Псковские говоры 1
‘*) Решая вопрос об аканье и яканье в юго-западных псковских говорах, нужно учитывать, что процесс образования аканья, распространения его на территории Псковской области еще не закончился. Изучая его, нужно иметь в виду, что аканье могло проникать в псковские говоры не только с юго-запада, из белорусских говоров, как это было в период самостоятельности Пскова в силу соседства носителей этих говоров с давних пор (см. мнение проф. Р. А. Аванесова о псковских говорах как «пзрвичных сгедневелико-русских» в «Очерках русской диалектологии». М., 1949, стр. 233), но и из областей первичного образования аканья — Рязанского, Новгород-Сеаер-ского и Черниговского княжеств, где в XII—XIII вв. аканье уже существовало. Монгольское нашествие вызвало движение населения из этих мест иа север и северо-запад, что приводило к смешению акающего и окающего населения «на западе и северо-западе — в Смоленской, Полоцкой и Псковской землях. Благодаря этому аханье в XIV—XV вв. и позднее продвигается на значительные территории в западном и северо-западном направлениях н укрепляется в говорах смоленских, полоцких, псковских». (Аванесов Р. И. Вопросы образования русского языка в его говорах. Вестник МГУ, 1947, № 9, стр. 132).
и) Р. И. Аванесов. Лингвистическая география и история русского языка. Вопросы языкознания, 1952 г., № 6, стр. 35.
аканья автор видит в гдовскоя тине аканья (по Гдовскому району, где он отмечен).
«Он заключается как бы в объединении двух предыдущих типов: принцип аканья проникает в положение перед ударенным слогом с гласными нижнего и верхнего подъема, а оканье сохраняется леред ударенными гласными среднего подъема: вада, стала, вады, к сталу, но: воде, водой, на столе, сто-лом»!5). Автор считает необходимым отметить, что эти типы переходного окающе-акающего вокализма охватывают положение как после твердых согласных, так и после мягких: 1) нясла, но: несу (несу), село (село), в селе; 2) нясу, но: несла (несла), село (село), в селе; 3) нясла, нясу, но: село (село), в селе
«Параллелизм в процессе развития аканья в положении после твердых и мягких согласных в современных говорах, — заключает Аванесов, — возможно, является одним из свидетельств его более позднего, вторичного происхождения»16).
Предударный вокализм юго-западных псковских говоров является последней ступенью развития в них аканья и яканья на окающей основе. Здесь а (я) появляется не только перед гласными верхнего и нижнего подъема, но и перед гласными среднего подиема, однако отступления от сильного яканья чаще всего встречаются именно перед этими гласными (перед о и е), что также свидетельствует о том, что в наших говорах путь развития аканья и яканья протекал подобно тому как он протекает в некоторых других псковских говорах (например, в гдовских).
Сохранение о и е в заударных конечных открытых слогах в наших говорах, как и отсутствие в них диссимилятивного аканья, является свидетельством позднего происхождения аканья в этих говорах; о том же говорят и пути развития в них сильного яканья из других Типов, известных в северных районах области.
Сейчас еще нельзя с полной определенностью говорить о причинах возникновения, именно сильного яканья в исследованных говорах. Для этого необходимо тщательное специальное изучение типов предударного вокализма говоров всех районов Псковской области. Однако уже имеющийся материал, почерпнутый из предварительного сравнения типов предударного вокализма северных и южных псковских говоров,
позволяет высказать предположение, что сильное яканье в юго-западных псковских говорах развилось из ассимилятивгю-диссимилятивного (точнее — из того типа неразличения гласных неверхнего подъема после твердых и мягких согласных в первом предударном слоге, который свойственен гдобским говорам), путем обобщения гласного а (с предшествующей мягкостью) перед ударными гласными среднего подъема о и е. Особенности аканья и яканья наших говоров определяются тем,, что они сложились на северновеликорусской основе.
Памятники псковской письменности, равно как и данные о безударных гласных современных говоров более северных районов области, говорят о том, что путь, по которому проникало аканье (в широком смысле) в говоры, — ассимилятив-ность.
К работе привлекались данные о безударном, вокализме, извлеченные из исследований о памятниках псковской письменности XIV—XVII вв. Н. М. Карийского, А. А. Шахматова,
A. И. Соболевского и др.17).
Рассмотрение примеров аканья, приведенных в исследованиях А. И. Соболевского, Н. М. Карийского, А. А. Шахматова,
B. В. Виноградова и других-ученых, позволяет говорить о недиссимилятивном аканье в псковском диалекте XV—XVI в’В. На месте безударного о в памятниках находим а независимо от подъема и ряда гласного, стоящего под ударением, от характера предшествующего ему согласного.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее количество примеров аканья отмечено в случае, когда под ударением а. Заслуживает пристального внимания и то,
17) См. А. И. Соболевский. Очерки из истории русского языка, отдел «Псковский говор в XIV веке». Н. М. К а р и н с к и й. Язык Пскова и его области в XV в. СПб. 1909. Его же. Очерки из истории псковской письменности и языка. I. Исследование языка Псковского Шестолнева 1374 г. Птг, 1916. II. Мусин-Пушкинская рукопись «Слова о полку Игорезе» как памятник псковской письменности XV—XVI в. Птг, 1917. Его же. Паремийник 1271 г. как источник для истории псковского письма и языка. Сборник статей в честь акад. Соболевского. Л., 1928. А. А.Шахматов. Несколько заметок об языке Псковских памятников XIV—XV вв. ЖМНП, 19Э9, № 7. Его же. Грамота Псковского князя Ивана Александровича. Известия ОРЯС, кн. 5, 1912. А. И. Соболевский. Псковский Трефолой 1446 г. РФВ, 1833, № 1—2. Его же. Важная особенность старого псковского дозора. РФВ, 1909, № •—4. В. В. Виноградов. Исследования в области фонетики севернорусского наречия. В. I, гл. III. О произношении Ь в говорах древнего Пскова. Изв. ОРЯС, 1919, кн. 2. Т. Н. К а н д а у р о в а. К истории дсевнепсков-ского диалекта, Труды Ин-ra языкознания АН СССР, т. VIII, М, 1957. Баи дуров. «Псковское Евангелие XIV в.» РФВ, 1905, № 2. А. А. Тре-б и н. «Еще один памятник псковского говора XV в». РФВ, 1910, т. 64. ?:
что все шесть примеров аканья в первом предударном слоге, извлеченные нз памятников XIV в., исследованных А. И. Соболевским, представляют собою случаи ассимилятивного аканья: аргани, страгаша, азвася, анагашды, аслати, арганъх.
В памятниках XV—XVI вв. наибольшее число примеров аканья и яканья отмечено в случаях, когда под ударением а, а также гласные верхнего подъема и, ы, у.
Сравнение материалов о тбезударных гласных, извлекаемых из памятников псковской письменности, с материалами о безударном вокализме современных псковских говоров, позволяет говорить о том, что аканье в древнепсковском диалекте — явление позднее. Основные черты этого диалекта существовали
уже в домонгольский период и нашли довольно полное отражение в памятниках псковской письменности XIV в., аканье же в это время еще только начинало проникать в псковский диалект, появляясь раньше всего перед ударным а, затем — перед ударным а и гласными верхнего подъема, наконец — перед гласными среднего подъема.
Юго-западные псковские говоры, рассмотренные в настоящей статье, представляют последнюю ступень развития аканья {в широком смысле) в псковских говорах. Для них характерно сильное, яканье и недиссимилятивное аканье.
и. т. гомонов
ПРЕДЛОГИ В ПСКОВСКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ
Настоящая работа посвящена изучению предлогов в псковских народных говорах.
Материалом для исследования послужили данные картотеки Псковского областного словаря’) и некоторые личные наблюдения автора, сделанные им во время летних экспедиций 1958, 1960 гг.
Зная об известной неполноте этих материалов, мы решили все же подвергнуть рассмотрению не какие-либо отдельные группы предлогов, наблюдаемые в псковских говорах, а всю присущую им систему предлогов в целом. К этому побуждают нас практические задачи, встающие перед составителями Псковского областного словаря.
Цель работы; выявить с возможной полнотой все имеющиеся в псковских говорах предлоги, определить их морфологический состав и рассмотреть, хотя бы в самых общих чертах, систему отношений, выражаемых соответствующими предложными конструкциями.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРЕДЛОГОВ В ПСКОВСКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРАХ
По количеству предлогов псковские народные говоры беднее литературного языка. Из пяти морфологических типов, в которые объединяются предлоги русского литературного
Товары northland.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29