Псковщине широко известен под названиями богАтка, богАч-ка и — реже — божАнка. Растение это прежде играло большую роль в колдовстве и знахарстве. Богатка предвещает богатство дому, в котором на Иванов день она расцветет. По-видимому, отсюда и произошло название. Обычай гадать на богачках сохранился в области поныне. Багачки, бажанки, их на Ивана Купалу пат паталок наторкают и загадают — если
харашо растьвитёт — будиш ба$атым, а ни растьвятё — ни бу-диш.
Гадают теперь не только на богатство, но также и на здоровье, долгую жизнь, удачу и -счастье.
С народным праздником «Купало» связаны старинные обычаи и поверия. Об обычае олицетворять Купало в виде соломенной куклы, иногда двух (мужской и женской), в деревнях Псковской области уже не помнят. Но пара купальских олицетворенных существ — Иван и Купала, Иван-да-Марья — дала начало названиям одноименных цветов. Народ знает и помнит и пытается по-своему объяснить происхождение этих названий. О травах и* цветах наших полей и лесов народная фантазия сложила длинный ряд сказаний. Эти легенды поражают своей поэтичностью и изяществом. Так, например, согласно купальским песням, в цветок Иван-да-Марья превратились брат и сестра, обвенчавшиеся по незнанию о своем кровно*! родстве. Оказывается, что цветок Ивана и цветок Марьи четко разграничиваются по цвету. Иван так цвяточик сверху сиренивенышй а снизу жолтинький. Марья — снизу жолтая, вверху белая. Иногда вмести растут в анном кустке ожанифшысь вроди (ха-тя брат и сястра).
Н. Анненков, автор известного «Ботанического словаря» (1878 г.), приводит следующее поверие, которое говорит о происхождении двух красок на Цветке: «Як розсердивсь брат на сестру, та no6ir за шю, надушив н: вона и пожовкла, а вш, злякавшись, сам посинив».
Название растения купАльница связано с обычаем топить 23 июня, в день Аграфены-купальницы, бани и ввязывать в веники разные травы, в числе которых непременно должны быть купАльница и дремА. Веники эти потом бросают из бани, смотрят, в какую сторону падают они комлем и по атому судяг, умрет или нет в этом году бросивший.
Некоторые названия растений основаны на легендах о черте, который причиняет множество неприятностей народу. Таково, например, название чертогрЫз (надо отметить, что в Псковской области это название уже забывается, гораздо чаще это растение называется синеголОвом). В Словаре церковно-сла-вянского и русского языка 1847 г. сивец луговой называется дьявольское угрызение или чертогрыз. Приводится следующая легенда, основанная на том, что эта трава имеет перееденный корень. Однажды бог спорил с чертом. Черт говорил: «Я палец перегрызу у человека». А бог сказал: «Я создам такую траву, которая может вылечить эту болезнь», И создал ее. Черт под-
грыз корень, а бог пустил отчего корешки во’ все стороны. Так эта трава корня настоящего не имеет, а живет маленькими корешками.
По народным повериям, бес не только вредит человеку, но и потешается над ним, «впутывает» его в разные неприятные истории. Вот почему народу приходится как-то спасаться от черта, придумывать множество средств для защиты от дьявольского измышления. Такими средствами служат в первую очередь растения чертогОн и чертополОх. Чертополохом в народе называют многие колючие растения, их, по мнению знахарей, боятся бесы.
Необыкновенными свойствами обладает также трава чертогон, которая имеет способность изгонять чертей.
Таковы некоторые наблюдения над местными псковскими названиями трав и цветов. Работа основана на сравнительно небольшом материале (115 названий). Дальнейшее изучение вопроса нуждается в расширении материала, который, несомненно, пополнится в ближайших экспедициях.
В. Н. ЕДИНА
ЛЕКСИКА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЧЕЛОВЕКА В ПСКОВСКИХ ГОВОРАХ
Лексика внешнего облика человека в диалектах еще не подвергалась специальному изучению. В трудах диалектологов мы не находим более йлр менее исчерпывающего анализа слов, относящихся к описанию, характеристике внешнего облика человека. Можно было бы назвать ряд заметок по поводу отдельных слов, обозначающих части человеческого тела. В рецензии Ф. И. Буслаева !) на «Опыт областного словаря» дается толкование значения слов: глазина, гляделки, зенко, око и др. В его же работе «Русские пословицы и поговорки»2) — толкование значения и этимология слова буркалы. В «Записках» В. И. Григоровича3) находим этимологию Слова харя. Из более поздних может быть названа статья Н. П. Гринковой «Из наблюдений над лексикой и фразеологией русских диалектов»4). В ней, останавливаясь на фактах выразительности отдельных слов, автор приводит глагол облапить и существительное лапа. В статье М. А. Соколовой «Из истории слов основного словарного фонда русского языка»5) раскрывается история слов око — глаз, перст — палец.
В настоящей статье мы дадим описание значения и употребления лексики внешнего облика человека в современных псковских говорах в соотнесении с литературным языком.
Мы берем материал из картотеки ПОС в ЛГУ (1945—47, 1951—52, 1956—60 гг.) и в Псковском педагогическом институте (в последнем — на буквы А и Б).
В картотеке ПОС лексика внешнего облика человека представлена немногочисленными записями, так как при сборе диалектных материалов для Диалектологического атласа русского языка и для областного словаря этому кругу лексики не уделялось достаточного внимания. Большинство интересующих нас слов зафиксировано один раз при очень скупом контексте. Ограниченность материала иногда не позволяет установить смысловую структуру анализируемых слов в совокупности их значений, оттенков значений и отдельных употреблений.
Однако эта группа лексики является ценным материалом для истории русского языка, так как, обладая устойчивостью, хорошо сохраняет древние элементы в своем составе.
Выбранный нами лексический материал (около 160 слов) содержит в себе слова, создающие зрительный образ, представление о внешних качествах человека.
заправка кондиционера в автомобиле
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35