Поиск по сайту

Псковская судная грамота и гражданские права

С конституционной формулировки принципа гуманизма началась перестройка нашего сознания и общественной жизни. Авторитарное государство признавало «де юре» — основные права человека, но «де факто» картина была удручающей. Достаточно вспомнить людские беды сталинских времен, когда жизнь человека ничего не стоила по сравнению с более важными государственными делами. Миллионами человеческих жизней государство расплачивалось за коллективизацию, индустриализацию, строительство новых городов, промышленных гигантов и т.д. Все делалось для того, чтобы человек не чувствовал себя человеком. Он воспринимался как винтик в общественном механизме.
В настоящее время, учитывая горький опыт истории, важно не просто отработать систему защиты прав человека, а сформировать личность, которая осознавая себя ею, могла бы требовать этой защиты. Формирование личности начинается, как известно, с детства. Поэтому именно соблюдение прав ребенка становится в решении данной задачи главным звеном. Конечно, наши предки и не помышляли об этом.
Новые времена сформировали новые проблемы. К ним относится вопрос соблюдения и защиты прав ребенка. На его анализе необходимо остановиться подробнее, так как в Пскове и области проводится большая работа по его разрешению. Вопрос очень сложный. На это имеются объективные и субъективные причи-
ны. К объективным причинам относятся: низкий уровень социального развития в целом; несовершенство юридических законов; разрушение старой и несовершенство новой системы ценностей, а отсюда то, что называется «падением нравов». К субъективным причинам можно отнести физическую, психологическую и нравственную незрелость детей; недостаток знаний и жизненного опыта; социальную, в первую очередь материальную, зависимость от взрослых.
В настоящий момент в Российской Федерации действует большое количество законов и иных нормативно-правовых актов, так или иначе касающихся прав человека и ребенка. Хочется упомянуть только несколько основных документов — Конвенцию ООН о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс.
Конвенция о правах ребенка вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. Она охватывает весь спектр прав человека, закрепляя права ребенка на имя и гражданство с момента рождения; права детей-инвалидов; права детей-беженцев; права детей, нарушивших закон и т. д.
Главная, заложенная в Конвенции идея заключается в том, что ребенок обладает теми же правами, что и взрослый человек. Поэтому, не отрицая прав и обязанностей, ответственности за ребенка со стороны родителей (или тех, кто их заменяет), Конвенция утверждает право ребенка на свободу мысли, совести и религии, свободу выражать свое мнение, право на защиту от посягательства на личную жизнь и тайну корреспонденции и т. д.
Важно и то, что само понятие прав человека в этом документе значительно расширено: так, государства-участники обязаны обеспечить «в максимально возможной
степени выживание и здоровое развитие ребенка», принимать все меры для того, чтобы не допустить участия детей в военных действиях; защищать от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка; защищать от незаконного употребления наркотических и психотропных средств.
В Конституции Российской Федерации права детей не оговариваются особо, исключая право на образование (статья 43), защиту со стороны государства (статья 38), хотя все статьи её 2-й главы «Права и свободы человека и гражданина» ориентированы и на ребенка.
Многие положения Конвенции о правах ребенка нашли отражение в Семейном кодексе, законе Российской Федерации «Об образовании», некоторых других юридических документах.
Семейный кодекс Российской Федерации определяет положение ребенка в семье (раздел IV, «Права и обязанности родителей и детей»). Нормы Кодекса включают: право ребенка жить и воспитываться в семье; право ребенка знать своих родителей (если это возможно); право ребенка на заботу и воспитание; право ребенка на защиту и обеспеченность; право ребенка на всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; право ребенка на защиту его прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства, а с 14 лет — в суд.
Кодекс определяет основы правовой защиты ребенка от насилия в семье, закрепляет права ребенка на выражение своего мнения по всем вопросам, касающихся его жизни.
Закон «Об образовании» гарантирует права учащихся на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на
обучение в пределах этих стандартов по учебным планам; на ускоренный курс обучения; на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами; на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; на участие в управлении образовательными учреждениями; на уважение своего человеческого достоинства; на информацию; на свободу выражений собственных мнений и убеждений (ст.50, п.4); устанавливаются обязанности образовательного учреждения, в том числе обязанность соблюдать права учащихся.
Семейный кодекс и Закон «Об образовании» особенно значимы, так как определяют правовое положение ребенка в двух наиболее значимых для него сферах — семье и школе. Конечно, в законодательных актах все правильно и красиво, но в жизни все намного трудней.
Кроме изменения позиций и отношения государства к человеку, необходимо решать следующие основные проблемы: реформирование системы образования и воспитания; повышение престижа семьи; усиление роли семейного воспитания. Реформа системы образования сейчас активно осуществляется. Но она, в основном, касается количественных и качественных показателей знания, воспитание же часто остается в стороне. Хотя, очевидно, что в основу реформ должен быть положен новый (гуманистический) подход к ребенку. Трудности в осознании и принятии такого подхода лежат не столько в субъективном нежелании, сколько в укоренившихся многовековых традициях еще со времен Домостроя. Примером служат неравноправные, на уровне «господство — подчинение», отношения между учителями и учениками. Конечно, розги сейчас не применяются, но ведь насилие многогранно и примеров унижения личности ребенка много.
Что делается в Пскове и Псковской области в этом направлении? Во-первых, вводятся новые формы обучения и авторские программы, построенные на диалоге учителя и ученика. Во-вторых, во многих школах введены спецкурсы и факультативы по изучению прав человека и ребенка. В- третьих, разрабатываются стандарты охранно-защитной деятельности в отношении несовершеннолетних. В-четвертых, проводятся регулярные семинары по вопросам обеспечения и защиты прав детей для учителей и специалистов. В-пятых, развиваются и поддерживаются детские и молодежные общественные объединения и организации.
Важное место отводится вопросам семейного воспитания, повышению престижа семьи и её социальной роли. Однако центром забот, хотя и обоснованно, пока еще являются только неблагополучные, трудные семьи. Нормальная семья, к сожалению, часто остается в пасынках и выживает сама по себе. Отсюда видится необходимым помогать и «нормальным» семьям, т. е. семье вообще. Тем более, что она сегодня не котируется в молодежной среде — распространен и популярен так называемый гражданский брак. В формировании престижа семейных отношений большую роль должны играть средства массовой информации, школа. На уровне обсуждения и принятия законодательных актов по защите прав ребенка многое делается Псковским областным Собранием.
Активно действуют органы исполнительной власти. Среди направлений их работы очень привлекательно открытие общественной приемной по вопросам защиты прав детей. Органы местного самоуправления эффективно организовывают и используют уличную социальную работу, включающую мобильные группы специалистов, ориентированных на вы-
явление неформальных подростковых объединений на уровне микрорайонов; создают необходимые условия для обучения детей с различными отклонениями в развитии и состоянии здоровья; выявляют и поддерживают одаренных детей, обеспечивая соответствующие условия для их образования и творческого развития; внедряются различные формы семейного воспитания.
Таким образом, проблема защиты прав человека и гражданина, попытки решения которой видны в псковской древности, сегодня, хотя и не без трудностей, разрешаются не только на федеральном, но и на местном уровне. Псковские традиции живы и сейчас.

Н.Н. Габдулова

Кожаные БДСМ плети для людей покупайте только здесь.

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Одежда и обувь для детей всех возрастов
  • В Псковской области изменены условия покупки квартир для детей-сирот
  • Подгузники для новорожденных: особенности выбора
  • В Пскове началась реализация проекта СМСмаме
  • Интересное